- М.С. Барахоева (вопросы развития стратегического учета затрат) и др.
Таким образом, проведенный анализ понятийных аппаратов данных концепций показал, что они во многом схожи. Сравнительный анализ исторического аспекта представил различие в причинах и времени возникновения данных концепций.
2.3 Внедрение и развитие системы управленческого учета на предприятии
В настоящее время актуальным является информационное обеспечение менеджеров организации в количественных и качественных показателях для более эффективного управления хозяйственными процессами.
Каждый вид учета играет свою особую роль в информационном обеспечении управления. Наиболее ценную информацию дает управленческий учет, который максимально гибок и подстраивается под конкретные запросы определенных пользователей. Однако информационной базой для него служат данные финансового учета.
Определения управленческого учета в обобщенном виде можно представить следующим образом:
1) управленческий учет - подсистема бухгалтерского учета, информация которой используется для управления и контроля за деятельностью последней (А. Шеремет, Н. Кондраков, М. Вахрушина, В. Ивашкевич, С. Николаева, С. Шапигузов и др.);
2) управленческий учет представляет собой интегрированную систему учета, нормирования, планирования, контроля и анализа с целью формирования информации для принятия управленческих решений (Т. Карпова, В. Палий и др.);
3) управленческий учет представляет собой производственный учет и калькулирование себестоимости продукции в системе бухгалтерского учета, информация которого используется для управления предприятием (П. Безруких, С. Стуков и др.).
С учетной точки зрения управленческий и финансовый учет основаны на одном и том же массиве первичных данных, но представляют их различную интерпретацию и воплощение в различной итоговой информации, как показано на рисунке 7.
Рис. 7. Взаимосвязь бухгалтерского, производственного и управленческого учетов
В основе управленческого учета лежат следующие источники: технология бизнеса, его нормативная база и учетная политика предприятия.
Функции системы управленческого учета включают:
– планирование;
– организацию;
– учет и контроль;
– поощрения и компенсации;
– оценку эффективности деятельности менеджеров и персонала;
– координацию и обмен информацией.
Для достижения главной цели управленческого учета - предоставление аналитической информации для аппарата управления - необходимо решение следующих задач: сбор разносторонней информации о деятельности объекта управления, информация должна быть определенным образом сгруппирована и дифференцирована в соответствии с этапами принятия управленческих решений; оперативное обеспечение управления необходимой информацией; создание аналитического инструментария, адекватного сложившейся ситуации, обеспечение объективности предоставляемой информации и возможности ее анализа.
Построение системы управленческого учета на предприятии это весьма сложный и всякий раз строго специфический процесс. Каждая организация индивидуальна и неповторима. Поэтому организация информационных потоков в организациях должна способствовать решению именно того круга задач, который наиболее актуален для конкретной организации и определен руководством в качестве приоритетных.
Управленческий учет, прежде всего, выполняет задачи оперативного управления результатами финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности организации и тем самым обеспечивает само ее существование на рынке. В ходе процесса управления реализуется стратегия функционирования и развития организации, полученные результаты сверяются с заданными целями, отклонения анализируются, принимаются соответствующие решения по устранению недостатков. Этот вид учета ориентирован на будущее по своему содержанию и назначению.
Управленческий учет должен включать, помимо планирования, учета и анализа затрат и результатов, связанных с выпуском и реализацией продукции, оказанием услуг, выполнением работ, оперативный и стратегический учет и анализ всей деятельности организации, в том числе и положение организации относительно конкурентов на рынке, с целью укрепления ее собственных стратегических позиций на рынке.
Управленческий учет, как таковой, появился сравнительно недавно, хотя в международной практике бухгалтерского учета обособление управленческого учета относят к середине XX в. Цель управления реализуется в ожидаемых результатах хозяйствования, с помощью данных учета необходимо эти результаты уметь предвидеть и обеспечить их достижение. Становление и развитие управленческого учета должно быть ориентировано не только на оперативное управление и удовлетворение текущих потребностей, но и на ближайшую и более отдаленную перспективу. Традиционный учет того, что есть фактически, дополняется учетом того, что будет в перспективе.
Основным отличием управленческого учета от бухгалтерского является предназначение его данных для использования менеджментом организации, т.е. для внутреннего потребления. В отличие от обычного бухгалтерского учета, функционирующего строго в рамках государственной нормативно-законодательной базы, целью управленческого учета является необходимость информационной поддержки руководителя при принятии управленческих решений и обеспечение непрерывности и бесперебойности функционирования сервиса организации.
Определяя сферу функционирования управленческого учета, нужно учитывать следующее: несмотря на то, что в международной практике бухгалтерию принято делить на финансовую и управленческую, все же международные стандарты учета, на которые Россия переходит сегодня, имеют отношение именно к системам финансового учета. А что касается внутреннего учета в организации, то вопрос о его создании и использовании решает сама администрация организации. В данном случае управленческий персонал должен поставить перед собой цель и обеспечить решение задач, связанных с достижением этой цели.
Во многом эффективность деятельности любой организации определяется возможностью и умением собирать, регистрировать, группировать и анализировать информацию (как из внутренней, так и из внешней среды). Причем данные процессы должны происходить на базе использования современных технологий, что обеспечивает не только снижение трудоемкости учетно-аналитических процедур, но и принятие наиболее адекватных сложившейся ситуации и эффективных управленческих решений.
Рыночные условия хозяйствования предусматривают использование организацией достаточно широкого диапазона стратегий поведения в различных сферах деятельности. Собственно круг необходимой для управления информации практически не ограничен. Однако для того чтобы построенная аналитическая система управленческого учета эффективно функционировала, необходимо четкое распределение ответственности и полномочий между всеми участниками процесса учета, анализа и принятия управленческих решений. Должны быть четко определены исполнители всех необходимых действий, причем ответственность за исполнение соответствующих обязанностей должна быть реальной и четко распределенной.
Как показывает практика, отечественные предприятия большое значение придают процессу планирования деятельности как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Процесс планирования, во-первых, служит средством реализации стратегии организации, во-вторых, способствует улучшению качества производимой продукции и производственных процессов в целом, в-третьих, способствует совершенствованию организационных форм и методов управления деятельностью организации.
Несмотря на то, что многие ученые-экономисты не разграничивают производственный и управленческий учет, можно сказать, что следует делать различие между производственным и управленческим учетом. В системе производственного учета определяются производственные затраты для оценки стоимости материально-производственных запасов, что отвечает требованиям внешней отчетности, в то время как задачей управленческого учета является подготовка соответствующей финансовой информации для должностных лиц внутри организации, которая необходима им для принятия правильных решений.
Постановка управленческого учета во многом зависит от существующей в организации учетной практики и понимания того, что организация представляет собой сложную сквозную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных друг с другом подсистем, что дает возможность объяснить почему управленческий учет как система не просто учет, но и анализ данных с выходом на систему информационно-аналитической поддержки системы принятия эффективных управленческих решений и планирования дальнейшей деятельности организации на основе этих решений.
Организацию и руководство управленческого учета в целом осуществляет руководитель организации. В зависимости от объема учетной работы и целей организации управленческий учет может осуществляться:
1) специально утвержденным структурным подразделением, возглавляемым соответствующим руководителем;
2) специалистами (бухгалтерами-аналитиками), введенными в штат бухгалтерии;
3) самим руководителем организации;
4) специализированной фирмой.
Для того чтобы организация управленческого учета была рациональной, необходимо разработать план его организации. План организации управленческого учета должен состоять из следующих разделов:
1) план документации и документооборота;
2) перечень необходимых показателей и способов их расчета;
3) план отчетности;
4) план технического оформления учета;
5) план организации труда работников, занимающихся управленческим учетом.
При составлении плана документации и документооборота рекомендуем использовать соответствующие разделы финансового учета, дополняя их различными видами документов, используемых только в управленческом учете.
Потребителями результатов управленческого учета являются: собственники, совет директоров, высший управленческий персонал, администрация, менеджеры, внутренний аудит. И именно аспект управленческих решений является целевым при формировании аналитической системы управленческого учета в организации.
Основными этапами построения и развития системы управленческого учета являются:
I этап:
- разработка и утверждение структуры центров прибыли и центров затрат организации для целей планирования последующего контроля исполнения плановых показателей, оценки финансовых результатов деятельности подразделений;
- разработка методики расчета финансовых результатов по центрам прибыли и центрам затрат.
II этап:
- унификация реестра продукции и тарифов организации для целей построения функционально-стоимостного анализа по продукции, услугам и покупателям (заказчикам);
- завершение описания бизнес-процессов организации с целью поддержки боле точных расчетов разнесения издержек по видам продукции, услуг;
- разработка и утверждение плана мероприятий по внедрению информационной системы, поддерживающей технологию управленческого учета и анализа организации.
Важнейшим фактором при создании системы управленческого учета является ее экономическая эффективность. Это те выгоды, которые организация получает от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решений. Внедрение и эксплуатацию системы управленческого учета только тогда можно считать оправданными, когда полученный в результате положительный эффект превосходит необходимые для создания данной системы затраты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35