Комплекс управленческих функций, решаемых системой ситуационного учета, включает финансовые, бюджетные, прогнозные, юридические, сигнализационные, регистрационные, аналитические, статистические и другие вопросы.
Объектами управленческого ситуационного учета выступают виды деятельности, бизнес-центры и центры ответственности (прибыли, продаж, собственности, инвестиций, финансовой ответственности и др.), венчурные центры.
Для оценки экономических ситуаций предусмотрено пять видов оценки в зависимости от принимаемых решений и поставленных проблем:
- балансовая (чистые активы по данным бухгалтерских балансов);
- рыночная (чистые активы по данным органического баланса);
- справедливая (чистые активы по данным субстанционного баланса);
- залоговая (чистые активы по данным актуарного баланса);
- текущая (чистые активы по данным дисконтированного баланса).
На базе использования управленческого ситуационного учета разрабатывается стандарт предприятия «Семантический производный балансовый учет».
Использование семантического производного балансового отчета обеспечивает управление переменами, т.к. каждая экономическая ситуация в области логистики, производства, маркетинга адаптирует предприятие к применению новых учетных, аналитических и финансовых программ, реализации модели покупательской сегментации, определению стратегических каналов, реализации реинжиниринга нового процесса развития товаров, развитию новой стратегии по управлению человеческими ресурсами и др.
Таким образом, учетными механизмами реализации экономических ситуаций выступают семантический и ситуационный производные балансовые отчеты, ориентированные на стоимость чистых активов. Учет экономических ситуаций в масштабе предприятия и в резерве внутренних подразделений включает идентификационные признаки, оценку, показатели, учетные механизмы, алгоритм учета, контроль, анализ, эффективность и принимаемые решения.
Ситуационный учет позволяет усилить прогнозные функции управленческого учета; широко использовать методы управленческого стратегического учета; значительно повысить аналитичность учета; управлять рисками и резервной системой организации.
Для реализации намеченных целей руководителям организации нужна информация, которая содержится в управленческом учете. Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну, т.к. его источниками служат нормы расхода материальных ресурсов, технология, результаты исследования рынка, ноу-хау и т.д. Кроме того, результатом управленческого учета являются: учет накладных расходов, калькуляция себестоимости, анализ безубыточности, составление смет расходов, затрат, контроль и анализ себестоимости и других затрат по отклонениям.
Управленческий учет позволяет оценить затраты по их видам, источникам информации, носителям затрат и центрам ответственности.
Для того чтобы эффективно управлять затратами, необходимо понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.
С точки зрения эффективности функционирования производства затраты можно классифицировать:
- на эффективные;
- неэффективные.
Эффективные затраты связаны с получением доходов от реализации продукции, на производство которой они были выделены (без которых невозможен выпуск продукции).
Неэффективные затраты связаны с потерями и отсутствием дохода. К ним относятся все виды потерь от брака, хищений, порчи, простоев, недостачи.
Определить непроизводственные расходы (затраты) позволяет нормирование использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Целью управления затратами является их оптимизация. Создание системы управления затратами в организации происходит поэтапно.
Разработка и внедрение системы управления начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. Затем, как правило, делается план стратегического функционирования предприятия, где и отражаются эффективные затраты. К следующим этапам относятся оперативный контроль, учет и анализ затрат. Для контроля над затратами необходимо организовать: фиксирование затрат на рабочих местах и в центрах затрат, сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений, своевременная передача данных в подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации о затратах. При учете и анализе затрат не только подтверждаются правильность и обоснованность экономических решений, принимаемых топ-менеджерами, составляются нормативные и фактические данные, выявляются причины отклонений и проблемные участки на производстве, но и анализируется структура и динамика затрат, определяется их эффективность. На последнем этапе принимаются управленческие решения на перспективу для новых планов и вносятся службами, занимающимися учетом, анализом, контролем и планированием затрат, рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами.
Данная система учета затрат в полном объеме пока не применяется в промышленности. Внедрение же ее на предприятии позволит сэкономить до 10 % годовых оборотных средств, используемых на предприятии.
2.4 Управленческий учет и анализ качества при производстве новой продукции
Ориентация российской экономики на быстрое восстановление и удвоение ВВП, а также вхождение во Всемирную торговую организацию и, соответственно, необходимость повышения конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства обусловили реорганизацию процессов производства и предприятий в целом. При этом главенствующую роль в экономической деятельности предприятия приобретают вопросы, связанные с обеспечением качества. Основополагающей при принятии управленческих решений становится учетно-экономическая информация о деятельности предприятия в различных сферах функционирования.
Однако, в течение достаточно длительного периода директивно-планового управления экономикой достижения отечественной и зарубежной научной мысли по учетно-информационному обеспечению управления не были востребованы в практической деятельности предприятий промышленности. Экономические решения принимались вышестоящими органами, что не способствовало совершенствованию информационной системы предприятий. Следствием этого является то, что на многих крупных промышленных предприятиях применяется сложившаяся многоступенчатая система обработки информации о затратах на качество производимой продукции. Необходимо отметить, что при таком подходе плановая и отчетная информация подготавливается в разных формах, а это, в свою очередь, приводит к тому, что со стороны планово-экономических служб (ПЭС) происходит приведение полученных отчетов к форме планов, т.к. учетную информацию готовит другое подразделение предприятия - бухгалтерия. В рамках использования такой системы планирования и учета затрат на качество нередко роль ПЭС сводится только к агрегированию и сверке первичной информации, формируемой в различных подразделениях предприятия. Но недооценка роли управленческого учета приводит к нерациональному использованию ресурсов предприятия, росту себестоимости производимой продукции, снижению ее конкурентоспособности и не способствует выявлению внутренних резервов.
С развитием конкуренции появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью. Любое решение в области качества должно иметь экономическое обоснование. При этом, для целей налогообложения затраты на качество должны относиться к экономически оправданным затратам.
Современная концепция управленческого учета в качестве исходного положения при принятии управленческих решений предусматривает использование аналитической (обработанной) информации. Учетно-аналитические отчеты о затратах на качество для целей управленческого планирования должны содержать вариативные значения показателей качества и затрат при различных вариантах их соотношения.
В условиях ужесточения конкурентной борьбы, истощения природных ресурсов, изменения менталитета покупателей, развития инновационных процессов в экономике все более востребованной становится научно-техническая и маркетинговая информация. В связи с этим возникает научная проблема по созданию учетно-аналитического обеспечения управления качеством на новой методической и организационной основе. Таким образом, формирование механизма коммерческой деятельности в современных условиях требует новых подходов к построению учетно-аналитических систем предприятия.
Учетно-аналитическая система обеспечения управления качеством продукции, отвечающая требованиям сегодняшнего дня, должна стимулировать выработку внутрифирменных требований к уровню качества, которые должны предъявлять более жесткие требования к производимой продукции, чем российские и международные стандарты в данной конкретной отрасли. При этом данная система должна постоянно совершенствоваться путем улучшения информационных потоков между менеджерами и рабочими.
Современные информационные технологии являются важнейшим средством и инструментом системы учетно-аналитического обеспечения менеджмента качества промышленных предприятий. Применение компьютерной техники значительно сокращает объем и продолжительность некоторых учетных и аналитических стадий.
Если раньше наиболее важными факторами ведения бизнеса считались наличие или доступ к материальным ресурсам, то такие процессы, как ужесточение конкурентной борьбы, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, глобализация мировой экономики, достижения науки и техники и т.д. ставят на первое место информацию. Именно обладание достоверной, своевременной и полезной информацией является залогом успешного управления деятельностью предприятия. Сущность информационной работы на предприятии сводится к обеспечению руководителей предприятия всех уровней необходимыми сведениями для успешной реализации ими своих функций.
Исследовав порядок организации информационной работы, мы можем сделать вывод о том, что наиболее полная и доступная для использования при принятии управленческих решений информация формируется в системе бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. В целях наиболее эффективного использования информационных ресурсов и наиболее полного удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей в информации, формируемой в системе бухучета, в цикле оперативного, текущего и перспективного управления должны, по нашему мнению, решаться следующие задачи:
- сосредоточение функций управления в центрах принятия решений с целью достижения согласованности действий в планировании, учете, контроле и экономическом анализе на всех уровнях управления: в производственных отделах, подразделениях и службах предприятия;
- делегирование полномочий и ответственности не только в отношении линейных и функциональных руководителей, в деятельности которых должны быть усилены именно эти начала, но и в отношении работников учета, осуществляющих контроль за достоверностью, законностью, целесообразностью хозяйственных операций;
- своевременное обеспечение руководства информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
- координация работы учетного аппарата, находящегося в линейных и функциональных центрах принятия решений и ответственности;
- совершенствование системы информационных связей внутри предприятия;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35