Рефераты. Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

Специалисты экспертной группы Ассоциации «Рослизинг» предлагают разработать три основных документа:

- документ, определяющий принципы составления финансовой отчетности, которые будут соответствовать МСФО 17 и не противоречат российскому законодательству;

- документ, определяющий использование бухгалтерских счетов и проводок. Правила бухгалтерского учета должны быть понятны российским бухгалтерам и налоговым инспекторам;

- дополнительный документ, методические рекомендации, содержащие разъяснения и примеры, объясняющие взаимосвязь бухгалтерского учета с отчетностью и нормативными документами [27].

Мы согласны с экспертами группы ассоциации лизинговых компаний, которые полагают, что работу необходимо начать с согласования общих принципов ведения бухгалтерского учета. Эти принципы, в первую очередь, должны обеспечить удобный переход от учета к отчетности. Другими словами нужно определить, что именно необходимо отражать в отчетности, а затем переходить к разработке соответствующих норм учета.

Важное требование к конечному документу - однозначность понятийного аппарата: все термины должны быть четкими и не допускать различного толкования. Мы согласны с мнением членов экспертной группы, которые считают, что в качестве основных принципов Проекта, требующих согласования, можно выделить следующие:

- какие активы, операции будут регулироваться будущим ПБУ, как их систематизировать, выделять;

- у кого из участников арендных (лизинговых) отношений должно учитываться имущество и в каком порядке;

- как начислять амортизацию, следует ли каким-либо образом сумму лизинговых платежей выделять/разбивать на части (в т.ч. с выделением выкупной стоимости);

- как определять срок полезного использования имущества;

- как оценивать различные варианты окончания сделки лизинга (при досрочном выкупе, наступлении страхового случая, изъятии) с участием лизингополучателя и третьими лицами (поручители, покупатели и др.);

- как учитывать модернизацию, ремонт имущества;

- какие операции и показатели подлежат раскрытию в отчетности и в каком объеме [27].

Таким образом, этот проект должен учитывать российскую специфику лизинговых сделок, организацию учетного процесса, организацию порядка отражения, раскрытия информации в отчетности по лизинговым операциям и опираться на методические разработки, используемые в настоящее время в российских лизинговых компаниях. Цель ПБУ «Учет аренды» должна заключаться «в определении единого методологического подхода к классификации и учету арендных операций участниками договора. Логика и содержание учетных записей при отражении аренды определяются прежде всего ее видом» [27].

В октябре 2007 г. Российская ассоциация лизинговых компаний завершила разработку проекта Положения бухгалтерского учета лизинговых операций. Доработанный Проект ПБУ лизинговых операций в начале 2008 г. был направлен на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации.

1.6 Методические основы формирования учетной системы в туристических организациях

Правильное построение учетно-аналитической системы в туристических организациях обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает использование учетных методов и иных элементов методологии учета.

Туризм относится к сфере услуг и представляет собой одну из самых динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Как любая отрасль, туризм имеет свои особенности. Главной особенностью туризма является оказание услуг только одной категории потребителей - туристам. Другая особенность заключается в невозможности оценки качества туристского продукта потребителем (туристом) до продажи данного продукта. В связи с этим для туристской деятельности существенное значение имеет маркетинг и такой его элемент, как рекламная политика. Эффективность работы туристской организации во многом определяется и наличием качественной информационной базы, а также системы поддержки маркетинга.

Развитие туризма в России требует эффективного использования государством правовых и экономических рычагов.

Правовое регулирование туристской деятельности осуществляют федеральные органы государственной власти в лице Министерства экономического развития и торговли РФ.

Программа реформирования и развития отечественного туризма осуществляется медленно. Это обусловлено множеством проблем, возникающих в области международного и внутреннего туризма. Так, развитию въездного туризма мешает недостаточно развитая материально-техническая база туристских организаций.

Одно из направлений развития туризма и совершенствования качества туристского продукта - реформирование системы нормативно-правового регулирования туристской деятельности в РФ.

Финансово-хозяйственная деятельность туристских организаций регулируется международными и внутренними документами, имеющими как регламентационный, так и рекомендательный характер.

Правовые отношения между государством, туристскими организациями и потребителями туристского продукта регулируются договором, в котором должны указываться: принципы, цели и задачи международного туристского обмена, объем таможенных льгот, условия перемещения туристов по стране, порядок страхования, условия транзитного проезда, иные условия. При этом важно отсутствие противоречий во взаимоотношениях между участниками данного договора (соглашения) в части прав, обязанностей и ответственности.

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаций-туроператоров, показало, что в них не определен тип договора, регулирующего отношения между туроператором и турагентом. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» приведено понятие «приобретение права на услуги». Полагаем, что это некорректно как с юридической, так и с экономической точки зрения. Юридическая неточность состоит в том, что поставщики услуг не реализуют права на свои услуги, а продают эти услуги по договорам возмездного характера.

В туристской деятельности правовые отношения оформляются договорами различных видов: договорами купли-продажи, возмездного оказания услуг, в том числе услуг гостиниц, перевозки, страхования, договорами комиссии, поручения, агентскими договорами.

В Гражданском кодексе РФ рассмотрены три вида посреднических сделок: по договорам комиссии, поручения и агентскому договору.

Туристские организации в основном заключают договоры универсального характера. Большая часть договоров, например комиссии и поручения, не отражают особенностей туристской деятельности. Наиболее целесообразным является использование агентского договора.

Статьей 1005 ГК РФ установлено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязана за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Особенностью агентского договора является то, что по нему можно совершать не только юридические, но и фактические действия.

К агентскому договору предъявляются определенные требования. В нем, в частности, должны быть указаны:

- наименование организации-партнера турагента;

- сумма агентского вознаграждения. Обычно его размер определяется в виде процента от стоимости реализованных туров. Агентское вознаграждение может быть установлено в виде фиксированной суммы.

К договору прилагается отчет агента. При необходимости отчет сопровождается оправдательными документами.

Может быть составлен субагентский договор. Он прилагается в случае переуступки агентом своих прав организации-субагента. Ответственность за соблюдение условий договора с организацией-туроператором сохраняется за агентом.

В целях укрепления деловых связей туроператору и турагенту следует заключать пролонгированный договор.

В последнее время в хозяйственной практике многих организаций, осуществляющих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность в разных сферах, активно применяется сравнительно новый вид договора - договор франчайзинга. Франчайзинг представляет собой передачу или переуступку прав на использование некоторых видов собственности. Существуют две стороны франчайзинга: франчайзи (организация-покупатель) и франчайзер (организация-продавец).

Поскольку договор фрайчайзинга не что иное, как договор коммерческой концессии, правовое регулирование отношений по такому договору осуществляется согласно ст. 1072 ГК РФ.

Применительно к туристской деятельности заключение договора фрайчайзинга означает предоставление прав на продажу турпродукта, сформированного туроператором, турагенту. В процессе исполнения договора фрайчайзинга турагент использует фирменное наименование и товарный знак туроператора. Порядок использования товарного знака определен Законом РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

В соответствии с договором фрайчайзинга туроператор-право-обладатель обязан передать турагенту по этому договору техническую коммерческую документацию, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления прав по данному договору, проинструктировать турагента и его работников по вопросам, связанным с осуществлением таких прав и выдать соответствующие лицензии (разрешения).

Оплата услуг, предоставляемых туроператором по договору фрайчайзинга, осуществляется на основании ст. 1030 ГК РФ. Турагент может погашать задолженность перед туроператором в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену турпродукта.

Рассматривая сущность и перспективы развития фрайчайзинга в России, нельзя не отметить ряд проблем, например:

- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы фрайчайзинга;

- проблемы финансирования фрайчайзинговой деятельности;

- отсутствие информационного обеспечения;

- недостаточная осведомленность предпринимателей о преимуществах фрайчайзинга.

Регламентация правовых и договорных отношений между турагентом и туристами осуществляется Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ». Этим законом устанавливается, что отношения турагента и туриста оформляются договором купли-продажи, в соответствии с которым турпродукт передается в собственность как совокупность неимущественных прав.

Эта норма противоречит ст. 454 ГК РФ, которая гласит: «Одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)» [12].

В случае приобретения турпродукта в собственность турагент выдает потребителям турпутевки по форме № ТУР-1 исключительно от своего имени. В соответствии с гражданским законодательством организация-турагент несет ответственность за качество проданных турпродуктов по нормам ГК РФ и Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В целях бухгалтерского и налогового учета реализуемые путевки следует отражать как услуги, выполненные по договору возмездного оказания услуг. Если организация-турагент идентифицирует туристский продукт как часть материально-производственных запасов (согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»), то во избежание проблем во взаимоотношениях с налоговыми органами турагент должен учитывать турпродукт как услуги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.