Рефераты. ЦНС p> В штат нейрохирургического отделения входят врачи ней- рохирурги, средний и младший медицинский персонал, численный состав которого определяется штатом в размерах необходимых для обеспечения круглосуточного оказания медицинской помощи больным, а объем функциональных обязанностей личного состава отделения - руководством по медицинскому обеспечению армии и военно-морского флота.

- 526 -

12.1. Принципы организации нейрохирургической помощи в военном округе.

Организация нейрохирургической помощи в военном окру- ге предусматривает: с одной стороны - оказание помощи на этапах медицинской эвакуации как при травмах так и при забо- леваниях, с другой - профилактику черепно-мозговых поврежде- ний.

Проблема профилактики травм черепа, головного мозга, позвоночника и спинного мозга является крайне актуальным ввиду тяжести возникающих повреждений, огромных материальных затрат на лечение этой категории пострадавших как в раннем, так и в отдаленном периоде травматической болезни. Изучение причины травматизма, которые приводят к ее возникновению - задача медицинской службы части. Решение вопросов устранения причин - компетенция командования части.

Наиболее частой причиной возникновения черепно-мозговых повреждений является несоблюдение правил техники безопаснос- ти при обслуживании техники, выполнении строительных работ..
Другой частой причиной являются неуставные взаимоотношения.
Повреждения позвоночника и спинного мозга возникают при па- дении с высоты из-за отсутствия страховочных поясов и ныря- нии в водоемы вне специально оборудованных и отведенных для купания мест.

Контроль командованием частей неукоснительного соблюде- ния правил техники безопасности - основа профилактики ней-

- 527 -

ротравматизма.

Основой эффективного лечения пострадавших с травмой центральной нервной системы лежит преемственность оказания помощи на этапах медицинской эвакуации, целенаправленное па- тогенетическое лечение, своевременная эвакуация пострадавших в специализированное лечебное учреждение.

Помощь больным и пострадавшим должна оказываться в со- ответствии с положениями военно-полевой хирургии, а лечение проводиться только специалистами имеющими соответствующую компетенцию. Место госпитализации определяется строго инди- видуально в зависимости от тяжести повреждения, диагности- ческих возможностей лечебного учреждения и его профилизации.
При отсутствии специалиста - нейрохирурга, а в условиях ме- дицинского батальона невропатолога заниматься лечением таких больных запрещается. При лечении пострадавшего с череп- но-мозговой или осложненной спинальной травмой в момент пер- вичного осмотра врачом части на месте происшествия или в ме- дицинском пункте должны быть решены следующие вопросы:

- характер повреждения и его тяжесть;

- возможность эвакуации, транспортабельность пострадав- шего, вид транспорта и сроки эвакуации;

- лечебное учреждение в которое целесообразно направить пострадавшего по предназначению;

- объем медицинской помощи на месте и в условиях транспортировки;

- подготовка медицинских и общевойсковых документов
(медицинская книжка, направление на госпитализацию и справка командира части о причинах травмы, продовольственный аттес-

- 528 -

тат, документы удостоверяющие личность пострадавшего).

ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЯ И ЕГО ТЯЖЕСТЬ. Учитывая, что ос- новным симптомом с которым встречается врач части при осмот- ре больного непосредственно после травмы является потеря сознания, диагностика тяжести повреждения на месте проишест- вия бывает крайне затруднительна и требует проведения специ- альных методов исследования, выполнение которых возможно только в стационаре. Поэтому основная задача врача на месте проишествия обследовать пострадавшего для выявления симпто- мов характерных для повреждения центральной нервной системы, определить тяжесть нарушения витальных функций и и необходи- мость их поддержания в должном объеме, исключить повреждения костного скелета, наладить иммобилизацию поврежденного сег- мента, ввести обезболивающие ненаркотические средства, обес- печить нормальную функцию сердечно-сосудистой системы и ды- хания и транспортировать пострадавшего в специальном меди- цинском транспорте. Транспортировка "сидя" в неприспособлен- ных для этого машинах недопустима.

ВОЗМОЖНОСТЬ ЭВАКУАЦИИ, ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ ПОСТРАДАВШЕ-
ГО, ВИД ТРАНСПОРТА И СРОКИ ЭВАКУАЦИИ. Эти вопросы решаются на каждом этапе медицинской эвакуации в зависимости от сил и средств данного этапа и характера заболевания или поврежде- ния индивидуально.

Под возможностью эвакуации подразумевается оперативная обстановка данного этапа: метеорологические условия, отда- ленность района от медицинских центров, приспособленных для лечения данной категории больных и возможность без промежу- точных этапов доставки в них пострадавших. При невозможности

- 529 -

транспортировки пострадавших с травмой центральной нервной системы в специализированные клиники врач части должен стре- миться транспортировать их в наиболее мощные лечебные учреж- дения специализирующиеся на лечении категории травматологи- ческих больных в том числе и с травмой центральной нервной системы. При отсутствии военных учреждений допускается гос- питализация военнослужащих в больницы Министерства Здравоох- ранения. Такая тактика эвакотранспортного предназначения оговорена для воинских частей и подразделений расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, но в последующем с целью проведения военно-врачебной экспертизы определения годности к дальнейшей службе необходим перевод пострадавших в специализированные военные неврологические или нейрохирур- гические стационары.

Транспортабельность определяется степенью нарушения функции сердечно-сосудистой системы, дыхания, глубиной нару- шения функции и выраженностью отека мозга. Учитывая, что полноценные реанимационные мероприятия можно провести только в условиях медицинского стационара обязанностью врача части является срочная транспортировка пострадавшего в ближайший лечебный стационар с обеспечение в пути следования мероприя- тий жизнеподдержания: инфузии в периферические вены кристал- лоидных растворов, проведение искусственной вентиляции лег- ких любым доступным способом (дыхание "рот в рот", с помощью ручного дыхательного аппарата типа АДР-2, АДР-3, ДП-10), введение внутривенно обезболивающих препаратов кроме нарко- тических и седативных.

Транспортабельность пострадавших на последующих этапах

- 530 -

оказания медицинской помощи определяется выраженностью обще- мозговых проявлений (глубина нарушения сознания, выражен- ность диэнце фальных, обменных нарушений, степень отека мозга и наличие дислокационных проявлений). Считается, что макси- мальные проявления отека мозга и связанные с этим возможные дислокационные осложнения нарастают до 10 суток после трав- мы, поэтому в этот период, при возможности оказания полно- ценной специализированной помощи в данном учреждении, целе- сообразно больных не транспортировать автомобильным транс- портом. Сроки для транспортировки железнодорожным транспор- том уменьшаются до 4-6 суток соответственно.

ВИД ТРАНСПОРТА. Выбор эвакуационного транспортного средства зависит от качества автомобильных дорог, расстояния транспортировки, погодных условий, географического располо- жения пунктов предназначения и тяжести состояния пострадав- шего.

Так, при выборе автомобиля в качестве транспортного средства необходимо оценить его эксплуатационные характерис- тики, качество дорог на пути следования и даже подъезда к аэродромам, оснащенность аппаратурой жизнеобеспечения и на- личие специальной сигнализации. Наиболее отвечают перечис- ленным требованиям дороги с бетонным покрытием категории ав- томагистралей, а автомобили - типа "реанимобилей".

Несмотря на сложившееся представление об авиатранспорте как наиболее щадящем - следует с осторожностью выбирать этот вид транспорта для доставки пострадавших с черепно-мозговой травмой, больных с заболеваниями, которые могут осложниться дислокацией анатомических структур ввиду возможных перепадов

- 531 -

давления в кабине и значительной вибрации усугубляющей тече- ние раневой болезни головного мозга. Транспортировка авиат- ранспортом предпочтительна при значительных расстояниях меж- ду пунктами предназначения, невозможности обеспечить условия предъявляемые к транспортировке автотранспортом. При выборе между вертолетом и самолетом отдать предпочтение следует са- молету с герметичной кабиной и достаточным пространством в нем для размещения необходимой анестезиологической аппарату- ры. Приближенные к идеальным для транспортировки такой кате- гории больных условия созданы в специально оборудованном са- молете "Скальпель", хорошо зарекомендовавшем себя при обес- печении эвакуации различных категорий больных на значитель- ные расстояния.

Выбирая в качестве транспортного средства железнодорож- ный транспорт нужно помнить о двух видах такой транспорти- ровки. Первый - эвакуация санитарным поездом, который форми- руется при массовом потоке пострадавших во время боевых действий. Поезд оборудован операционной, стационарами, реа- нимацией, кухней, энергоблоками и др., что позволяет оказы- вать квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме в пути следования. Такой вид транспортировки позволяет перево- зить на значительные расстояния раненых с различной тяжестью повреждений. Другой вид эвакуации железнодорожным транспор- том - индивидуальный. В этом случае используются пассажирс- кие поезда общего предназначения. Целесообразно транспорти- ровать пострадавших в отдельном купе в сопровождении меди- цинского работника (в зависимости от тяжести повреждения - анестезиолога, врача или среднего медицинского работника).

- 532 -

ВЫБОР ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.Уже при оказании первой вра- чебной помощи врач части должен определить доминирующий ха- рактер повреждения, его тяжесть и целесообразность госпита- лизации в МедБ, гарнизонный или окружной госпиталь. При этом должны оцениваться необходимость проведения срочных реанима- ционных мероприятий, предполагаемый объем оказания квалифи- цированной или специализированной помощи: так на этапе ква- лифицированной медицинской помощи предполагается оказание помощи по жизненным показаниям (продолженное кровотечение, нарастающее сдавление мозга, асфиксия и др.). Лечение легкой черепно-мозговой травмы (сотрясение головного мозга) разре- шается только под наблюдением нервопатолога или при наличии врача владеющего навыками лечения нейротравматических боль- ных. Ушибы головного мозга, повреждения костей свода и осно- вания черепа лечатся на этапе специализированной нейрохирур- гической помощи. При показаниях к проведению срочных реани- мационных мероприятий необходима транспортировка в ближайшее медицинское учреждение, а при транспортабельности пострадав- шего - предпочтительна в специализированный стационар, если возможна быстрая доставка в него пострадавшего.

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ И ОБЩЕВОЙСКОВЫХ ДОКУМЕНТОВ. При транспортировке больного на всех этапах медицинской эвакуа- ции должны передаваться : 1. Заполненная врачом части меди- цинская книжка с описанием обстоятельств, характера повреж- дения и проводившихся лечебных мероприятий. В последующем в медицинскую книжку вносятся данные полученные в процессе ле- чения пострадавших вплоть до определившегося исхода (пере- водные, выписные эпикризы). 2. Направление на госпитализацию

- 533 -

подписанное командиром части и заверенное печатью. 3. Справ- ка установленной формы с указанием времени, обстоятельств и связи травмы с исполнением обязанностей военной службы. 4.
Продовольственный аттестат. 5. Денежный аттестат (для офице- ра расчетная книжка). 6. Вещевой аттестат. 7. Документы удостоверяющие личность пострадавшего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.