Рефераты. Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

Тем не менее, статистика окружающей среды является информационной базой для создания кадастров природных ресурсов (земельного кадастра, водного кадастра, лесного кадастра), которые используются на всех уровнях хозяйствования. Без них невозможно и проведение государством долгосрочной экономической политики. Кроме того, статистика окружающей среды необходима для осуществления эколого-экономического регулирования, которое, в свою очередь, также является объектом статистического наблюдения. Точнее, такими объектами являются экологические затраты и платежи.

Далее проанализируем взаимосвязи статистики окружающей природной среды с другими отраслями социально-экономической статистики.

Конкретный круг вопросов, относящихся к компетенции статистики окружающей природной среды и близким ей сферам статистических исследований, целесообразно рассмотреть на основе нижеприведенного рисунка 1, составленного авторами [15].

Статистика окружающей природной среды (Блок I), взятая в самом общем виде, включает статистику природных ресурсов (Блок IV) и статистику состояния, загрязнения (деградации) и охраны окружающей природной среды (для краткости - статистику охраны ОПС, Блок V).

К Блоку I (то есть совокупности Блоков IV и V) прилегают другие направления исследования, которые дополняют и модифицируют сферу интересов рассматриваемой статистики, не меняя существа предмета изучения.

Охрана окружающей природной среды не может осуществляться вне рамок государственного управления и регулирования, в частности вне налоговой системы, а также без перераспределения денежных средств в рамках бюджетов всех уровней управления. Эти взаимосвязи и денежные потоки отслеживают с использованием Блока XII.

Очень важной особенностью блоков VIII-XII является сквозное присутствие в них элементов статистики производства товаров и услуг природоохранного назначения (для краткости - статистика экопроизводства или экопредпринимательства, Блок XV). Статистическое отражение указанной отрасли хозяйствования (собирательного вида деятельности) является основой рассмотрения природоохранных мероприятий в рамках национального счетоводства. Показатели Блока IV направлены на статистическое изучение наличия и динамики запасов (ресурсов) отдельных видов природных богатств, включая их невозобновляемую часть (главным образом, полезные ископаемые) и возобновляемые компоненты (земельные, лесные и водные ресурсы, богатства животного мира и атмосферный воздух, ряд иных активов). Здесь же должна рассматриваться структура соответствующих природных ресурсов, их качественный состав, использование, восполнение и т.п.

Блок V связан прежде всего со статистическим изучением охраны и частично рационального использования ОПС - центрального звена рассматриваемой отрасли статистики. Сюда относятся подсистемы конкретных показателей, характеризующие:

Можно заметить, что Блоки IV и V, по существу, очень близки друг к другу и, следовательно, могут рассматриваться совместно. Внутреннее содержание приведенных блоков отражает основу предмета статистики ОПС (Блок I).

Рис. 1. Место и взаимосвязи статистики окружающей природной среды в общей системе социально-экономической статистики

Статистику окружающей природной среды следует рассматривать как самостоятельную подотрасль статистики, имеющую совместные сферы изучения и пересекающиеся интересы с экономической и социальной статистикой. На рисунке 2 представлены области пресечения интересов и показателей основных отраслей статистики со статистикой окружающей природной среды.

Рис. 2. Взаимодействие показателей статистики ОПС с другими отраслями

Сектор А. Отражает воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду в таких показателях, как забор воды, сброс сточных вод, площади нарушенных земель. Здесь весьма актуальным представляется изучение взаимосвязи между индикаторами статистики окружающей природной среды и показателями, характеризующими деятельность промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, других производственных отраслей.

Сектор В. Близкое значение в данном случае имеет статистическое отражение удовлетворенности населения качеством природной среды в местах проживания и отдыха, выявленной путем самооценки физических лиц в результате разовых социологических опросов, регулярного мониторинга мнения рядовых граждан и/или специалистов-экспертов.

Сектор С. Характеризуется данными, отражающими качество и уровень жизни населения: заболеваемости и смертности по причинам санитарного состояния селитебных зон (территорий жилых массивов и т.п.), условий труда и отдыха, отдельными индикаторами городского благоустройства, а также жилищных условий и некоторыми другими показателями социальной сферы.

Таким образом, рассматриваемая подотрасль статистики должна получить свой собственный предмет изучения, свою информационную структуру и свое особое организационное построение. Исходной базой должны были служить, в первую очередь, наработки в традиционной статистике природных ресурсов и природопользования.

Достоверность любой статистики, в том числе статистики ОПС, зависит от множества факторов. Сюда, в первую очередь, относится уровень организации статистических наблюдений, разработанность и устойчивость методологии, техническая (инструментальная) обеспеченность первичного учета и его дисциплина, степень квалификации учетно-статистических кадров, взаимодействие различных органов в ходе сбора и обобщения данных, система контрольно-проверочной деятельности и ее эффективность и т.д. Естественно, что в основе всего этого должны находиться осознание важности проблемы и востребованность достоверной информации на всех уровнях управления [18].

В целях повышения качества статистической информации об экологическом состоянии Российской Федерации и обеспеченности ее основными природными ресурсами необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти продолжать работу по совершенствованию статистического наблюдения за использованием и воспроизводством природных ресурсов и охраной окружающей среды по следующим основным направлениям:

- актуализация системы статистических показателей и методологии их построения для выполнения международных информационных обязательств по вопросам экологии;

- совершенствование статистического наблюдения за расходами, связанными с охраной окружающей среды, на основе использования методологических подходов к учету природоохранных затрат, разработанных Статистическим управлением Европейских сообществ совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития.

Проведение указанных работ потребует изучения методологических разработок международных организаций и проведения пилотных обследований по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.

1.2 Эволюционное развитие нормативно-правового регулирования нематериальных активов

При современном уровне развития рынка предприятия не могут получить существенных преимуществ только за счет материальных и финансовых ресурсов. Решение данной проблемы в настоящее время во многом зависит от эффективности использования уникальных по своей природе ресурсов нематериального, неосязаемого характера.

Реально оценивать финансовое состояние предприятия без достоверных сведений о том, какой интеллектуальной собственностью оно располагает, невозможно. Поэтому анализ порядка бухгалтерского учета нематериальных активов в настоящее время приобретает особую актуальность.

Нематериальные активы играют важную роль в процессе создания богатства. Прибыльность предприятий чаще увеличивается благодаря интеллектуальным способностям руководителей. Стоимость материальных благ часто определяется инновациями, воплощенными в продукты, внедренными на предприятии ноу-хау, привлекательностью торговой марки, деловой репутацией фирмы - это и есть нематериальные активы предприятия.

В последнее время знания, компетенции и другие нематериальные активы стали ключевыми факторами конкурентных преимуществ фирм в экономике наиболее развитых стран. Возрастание роли знаний и быстрая экспансия рынков товаров и факторов производства способствовали превращению нематериальных активов в основу конкурентной дифференциации фирм во многих отраслях. Вызовы, с которыми сталкивается менеджмент в своих усилиях по повышению ценности бизнеса, становятся по сути все менее административными и все более предпринимательскими.

Ключевые факторы создания богатства в начале XXI в. кроются в создании новых предприятий, обновлении фирм-старожилов, эксплуатации технологических ноу-хау, интеллектуальной собственности и брэндов, а также в успешном развитии и коммерциализации новых товаров и услуг. Эти обстоятельства имеют значительные последствия для управления фирмами. Менеджеры должны осознать, что в условиях открытых нерегулируемых рынков те сферы, в которых можно получить экономические выгоды, все более и более становятся узко определенными [19].

В настоящее время формирование полной информации о финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций невозможно без информации о таком виде внеоборотных активов, как нематериальные.

Для перспективного функционирования предприятия необходимо создание и внедрение инновационных проектов, разработка и внедрение новых, более усовершенствованных программ на предприятиях, т.е. необходимо разрабатывать и внедрять инновационную деятельность на предприятиях нашей страны. Но, по нашему мнению, этого достигнуть невозможно, не изучив эволюционное развитие законодательной базы нематериальных активов.

Категория «нематериальные активы» - это относительно новая учетно-экономическая категория, вошедшая в отечественный бухгалтерский учет в конце 80-х гг. ХХ в. Процесс эволюции нематериальных активов прошел несколько ключевых этапов.

Основной целью первого этапа (май 1988 - май 1992 гг.) было внедрение в отечественную учетную практику понятия «НМА». В Письме Минфина и Госкомстата СССР был определен перечень объектов, относимых к НМА. Также, понятие «НМА» упоминалось в Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР, в Письме Минфина СССР об особенностях исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) на совместных предприятиях, создаваемых на территории СССР и в Письме Минфина СССР о порядке составления годовых бухгалтерских отчетов предприятиями с иностранными инвестициями [59]. Для отражения в учете данного вида активов был определен специальный счет.

Второй этап (июнь 1992 - декабрь 2000 гг.) характерен определением признаков, необходимых для того, чтобы отнести объект в состав НМА. На данном этапе в Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия были выделены признаки, относящие объект к составу НМА.

Особенностью третьего этапа (с января 2001 по январь 2002 гг.) является введение в действие ПБУ 14/2000 «Положение по ведению бухгалтерского учета нематериальных активов». В данном положении было использовано новое, более четкое определение НМА. Данный этап предусматривает выделение признаков, выполнение которых позволяет отнести объект к категории «НМА».

Основной целью четвертого этапа (с января 2002 по декабрь 2007 гг.) было введение понятия НМА в систему налогового учета, который получил нормативное закрепление в 2002 г. со вступлением в силу гл. 25 НК РФ. Установленный его нормами порядок признания объектов в качестве НМА оперирует теми же принципами и подходами, которые используются для целей бухгалтерского учета. Однако, несмотря на аналогию подходов, в их трактовке и составе для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли имеются существенные различия, которые наилучшим образом видны при проведении сопоставительного анализа гл. 25 НК РФ и ПБУ 14/2000. Его результаты позволяют отметить следующее. Перечень объектов, относимых к НМА нормами гл. 25 НК РФ, так же, как и бухгалтерский, является открытым (на это указывает, содержащийся в нем оборот «в частности»), однако имеет некоторые отличия. Так, для целей налогового учета к НМА не относятся организационные расходы и деловая репутация организации, в отличие от ПБУ 14/2000. Не включены в состав НМА и исключительные права на произведения науки, литературы и искусства, которые полностью отвечают критериям, установленным ст. 257 НК РФ, должны включаться и в налоговый состав НМА. В то же время для целей налогового учета к НМА относится исключительное право на фирменное наименование, владение секретами производства (ноу-хау), процессом, информацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.