Рефераты. Ведическая космология (общее описание) - Айравата дас

10) Из ложного эго в гуне благости проявляются также одиннадцать полубогов, управляющих деятельностью тела. К ним относятся повелитель сторон света, властелин воздуха, бог Солнца, Варуна, Ашвини-кумары, бог огня (Агни), Царь небес (Индра), Упендра, Митра, Брахма и Чандра. Так все они появляются на свет.

11) Трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению интеллекта.

Функция интеллекта заключается в том, чтобы определять природу объектов, попадающих в поле зрения живого существа, и помогать его чувствам сделать выбор. Интеллектом называют проницательность, необходимую для того, чтобы постигать предметы. Другая функция интеллекта -- помогать чувствам сделать выбор. Господом интеллекта является Прадьюмна. Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками интеллекта.

12) Дальнейшая трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению праны, жизненной энергии.

Условия жизни в материальном мире в большей или меньшей степени зависят от разума могущественной жизненной энергии.

13) Ложное эго в гуне страсти порождает два вида органов чувств: познающие органы чувств (уши, кожа, нос, глаза и язык) и органы действия (рот, руки, ноги, гениталии, анус).

Действующие органы чувств связаны с жизненной энергией, а познающие -- с интеллектом.

Чтобы выстоять в суровой борьбе за существование, разум прибегает к помощи познающих органов чувств, а жизненная энергия поддерживает своё существование в теле, манипулируя действующими органами -- руками, ногами и пр. В целом же борьба за существование -- это проявление гуны страсти, и, следовательно, все органы чувств, а также управляющие ими разум и жизненная энергия (прана) тоже являются порождением и побочными результатами деятельности ложного эго во второй гуне природы -- в гуне страсти.

14) Когда энергия Верховного Господа приводит в движение ложное эго в гуне невежества, на свет появляется тонкий по природе объект слуха (звук), а из звука возникают эфир и орган слуха.

Все объекты, предназначенные для удовлетворения наших чувств, порождены эгоизмом в гуне невежества. Приходя в движение, эгоизм в гуне невежества порождает звук, который представляет собой тонкую форму эфира.

Пять элементов: небо, воздух, огонь, вода и земля -- не что иное, как различные проявления ложного эго в махат-таттве (совокупной материальной энергии) является порождением пограничной энергии Господа, и это ложное эгоистическое стремление господствовать над материальным творением, в свою очередь, порождает материальные элементы, необходимые для иллюзорных наслаждений живого существа. Являясь наслаждающимся, живое существо фактически господствует над материальными элементами, однако за всем этим стоит Верховный Господь. На самом деле никто, кроме Господа, не имеет права называться наслаждающимся, но находящееся в иллюзии живое существо хочет само стать наслаждающимся. Это желание порождает ложное эго. Когда у сбитого с толку живого существа появляется такое желание, по воле Господа возникают призрачные элементы, и живое существо получает возможность гоняться за ними, как за миражом в пустыне.

Принято считать, что сначала создаётся тан-матра, звук, а затем уже -- небо, однако, по сути дела, звук является тонкой формой неба, и между ними такая же разница, как между наблюдателем и объектом наблюдения. Звук является образом реального объекта, поскольку звук, возникающий при описании какого-либо объекта, даёт представление о том, как этот объект выглядит. Следовательно, звук представляет собой тонкую форму объекта.

Мудрецы, обладающие истинным знанием, определяют звук как субстанцию, которая передаёт представление о предмете, указывает на присутствие говорящего, скрытого от наших глаз, и представляет собой тонкую форму эфира.

Функции и признаки эфира заключаются в том, что он представляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть является полем деятельности жизненного воздуха, чувств и ума.

Ум, чувства и жизненная сила, или живое существо, обладают формой, хотя её и нельзя увидеть невооружённым глазом. Тонкий прообраз формы пребывает в эфире, а внутри тела она проявляется в виде вен и циркуляции жизненного воздуха. Вне нас находятся невидимые формы объектов чувств. Создание невидимых объектов чувств является внешней функцией элемента эфира, а циркуляция жизненного воздуха и крови -- это его внутренняя функция. Современная наука подтвердила существование в эфире тонких форм. Учёные изобрели телевидение, которое позволяет передавать формы или снятое на плёнку изображение из одного места в другое, пользуясь свойствами эфира. Всё это очень хорошо объяснено здесь. Сведения, сообщаемые здесь являются потенциальной основой для огромной исследовательской работы, поскольку здесь рассказывается, как из эфира возникают тонкие формы, какими свойствами они обладают, как действуют и как из тонкой формы образуются воспринимаемые чувствами элементы -- воздух, огонь и земля. Деятельность ума или психическая деятельность, которая проявляется в мышлении, эмоциях и желаниях живого существа, также протекает в эфире. Здесь также подтверждается одно из положений "Бхагавад-гиты", которое гласит, что состояние ума в момент смерти определяет нашу следующую жизнь. Форма, существующая в уме, преобразуется в грубую форму, воспринимаемую чувствами, как только в результате осквернения из тонкой формы образуются грубые элементы.

15) Сотворенный звуком эфир под влиянием времени, внешней энергии и взгляда Господа подвергается следующей трансформации, в результате чего на свет появляется тонкий по природе объект осязания (касание), а из него образуется воздух и орган осязания.

Подобно предыдущему элементу, воздух также наполнен звуком, а также несёт в себе основные факторы продолжительности жизни: чувственное восприятие, силу ума и физическую силу.

С течением времени, когда тонкие формы трансформируются в грубые, они становятся объектами осязания. Постепенная эволюция также приводит к возникновению воздуха и органа осязания. Звук является первым объектом чувств, из которого образуется материальное мироздание, восприятие звука даёт начало осязанию, а осязание порождает зрение. Так происходит постепенная эволюция объектов чувств.

Мягкость и твёрдость, холод и тепло -- таковы характеристики, воспринимаемые с помощью осязания, которое представляет собой тонкую форму воздуха.

Осязаемость является доказательством существования формы. По сути дела, материальные объекты на ощупь могут восприниматься двояко. Они могут быть мягкими или твёрдыми, холодными или горячими и т.д. Осязательная функция, которую выполняют органы осязания, возникает в результате эволюции воздуха, который формируется из эфира.

Воздух отвечает за движение, смешение и нормальное функционирование всех органов чувств, он также предоставляет возможность приблизиться к объектам звука и переносит другие объекты чувств.

Когда мы видим, как колышутся ветви деревьев или сбиваются в кучу сухие листья, мы понимаем, что это действует воздух. Аналогичным образом, именно благодаря воздуху тело двигается, а нарушение циркуляции воздуха в организме является причиной многих заболеваний. Паралич, поражение нервной системы, психические заболевания и многие другие болезни на самом деле возникают из-за неправильной циркуляции воздуха в теле. Аюрведическая медицина лечит эти заболевания, восстанавливая нормальное движение воздушных потоков в организме человека. Если с раннего возраста поддерживать нормальную циркуляцию воздуха в теле, нам удастся избежать подобных заболеваний.

16) В результате взаимодействия воздуха с осязательными ощущениями под влиянием вечного времени, внешней энергии и взгляда Господа возникают тонкие формы элементов. Эволюционируя, эти формы порождают огонь, и глаз видит их, различая по цвету.

Провидение, осязание, взаимодействие воздушных потоков и состояние ума, порождённое эфиром, формируют тело живого существа в соответствии с его деятельностью в прошлом. Форма характеризуется размерами, качествами и индивидуальностью. Форма огня воспринимается благодаря исходящему от него сиянию. Каждая форма, которую мы видим, обладает определёнными размерами и характеристиками. Качество того или иного объекта определяется его функцией. Однако форма звука стоит особняком. Невидимые формы можно только осязать, в этом и заключается особенность восприятия невидимых форм. Видимые формы изучают, анализируя их состав. Состав того или иного объекта можно узнать по внутреннему действию, которое он оказывает. Например, форма соли распознаётся по солёному вкусу, а форма сахара -- по сладкому. Вкусовые ощущения и качественный состав объекта являются основными свойствами, характеризующими его форму. Огонь характеризуется излучаемым светом, а также способностью варить и усваивать пищу, согревать, испарять, вызывать голод и жажду и утолять их. Главными признаками огня являются исходящие от него свет и тепло, присутствие огня можно ощутить также в желудке. Без огня невозможно переваривать съеденную пищу. Лишившись способности переваривать пищу, мы перестанем ощущать голод и жажду и не сможем есть и пить. Если у человека нет аппетита и жажды, это значит, что у него в желудке не хватает огня.

17) Повинуясь высшей воле, огонь вступает во взаимодействие со зрением и порождает тонкий по природе объект вкуса. Из вкуса возникает вода, а также язык, который ощущает вкус. Язык назван здесь органом, различающим вкус. Поскольку вкус возникает из воды, язык всегда увлажнён слюной. Смешиваясь с различными веществами, изначально единый вкус принимает различные формы и становится вяжущим, сладким, горьким, острым, кислым и солёным.

18) Подчиняясь высшей воле, вода соединяется со вкусом и порождает тонкий элемент запаха. В результате появляются земля и орган обоняния, с помощью которого мы ощущаем всю гамму присущих земле запахов. Единый запах проявляется в различных формах: как смешанный, отталкивающий, приятный, слабый, сильный, кислый и так далее -- в зависимости оттого, в какой пропорции к нему примешиваются посторонние вещества.

Смешанным запахом иногда обладают блюда, приготовленные из разных продуктов, например, из овощей, смешанных со специями и асафетидой. Неприятные запахи стоят обычно в грязных местах, приятно пахнут камфора, ментол и подобные им вещества, острый запах издают лук и чеснок, а кислый -- куркума и другие кислые продукты. Изначальным запахом является аромат земли, который, смешиваясь с разными веществами, приобретает различные оттенки и проявляется по-разному.

Свойства земли проявляются при строительстве домов, изготовлении горшков для воды и т.д. Иными словами, земля является вместилищем всех остальных элементов. В земле присутствуют все остальные элементы -- звук, небо, воздух, огонь и вода.

Чувство, воспринимающее звук, называют слухом, а чувство, воспринимающее касание, называют осязанием.

Звук -- это один из атрибутов неба (эфира), а также объект чувства слуха. Подобно этому, касание является атрибутом воздуха и объектом восприятия чувства осязания.

Чувство, воспринимающее форму, которая является отличительной характеристикой огня, называют зрением. Чувство, воспринимающее вкусовые ощущения, которые представляют собой отличительную характеристику воды, называют вкусом. И наконец, чувство, воспринимающее запахи, которые являются отличительной характеристикой земли, называют обонянием.

Поскольку причина существует также в следствии, признаки причины можно обнаружить в следствии. Вот почему только земля содержит в себе отличительные качества всех остальных элементов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.