Рефераты. Аспекты совершенствования бухгалтерского учета в условиях слияния с МСФО

1) налог на прибыль санаторно-курортной организации (в соответствии с гл. 25 НК РФ);

2) налог на имущество (в соответствии с гл. 30 НК РФ, начиная с 01.01.04 г. согласно вступившему в силу закону Ставропольского края № 44-КЗ);

3) транспортный налог (в соответствии с гл. 28 НК РФ, по закону Ставропольского края № 52-КЗ от 27.11.02 г. (в ред. от 28.11.2006 г. № 84-кз);

4) налог на добавленную стоимость (НДС) на оказание дополнительных (платных) услуг (в соответствии с гл. 21 НК РФ);

5) земельный налог (в соответствии с гл. 31 НК РФ, Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 28.02.2007 г. № 21-ФЗ);

6) единый социальный налог ( в соответствии с гл. 24 НК РФ);

7) единый налог на вмененный доход.

Проведение внутреннего налогового аудита включает 3 этапа:

1-й - организация и планирование;

2-й - основной;

3-й - заключительный.

Представим развернутую характеристику каждого этапа:

1 этап. Организация и планирование:

1.1. Знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью санатория

1.2. Изучение учетной политики

1.3. Предварительная оценка существующей системы налогообложения

1.4. Представление о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторский риск

1.5. Разработка общего плана и программы аудита

2 этап. Основной - проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет:

2.1. Аудит прямых налогов

2.2. Аудит косвенных налогов

3 этап. Заключительный:

3.1. Формирование пакета документов

3.2. Составление аудиторского отчета о степени достоверности формирования, отражения в учете уплаты экономическим субъектом налога на прибыль во всех существенных аспектах

Следует отметить, что периодически уплачиваемые налоги могут быть не всеми налогами, которые должен уплачивать санаторий. В частности, может возникать обязанность время от времени уплатить налог в качестве налогового агента, например, налог на добавленную стоимость в соответствии со ст.149 НК РФ. Поэтому программа проверки должна содержать все возможные налоги, которые могут ошибочно не уплачиваться экономическим субъектом. В данном случае при составлении программы внутреннего налогового аудита используется принцип осторожности и разумного сомнения в эффективности системы внутреннего контроля санаторно-курортной организации.

По нашему мнению, на этапе планирования целесообразно предложить лицу, ответственному за исчисление налогов в проверяемом санатории, заполнить анкету, которая содержит список всех налогов (федеральных, налогов субъектов Федерации и местных), с целью получения информации о количестве и видах уплачиваемых налогов. На основании полученных ответов и исследовании учетной политики для целей налогообложения можно получить информацию о том, исчисление и уплату каких налогов санаторно-курортная организация в ней не предусмотрела. Затем внутреннему аудитору следует разработать рекомендации о подготовке дополнений к учетной политике для целей налогообложения, если в этом возникает необходимость. Соответственно целесообразно рассмотреть положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и определить, предусмотрена ли рабочим планом счетов достаточная глубина аналитического учета по всем видам налогов в разрезе бюджетов, в которые производится уплата.

Внутренний аудитор должен подтвердить соответствие совершаемых операций и ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Внутренний налоговый аудит представляет собой самостоятельный вид систематизации информации, поскольку преследует цель составления налоговых деклараций. Поэтому проверка соответствия нормам налогового законодательства лежит в основе аудита налогообложения в целом.

Как показывает практика, наибольшая доля уплачиваемых санаторно-курортной организацией налогов приходится на налог на прибыль организации.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения должна включать в себя:

- общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения санаторно-курортной организации;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

- проверка методики исчисления налоговых платежей;

- правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

- оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

- предварительный расчет налоговых показателей санаторно-курортной организации.

Перед началом проведения внутреннего налогового аудита необходимо сделать расчет уровня существенности и уровня аудиторского риска. Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Существенность в аудите», аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению. При подготовке к внутреннему налоговому аудиту для расчета уровня существенности, по нашему мнению, целесообразнее всего включить показатели, которые влияют на исчисление налогов (табл. 7).

Таблица 7

Определение общего уровня существенности при внутреннем налоговом аудите

Основной показатель

(данные по налоговой

декларации)

Значение основного показателя, руб.

Заданный процент, %

Расчетное значение основных

элементов, руб.

(гр. 3 Ч гр. 4)

Доходы от реализации

товаров, услуг

41 058 900

2

821 178

Расходы по реализации

38 471 300

2

769 426

Внереализационные доходы

4 178 900

5

208 945

Внереализационные расходы

2 229 100

5

111 455

Налоговая база

по налогу на прибыль

4 537 400

8

362 992

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

3 448 424

8

275 894

Среднее значение показателя

93 924 024

2 549 890

В соответствии с положениями приложения Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» показатели, применяемые при расчете уровня существенности, не должны отличаться от их среднего значения более, чем на 20 % (табл. 8).

Таблица 8

Отклонение основного показателя от среднего значения показателя

Основной показатель

Отклонение значения показателя от среднего значения показателя, %

Доходы от реализации товаров, услуг

193

Расходы по реализации

181

Внереализационные доходы

51

Внереализационные расходы

74

Налоговая база по налогу на прибыль

15

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

35

Данная таблица заполнена для выявления ключевых показателей, у которых отклонение от средней по модулю наибольшее и наименьшее (193 и 15). Значения данных показателей являются значительными, поэтому они не должны принимать участия в дальнейших расчетах. Необходимо определить новое значение уровня существенности: (769 426+ 208 945+ +111 455+ 275 894)/4 = 341 430.

Уровень существенности составляет 341 430 руб.

Основными инструментами на этапе анализа бухгалтерской и налоговой отчетности с целью выявления несоответствий и противоречий являются:

- проверка взаимоувязки показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

- анализ основных показателей налоговой и бухгалтерской отчетности с учетом их динамики и изменения удельных весов.

По нашему мнению, наиболее эффективным является проверка взаимоувязки показателей бухгалтерской и налоговой отчетности. Использование данного инструмента основано на существовании взаимосвязей как между показателями, фигурирующими в различных налоговых декларациях и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также между показателями в рамках налоговой отчетности по тому или иному налогу. Указанные взаимосвязи называют контрольными соотношениями, использование которых в аудиторской практике не только оправдано, но и необходимо, т.к. они включают основные показатели налоговых деклараций и финансовой отчетности, используемые для исчисления налогов.

Применение контрольных соотношений позволяет решить следующие задачи, которые возникают на предварительном этапе проведения внутреннего налогового аудита:

- проверка логических связей и взаимоувязки между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности;

- соотнесение показателей различных налоговых деклараций;

- сопоставление отдельных показателей налоговых деклараций.

После введения в действие в 2002 г. главы 25 НК РФ основой для исчисления налога на прибыль являются данные налогового учета, которые нередко значительно отличаются от данных бухгалтерского учета по причине применения разных правил учета доходов и расходов для целей налогового и бухгалтерского учета. Несмотря на расхождения сопоставление бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по налогу на прибыль возможно при определении доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль по методу начисления.

При проведении проверки соответствия показателей налоговой и бухгалтерской отчетности необходимо сопоставить показатели, содержащиеся в налоговой отчетности, прежде всего, по налогу на прибыль, с показателями формы № 2 (Отчет о прибылях и убытках) и формы № 5 бухгалтерской отчетности санаторно-курортной организации. При сравнении показателей доходов листа 02 «Расчет налога на прибыль» декларации с аналогичными показателями формы № 2 следует учитывать, что по стр. 010 «Выручка от продажи товаров, работ, услуг» формы № 2 в санаториях отражаются только доходы от обычных видов деятельности, не включающие прочие доходы. В то же время показатель по стр. 010 «Доходы от реализации» листа 02 декларации включает не только доходы, учитываемые для целей бухгалтерского учета в качестве доходов от обычных видов деятельности, но и часть операционных доходов. Для того чтобы сравнить величину доходов, отраженную в налоговом и бухгалтерском учете санаторно-курортной организации необходимо применить контрольное соотношение, приведенное на рисунке 4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.