Рефераты. Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

Мы считаем, что при разработке методики внутреннего налогового аудита санаторно-курортных организациях целесообразно использовать отраслевой подход с учетом положений Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», т.к. это позволит учесть особенности проверки состава доходов и расходов на выполнение работ, организации управленческого учета и т.д.

Так, методику проведения внутреннего налогового аудита санаторно-курортных организаций, по нашему мнению, необходимо строить с учетом следующих аспектов: организационно-правовые основы и структура санатория; калькулирование статей расходов по санаторно-курортной путевке; бухгалтерский учет затрат курортных услуг и налогообложение.

Все три указанных аспекта тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Первый из них важен как на этапе предварительного планирования, так и в процессе проведения внутреннего налогового аудита. В целях определения объема выборки и аудиторских процедур аудитору следует установить организационно-правовую форму и структуру санатория, виды деятельности и наличие соответствующих лицензий. На основе установленного делаются выводы об отраслевых особенностях организации, о возможных способах бухгалтерского учета и налогообложения и в зависимости от них формируются дальнейшие этапы проверки, предусматриваются соответствующие аудиторские процедуры.

Аспект второй - калькулирование статей расходов санаторно-курортных путевок. В рекреационной отрасли калькулирование является основой исчисления себестоимости санаторно-курортных услуг и, следовательно, имеет непосредственное отношение к формированию затрат организаций санаторно-курортного комплекса. Без знания основ калькулирования аудитору практически невозможно оценить реальность величины затрат на предоставление санаторно-курортных услуг. Аудитор должен уметь калькулировать статьи расходов путевок различных категорий, в том числе детских, в зависимости от комфортности номера, наличия усиленного питания, большого количества медицинских и лечебных процедур и т.д. Различия в отпускной цене путевок должны подтверждаться расчетами и планируемыми расходами по каждой статье калькуляции.

Третий аспект напрямую касается правильности отнесения затрат на предоставление санаторно-курортных услуг по статьям затрат, применяемым в учете организаций санаторно-курортного комплекса, их распределение по объектам учета, соответствия бухгалтерских записей по учету хозяйственных операций типовой корреспонденции счетов. Изучив два предыдущих аспекта, достаточно квалифицированный аудитор имеет полное представление о порядке учета затрат на предоставление санаторно-курортных услуг и о том, какие последствия влечет за собой нарушение методологии учета. Из-за ошибок в учете затрат могут быть неверно сформированы показатели бухгалтерской отчетности и, следовательно, искаженно исчислены налоги. Особенности в учете организаций санаторно-курортного комплекса определяют и особенности применяемых аудиторских процедур.

Номенклатура статей затрат, их состав и методы распределения по видам услуг должны определяться методическими рекомендациями, учитывающими специфику деятельности и особенности отрасли.

Для санаторно-курортной отрасли целесообразна группировка расходов по калькуляционным статьям, которая может быть применена санаториями для учета затрат на обслуживание отдыхающих и больных:

- заработная плата персонала;

- единый социальный налог (взнос) с отчислением по тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- диетическое питание;

- курортное лечение (лечебные процедуры и медикаменты);

- курортно-досуговое обслуживание;

- хозяйственные расходы;

- амортизация основных средств;

- благоустройство территории;

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прочие производственные расходы;

- непроизводственные расходы.

На наш взгляд, к основным отраслевым особенностям при проведении аудита в санаторно-курортных организаций следует отнести:

1) необходимость контроля и учета процесса движения бланков строгой отчетности - путевок, курсовок и других разрешенных к применению без контрольно-кассовых машин;

2) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость и подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость услугам;

3) обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, осуществляемым в различных режимах налогообложения, в том числе переведенным на уплату единого налога на вмененный доход;

4) контроль «недозаездов» и досрочных отъездов отдыхающих и связанных с этим оплаты путевок и списания продуктов питания. Для отражения в бухгалтерском учете недозаездов и досрочных отъездов должна быть выработана единая методология, основанная на понятии «доход» в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации «Реализация товаров, работ или услуг»;

5) наличие и возможность установленных «Правилами санатория» «сухих пайков», порядок их выдачи, учета и налогообложения;

6) определение условий, порядка и учета возврата частичной оплаты стоимости путевки при необходимости досрочных выездов;

7) разработку системы скидок на санаторно-курортные путевки при их продаже потребителям посредниками (турагентами) в зависимости от сезонности и сроков поступления авансов (предоплат);

8) разработку и внедрение норм и нормативов, не установленных нормативными актами, их регулярный пересмотр, пересчет на фактически отработанные санаторием койко-дни и обслуженное количество отдыхающих. Например, списание моющих и дезинфицирующих средств для нужд столовой санатория должно производиться с учетом фактического количества питающихся и рекомендованными нормами расхода каждого используемого средства;

9) определение порядка фиксации не предоставленных отдыхающим лечебных процедур в связи с их добровольным отказом или по рекомендации врача;

10) включение в калькуляции на календарный год праздничных и иных событий, предусматривающих дополнительное питание, которое приводит к удорожанию койко-дня, а также прочих дополнительных расходов по статье «Культурно-досуговые мероприятия»;

11) составление меню-раскладки, учитывающего профиль заболеваний, диетическую направленность и необходимое количество килокалорий;

12) обоснование методов распределения в бухгалтерском учете общехозяйственных расходов между видами получаемых доходов, в том числе облагаемых разными налоговыми режимами;

13) необходимость внедрения специализированных первичных бухгалтерских документов;

14) обоснование норм расходов на озеленительные мероприятия, на содержание паркового хозяйства с учетом произрастающего количества одно- и многолетних зеленых насаждений, их ценности, площади земли и т.д.

Рассмотрев указанные особенности, мы пришли к выводу о необходимости разработки внутреннего стандарта, который включает отраслевую методику для проверки налогов.

Методика аудита отдельных налогов, уплачиваемых санаторно-курортными организациями, разрабатывается примерно по той же схеме, как и методики аудита отдельных участков бухгалтерского учета. Так составляется методика, которая должна включать в себя:

1. Общие положения стандарта

1.1.Цель и основания разработки стандарта

1.2. Необходимость использования стандарта

1.3.Сфера применения стандарта

1.4.Взаимосвязь с другими стандартами

1.5. Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами

1.6.Срок действия

2. Сущность внутреннего стандарта

2.1. Основные требования

2.2. Методология решения указанной проблемы.

3. Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов

4. Источники информации, используемые при аудите: первичные документы по разделу учета и налогообложения; регистры налогового учета, регистры аналитического и синтетического учета; налоговые декларации

В разделе 1 «Общие положения» рассматриваются цели и основания разработки стандарта, положения о необходимости использования стандарта, сфера его применения и срок действия.

Раздел 2 «Сущность внутреннего стандарта» включает в себя следующие подразделы:

– «Основные требования». Здесь рассматриваются основные требования, которым должен следовать внутренний аудитор при проведении проверки по соответствующим налогам;

– «Методология решения указанной проблемы» рассматривается в форме общего плана и программы проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по соответствующему налогу. Методика внутреннего налогового аудита включает этапы и последовательность проведения аудита, определение характера проверки каждого участка бухгалтерского учета и налогообложения доходов и перечня используемых внутренним аудитором процедур, указываются объекты аудита, к которым относятся налоги, подлежащие аудиторской проверке. Показатели, являющиеся источниками формирования проверяемых налогов, могут быть представлены в виде таблицы.

В разделе 3 «Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты соответствующих налогов» приводятся все нормативные акты, регулирующие установленные правила ведения налогового и бухгалтерского учета, порядок налогообложения проверяемых налогов и хозяйственных операций, связанных с объектом проверки.

Перечень основных нормативных документов включает Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по налогам, действующим на подведомственной им территории, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, закон, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции и др., которыми должен руководствоваться внутренний аудитор при проверке базы соответствующего налога.

В разделе 4 «Источники информации, используемые при аудите» приводятся документы, служащие основанием для отражения в учете операций, которые формируют налоговые базы проверяемых налогов.

Перечень первичных документов приводится по каждому налогу, что позволяет внутреннему аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.).

Наличие перечня налоговых рисков в санаторно-курортной организации позволяет внутреннему аудитору определить их соответствие с общепринятыми и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.

Внутренние аудиторы, получающие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

По приведенной выше схеме можно составлять методику для различных налогов, уплачиваемых санаторно-курортной организацией.

Программа внутреннего налогового аудита для санаторно-курортной организации включает проверку тех налогов, которые непосредственно уплачивает экономический субъект. В настоящее время налогообложение субъектов рекреационной сферы предусматривает уплату следующих видов налогов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.