Рефераты. Ведическая космология (общее описание) - Айравата дас

Хотя живое существо связано главным образом с причинным аспектом внешней энергии, оно тем не менее управляется элементами внешней энергии. Причинный аспект внешней энергии составляют три силы:

1) знание;

2) желание и

3) действие.

Материальные элементы -- это проявление внешней энергии в виде прадханы. Иными словами, когда три качества внешней энергии находятся в инертном состоянии, они представляют собой пракрити, авьякту, или прадхану. Слово авьякта, которым обозначают непроявленное состояние, -- другое название прадханы. В материальной природе, пребывающей в состоянии авьякты, отсутствует многообразие. Многообразие проявляется элементом внешней энергии, именуемым прадханой. Слово прадхана поэтому имеет более важное значение, чем авьякта или пракрити.

Поскольку пракрити неодушевлённая и инертная, она не может быть действительной причиной возникновения материального мира. Однако Господь Кришна являет милость, сообщая неодушевлённой, инертной материальной природе Свою энергию.

Таким образом пракрити благодаря действию энергии Господа Кришны становится вторичной причиной, -- так железо становится горячим, как огонь, благодаря действию энергии огня.

Аспект внешней энергии под названием майя является непосредственной причиной возникновения космического проявления. Однако и она не может быть истинной причиной, так как изначальной причиной является Господь Кришна.

Маха-Вишну бросает взгляд на внешнюю энергию, пребывая в отдалении от неё, и так Он наполняет её семенем жизни в форме живых существ.

Лучи света, отражающегося от Его тела, смешиваются с внешней энергией, и в результате внешняя энергия даёт начало мириадам вселенных.

По утверждению Вед, материальный космос, который обусловленная душа может видеть, создан Абсолютной Истиной с помощью особых энергий. Энергия Абсолютной Истины проявляется в трёх видах: как духовная энергия; как материальная энергия и как пограничная энергия.

Абсолютная Истина тождественна своей духовной энергии. Материальная энергия может действовать только тогда, когда ее приводит в движение духовная энергия, и именно благодаря этому временная материальная природа начинает действовать.

Материальная энергия является полной противоположностью духовной энергии. Но дело в том, что материальная энергия не может действовать без помощи духовной энергии. Изначально энергия Кришны является полностью духовной, но она действует различными способами, подобно электроэнергии, действие которой может приводить и к охлаждению, и к нагреванию. Материальная энергия -- это духовная энергия, покрытая облаком иллюзии. Таким образом, материальная энергия не может действовать самостоятельно. Кришна сообщает материальной энергии Свою духовную энергию, и только тогда она может действовать, подобно тому как железо может выполнять функцию огня, если его нагреть в огне. Материальная энергия может действовать, только когда духовная энергия сообщает ей силу.

Материальная энергия Верховного Господа называется майей, иллюзией, так как, выполняя два вида деятельности (представляя материальные элементы и давая начало проявленному материальному космосу), мешает обусловленной душе понять истинную суть творения. Однако, когда живое существо освобождается из плена обусловленного существования в материальном мире, оно может постичь два различных вида деятельности материальной природы, которые заключаются в том, что она покрывает живое существо и вводит его в иллюзию.

Источником творения является Верховная Личность. Как утверждается в "Бхагавад-гите" (9.10), материальный космос действует под управлением Верховного Господа, который наделяет материальную энергию тремя материальными качествами. Приведённые этими качествами в возбуждение, элементы, которые предоставляет материальная энергия, создают всевозможные предметы, -- так художник создаёт различные картины, смешивая три цвета -- красный, жёлтый и синий. В материальном творении желтый цвет символизирует качество благости, красный -- качество страсти, а синий -- качество невежества. Таким образом, яркое материальное творение есть не что иное, как результат взаимодействия этих трех качеств, которые в различных сочетаниях дают восемьдесят одну комбинацию (3x3 = 9, а9х9 = 81).

Маха-Вишну, возлежащий в Причинном Океане, создает вселенные, просто бросая взгляд на материальную природу. Таким образом, Сам Кришна не имеет никакого отношения к сотворению материального мира. Ни Кришна, пребывающий на Голоке, ни Нараяна, находящийся на Вайкунтхалоке, не соприкасаются с материальным творением. Они пребывают за пределами сферы влияния материальной энергии.

Взглядом приводить в действие материальное творение, находящееся за пределами Причинного океана, -- обязанность Маха-Санкаршаны, пребывающего в форме Каранодакашайи Вишну (Маха-Вишну).

Маха-Вишну соприкасается с материальной природой в том смысле, что бросает взгляд на нее, и никак больше. Говориться, что она оплодотворяется энергией Его взгляда. Материальная энергия, майя, даже не приближается к Причинному Океану, поскольку Господь фокусирует на ней Свой взгляд, находясь на огромном расстоянии от нее.

Силой взгляда Господь приводит всю космическую энергию в движение, и в результате она тут же начинает действовать. Это доказывает, что материя, как бы могущественна она не была, сама не обладает никакой силой. Она начинает действовать только по милости Господа, и тогда в последовательном порядке проявляется всё космическое творение. Понять это нам в какой-то степени поможет пример с оплодотворением женщины. Мать является силою пассивною, отец же даёт ей энергию, в результате чего она зачинает плод. Она предоставляет все необходимые для развития плода вещества. Точно так же Господь приводит в действие материальную природу, которая затем предоставляет элементы, необходимые для развития космического проявления.

Внешняя энергия имеет два разных аспекта. В одном аспекте она предоставляет материальные элементы, необходимые для развития космоса, -- в этом аспекте её называют прадханой; в другом же аспекте она является причиной проявления этих элементов, которые так же недолговечны, как пена в океане, -- в этом аспекте ее называют майей. В действительности, временные проявления материальной природы возникают благодаря духовному взгляду Господа, Бог является непосредственной, но отдалённой причиной, а материальная природа считается непрямой, или косвенной причиной.

В "Сканда-пуране" говорится: "Обители Бога, находящиеся в материальном мире, такие, как Дварака, Матхура и Гокула, -- это точные копии обителей Бога в духовном мире".

Когда Кришна нисходит в эту вселенную, Он наслаждается играми в местах, носящих такие же названия (Дварака, Матхура и Гокула). Эти места на земле неотличны от подлинных обителей, так как они являются копиями этих подлинных духовных мест, находящихся в трансцендентном мире.

В соответствии с философией санкхьи, материальное творение состоит из двадцати четырех элементов: пяти грубых материальных элементов, трех тонких материальных элементов, пяти познающих чувств, пяти действующих чувств, пяти объектов чувственного наслаждения и махат-таттвы (совокупной материальной энергии).

Никто не способен определить размеры внешней, или материальной энергии.

Мадхвачарья, цитируя в своем комментарии к "Бхагавад-гите" (4.6) богооткровенные писания, утверждал, что мать -- материальная природа, которую считают иллюзорной энергией, Дургой, имеет три составляющие: шри, бху и нилу.

Иллюзорной энергией она является для тех, кто не обладает большой духовной силой, так как подобные энергии являются энергиями Господа Кришны. Хотя ни одна из энергий не связана непосредственно с Беспредельным, все они подчиняются Господу, так как Господь повелевает всеми энергиями.

В своем сочинении "Бхагават-сандарбха" (стих 80) Шрила Джива Госвами говорит: "В Падма-пуране" упоминается вечно благословенная обитель Бога, которая полна всех богатств, включая энергии шри, бху и нилу. "Маха-самхита", в которой обсуждаются такие предметы, как трансцендентные имя и форма Бога, также упоминают Дургу, говоря о ней как об энергии Сверхдуши, имеющей отношение к живым существам. Действие внутренней энергии связано с личными деяниями Бога, а материальная энергия проявляет три гуны". В другом своем сочинении, также цитируя богооткровенные писания, он говорит, что шри -- это энергия Бога, поддерживающая космическое проявление, бху -- созидательная энергия этого космического творения, а нила, Дурга, -- энергия, которая разрушает творение. Действие всех этих энергий связано с живыми существами, и потому эти энергии все вместе называются джива-майей.

Джагад (вселенная)

Когда возлежащий в Причинном океане Маха-Вишну спит, на свет появляются бесчисленные вселенные, порождённые Его дыханием. Эти вселенные плавают по Причинному океану, и все они существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну. Тот же Маха-Вишну в образе Гарбходакашайи Вишну входит в каждую из них и ложится там на Свое собственное воплощение -- Шешу, имеющего облик змея. Из пупка Вишну вырастает лотос, на котором рождается Брахма, повелитель Вселенной. Брахма создаёт все многообразие форм живых существ во вселенной, соответствущее спектру их желаний, а также Солнце, Луну и других полубогов.

Сотворение материального мира проходит в два этапа:

1) сотворение совокупности всех вселенных, которое, как уже говорилось, осуществляет Маха -- Вишну, и

2) сотворение каждой отдельной вселенной.

И то, и другое осуществляется Господом, в результате чего возникает вселенная в том виде, в каком мы видем ее сейчас.

Материальная вселенная создается внешней энергией и называется брахмандой.

В течение многих тысяч лет вселенные находились в водах Причинного океана. Войдя в каждую из них, Господь всех живых существ вдохнул в них жизнь.

Господь в облике Гарбходакашайи Вишну, или Хираньягарбхи (сверхдуши), входит в каждую вселенную и оживляет ее, зачиная в лоне материальной природы живых существ.

Люди видят лишь небесный свод над головой, не ведая, что эта вселенная, как и сотни тысяч других, покрыта восьмью материальными оболочками, состоящими из земли, воды, огня, воздуха, эфира, эго, махат-таттвы и пракрити; она плавает, как огромный футбольный мяч, на водах Причинного океана, где возлежит Господь в образе Маха-Вишну. Семена вселенных появляются на свет во время выдоха Маха-Вишну, который представляет собой часть частичной экспансии Господа, а затем во время гигантского вдоха Маха-Вишну все вселенные вместе с правящими в них Брахмами снова уходят в небытие. Так по высшей воле Господа создаются и уничтожаются материальные миры.

Диаметр нашей вселенной равен четырем миллиардам миль. Это самая маленькая из всех вселенных. Поэтому Брахма в нашей вселенной имеет только четыре головы.

Диаметр одних вселенных равен одному миллиарду йоджан (одна йоджана равна восьми милям), других -- одному триллиону йоджан, третьих -- десяти триллионам йоджан, а некоторые вселенные занимают пространство размером в сто триллионов йоджан. Таким образом, все эти вселенные занимают пространство, почти безграничное по своим размерам. От размеров вселенной зависит количество голов, которые имеет Брахма, правящий данной вселенной.

Все бесчисленные вселенные сгруппированны вместе и образуют скопление, напоминающее своим видом пену, и потому лишь некоторые из них омываются Причинным океаном. Когда Каранадакашайи Вишну взглядом приводит материальную природу в движение, она порождает совокупность элементов, которых всего существует восемь и которые постепенно развиваются от тонких к грубым. Частью эго является небо; частью неба является воздух; частью воздуха огонь; частью огня является вода; частью воды является земля. Так наша вселенная заполняет собой пространство диаметром четыре миллиарда миль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.