Рефераты. Ведическая космология (общее описание) - Айравата дас

Пуруша-аватары

Пуруша-аватары являются повелителями материального творения. К ним относятся Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну.

"Вишну имеет три формы, называемые пурушами. Этими пурушами являются:

1) Маха-Вишну, творец совокупной материальной энергии (махат),

2) Гарбходакашайи Вишну, который находится в каждой вселенной и

3) Кширодакашайи Вишну, который пребывает в сердце каждого живого существа".

("Лагху-бхагаватамрита", Пурва-кханда, 33)

Первый пуруша-аватара, Маха-Вишну, пребывает в Причинном Океане и являющийся творцом совокупной материальной энергии, это экспансия Санкаршаны; второй пуруша, Гарбходакашайи Вишну, экспансия Прадьюмны; а третий пуруша, Кширодакашайи Вишну, экспансия Анирудхи. Все они относятся к экспансиям Нараяны, который является экспансией Шри Кришны.

И Гарбходакашайи, и Кширодакашайи называют пурушами. Они являются полными частями Каранодакашайи Вишну, первого пуруша, в котором покоятся все вселенные. Определение пуруши даётся в "Лагху-бхагаватамрите". Рупа Госвами пришёл к заключению, что пурушей называется полная экспансия Всевышнего, действующая совместно с материальной энергией.

Кширодакашайи Вишну создаёт, поддерживает и разрушает материальный мир. И поскольку Он является хранителем мира, Он проявляет Себя в многочисленных воплощениях. Эта часть Маха-пуруши, или МахаВишну, которая является с целью сотворения, поддержания и разрушения, называется воплощением.

Маха-пуруша неотличен от Всевышнего. Он является изначальным воплощением, источником всех живых существ и прибежищем всего сущего. Маха-пуруша -- первое воплощение Всевышнего в материальном мире. Впоследствии как Его достояния появляются время, природа, пракрити (как причина и следствие), ум, материальные элементы, ложное эго, качества природы, чувства, вселенская форма, абсолютная независимость и движущиеся и неподвижные живые существа.

Описывая воплощения и признаки, по которым их можно распознать, "Лагху-бхагаватамрита" говорит, что, когда Господь Кришна нисходит с целью сотворения материального мира, Он является аватарой, или воплощением. Существуют два вида аватар: преданные, наделённые могуществом, и тадэкатма-рупа (Сам Господь). Примером тад-экатмарупы является Шеша, а примером преданного -- Васудева, отец Господа Кришны. Шрила Баладева Видьябхушана в этой связи замечает, что материальный мир отчасти является царством Бога, куда Бог должен иногда приходить и выполнять определённые виды деятельности. Полная часть Господа, посредством которой Господь Кришна осуществляет эту деятельность, называется Маха-Вишну; Он является первоначалом всех воплощений. Этот верховный пуруша, Маха-Вишну, взглядом наделяет материальную природу способностью поставлять материальные элементы, и она становится причиной возникновения проявленного материального космоса, только тогда Он сообщает ей силу. Именно благодаря взгляду Всевышнего материальная природа способна действовать в обоих аспектах (как причина возникновения материального творения и как источник элементов, необходимых для её создания). Различные экспансии Верховного Господа, которые наделяют материальную энергию силой, называются полными экспансиями или воплощениями. Все эти полные экспансии и воплощения неотличны от Вишну, что можно проиллюстрировать примером со множеством огней, зажённых от одного огня, однако, из-за того что они управляют майей и тем самым связаны с ней, их иногда называют майика, что значит "те, кто имеет отношения с майей".

В начале сотворения материального мира Господь распространил Себя сначала в форму пуруши и проявил все элементы материального творения. Таким образом, в первую очередь были созданы шестнадцать начал материальной деятельности. Это было сделано с целью сотворения материальных вселенных.

Описывая внешний облик трёх пуруш, "Лагхубхагаватамрита" говорит, что Гарбходакашайи Вишну имеет четырёхрукую форму и в той форме, в которой Он входит во вселенную и ложится посреди молочного океана, Его называют Кширодакашайи Вишну, Сверхдушой всех живых существ, включая полубогов. В "Сатвата-тантре" говорится, что третий пуруша, Кширодакашайи Вишну, в виде Сверхдуши находится в сердце каждого живого существа. Кширодакашайи Вишну -- это экспансия Гарбходакашайи Вишну, предназначенная для игр.

Лила-аватары

К лила-аватарам относятся:

1) Чатухсана;

2) Нарада;

3) Вараха;

4) Матсья;

5) Ягья;

6) Нара-Нараяна;

7) Кардами Капила;

8) Даттатрея;

9) Хаяширша;

10) Хамса;

11) Дхруваприя;

12) Ришабха;

13) Притху;

14) Нрисимха; 15) Курма;

16) Дханвантари;

17) Мохини;

18) Бхаргава Парашурама;

19) Вамана;

20) Рагхавендра;

21) Вьяса;

22) Праламбари Баларама;

23) Кришна;

24) Будха;

25) Калки.

Эти двадцать пять Божественных Личностей известны как лила-аватары. Так как они появляются каждый день Брахмы, т.е. каждую калпу (эпоху), их иногда называют калпа-аватарами. Из этих воплощений Хамса и Мохини не существуют вечно и не очень хорошо известны, однако их причисляют к прабхава-аватарам. Капила, Даттатрея, Ришабха, Дханвантари и Вьяса существуют вечно и пользуются широкой известностью. Их также причисляют к воплощениям прабхава. Курму, Матсью, Нараяну, Вараху, Хаягриву, Пришнигарбху и Балараму, убившего Праламбасуру, причисляют к вайбхава-аватарам.

К воплощениям, предназначенным для игр, относятся такие воплощения, как воплощение рыбы, воплощение черепахи, Рамачандра, Нрисимха, Вамана и Вараха; этим воплощениям нет числа.

54. Гуна-аватары

Гуна-аватар насчитывают три. Ими являются: Брахма, Шива и Вишну.

Таким образом, существует три гуна-аватары, или воплощения Вишну, управляющие качествами природы: Брахма, Вишну и Шива. Брахма и Шива являются покорными слугами Верховного Господа, а Вишну, в форме которого проявляется Сам Верховный Господь, -- это экспансия Кришны.

Манвантара-аватары

Число манвантара-аватар невозможно определить. В течение одной калпы, или одного дня Брахмы, проявляется четырнадцать Ману. В одном дне Брахмы насчитывается 4 миллиарда 320 миллионов лет, и Брахма живёт сто лет по летоисчислению полубогов. Таким образом, если за один день Брахмы приходит четырнадцать Ману, то в течение одного месяца Брахмы приходит 420 Ману, а за один год Брахмы -- 5040 Ману. Поскольку Брахма живёт сто таких лет, в течение его жизни является 504 000 Ману. А поскольку существует бесчисленное множество вселенных, никто не в состоянии представить себе общее число манвантара-аватар. Так как все вселенные появляются одновременно при выдохе Маха-Вишну, невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько Ману появляется за один раз. Но несмотря на это каждый Ману имеет своё имя.

В Сваямбхува-манвантару аватару звали Ягьей. В Сварочиша-манвантару его называли Вибху. В Ауттама-манвантару он носил имя Сатьясена, а в Тамаса-манвантару -- имя Хари.

В Райвата-манвантару аватару звали Вайкунтха, в Чакшуша-манвантару -- Аджита, в Вайвасвата-манвантару аватару -- Вамана, в Саварнья-манвантару -- Сарвабхаума, а в Дакша-саварнья-манвантару -- Ришабха.

В Брахма-саварнья-манвантару аватара носил имя Вишваксена, В Дхарма-саварнью -- Дхармасету, в Рудра-саварнью -- Садама, а в Дева-саварнью -- Йогешвара.

В Индра-саварнья-манвантару аватару звали Брихадбхану. Таковы имена четырнадцати аватар, приходивших в различные манвантары.

В своём сочинении "Анубхасья" Шрила Бхактисидханта Сарасвати Тхакура перечисляет Ману и их отцов. Ниже приводятся эти имена.

1) Сваямбхува Ману, сын Господа Брахмы;

2) Сварочиша, сын Сварочи, или Агни, господствующее божество огня;

3) Уттама, сын царя Приявраты;

4) Тамаса, брат Уттамы;

5) Райвата, брат-близнец Тамасы;

6) Чакшуша, сын полубога Чакшу;

7) Вайвасвата, сын Вивасвана, бога солнца (его имя упоминается также в "Бхагавад-гите"(4.1));

8) Саварни, сын бога солнца, рождённый ему женой по имени Чхайя;

9) Дакша-саварни, сын полубога Варуны;

10) Брахма-саварни, сын Упашлоки;

11) Рудра-саварни, сын Рудры;

12) Дхарма-саварни, сын Рудры;

13) Дева-саварни, сын Рудры и

14) Индра-саварни, сын Рудры.

Таковы имена четырнадцати Ману, приходящих в течение одного дня Брахмы, продолжительность которого составляет 4 300 000 000 солнечных лет. Эти воплощения Ману иногда называют вайбхава-аватарами.

В нынешней период правит седьмой по счёту Ману, которого зовут Вайвасвата (сын Вивасвана). С начала же периода прошло двадцать семь дивья-юг (27 х 4 300 000 000 солнечных лет).

Юга-аватары

Существует четыре юга-аватары, к которым относятся: шукла (белый), приходящий в Сатья-югу (Ш.Б., 11.5.21); ракта (красный), приходящий в Трета-югу (Ш.Б., 11.5.24); шьяма (темно-синий), приходящий в Двапара-югу (Ш.Б., 11.5.27); кришна (чёрный) и в особых случаях -- пита (желтый) -- Чайтанья Махапрабху, приходящие в Кали-югу (Ш.Б., 11.5.32 и 10.8.13).

57. Шактьявеша-аватары

Шактьявеша-аватарам нет конца, и их невозможно сосчитать, однако некоторые из них можно назвать в качестве примера. Существует два вида шактьявеша-аватар: прямые и косвенные.

Сакшат

Когда Господь нисходит Сам, Его называют сакшат, или прямой шактьявеша-аватарой. Примером прямых воплощений, или сакшат-аватар, являются воплощения Шеши и Ананты. Ананта наделен энергией, посредством которой Он поддерживает все планеты, а Шеша наделен энергией служения Верховному Господу.

Авеша

Когда Господь наделяет какое-то живое существо полномочиями представлять Его, это живое существо называют косвенным воплощением, или воплощением авеша. Примером косвенных аватар являются четыре Кумара, Нарада, Притху и Парашурама. На самом деле они являются живыми существами, но Верховный Господь наделил их какой-то определенной силой. Когда какое-то живое существо наделяется определенным достоянием Верховного Господа, такое живое существо называется авеша-аватарой. Так, например, четыре Кумара являются олицетворениями такого достояния Верховного Господа, как знание. Нарада -- олицетворение преданного служения Верховному Господу. Олицетворением преданного служения является также Господь Чайтанья, который считается полным воплощением преданного служения. Брахма был наделен другим достоянием Верховного Господа -- созидательной силой, а царь Притху -- способностью поддерживать существование живых существ. Точно так же и Парашурама был наделен способностью уничтожать носителей зла. Что же касается вибхути, или особой благосклонности Всевышнего, то в десятой главе "Бхагавад-гиты" говорится, что если какое-то живое существо обладает огромным могуществом или красотой, то следует понимать, что Верховный Господь проявил к нему особую благосклонность.

Шактьявеша-аватары подразделяются на две категории: формы, имеющие божественную природу (бхагавад-авеша), и такие, как Капиладева или Ришабхадева, и формы, наделенные божественной силой (шактьявеша), к которым относятся семь форм:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.