Рефераты. Ведическая космология (общее описание) - Айравата дас

Итак, когда посредством своей энергии Господь вошёл в материальные элементы, все живые существа ожили и приступили к разнообразной деятельности, подобно человеку, который, просыпаясь, сразу берётся за работу.

Когда по воле Всевышнего двадцать три основных элемента пришли в движение, на свет появилась гигантская вселенская форма Господа, вишва-рупа.

Вират-рупа или вишва-рупа гигантская вселенская форма Господа, которой имперсоналисты уделяют такое внимание, не принадлежит к числу Его вечных форм. Она проявляется по воле Господа уже после создания элементов материального творения. Господь Кришна явил Свою вират или вишва-рупу Арджуне только для того, чтобы доказать имперсоналистам, что Он -- изначальный Бог. Это Кришна явил виратрупу, а не вират-рупа -- Кришну. Таким образом, вират-рупа не принадлежит к числу вечных форм Господа, существующих в духовном небе; Она -- одно из Его материальных проявлений. Арча-виграха, или Божество, которому поклоняются в храме, это другой пример материальной формы Господа, которую Он принимает, чтобы предстать перед неофитами. Но несмотря на то, что обе эти формы Господа (вират и арча) соприкасаются с материей, они неотличны от Его вечной формы -- формы Господа Кришны.

Когда Господь в виде Своей полной части вошёл в элементы, из которых состоит мироздание, они соединились, приняв гигантскую форму, включающую в себя все планетные системы и все создания -- движущиеся и неподвижные.

Все элементы мироздания материальны, и пока в них не войдёт полная часть Господа, они не способны увеличиваться в объёме. Это значит, что материя не убывает и не прибывает до тех пор, пока её не коснётся дух. Являясь порождением духа, материя увеличивается в объёме толь ко тогда, когда соприкасается с духом. Вопреки мнению недалёких людей, космическое проявление принимает гигантскую вселенскую форму не само по себе. Материя способна увеличиваться в объёме и достигать необходимых размеров, только если в ней присутствует дух, но, когда дух покидает её, развитие останавливается. Например, пока в материальном теле живого существа присутствует духовное сознание, тело растет, достигая нужных размеров, тогда как мёртвое материальное тело, лишённое сознания, не способно расти и развиваться. Космическое тело вселенной растёт и развивается по тем же законам, что и наши маленькие тела. Однако из этого не следует делать поспешный вывод, будто крошечные индивидуальные души являются причиной появления на свет грандиозной вселенской форм. Вселенскую форму называют вират-рупой, так как в ней в виде Своей полной части пребывает Сам Верховный Господь.

В течение тысячи небесных лет гигантский виратпуруша, которого называют Хиранмайей, возлежал на водах вселенной, и в Нём покоились все живые существа.

Совокупная энергия махат-таттвы, принявшая форму гигантской вират-рупы, Сама разделила Себя на сознание живых существ, жизнедеятельность и самоотождествление, которые в свою очередь разделились на один, десять и три соответственно.

Сознание является основной характеристикой живого существа, или души. Бытие души проявляется в форме сознания, которое называют гьяна-шакти. Сознание гигантской вират-рупы представляет собой совокупное сознание, и это же сознание проявляется в индивидуальных живых существах. Деятельность сознания осуществляется с помощью жизненного воздуха, который делится на десять потоков. Их называют прана, апана, удана, вьяна и самана, а по другой классификации выделяют нагу, курму, крикару, девадатту и дхананджаю.

Источником энергии, обеспечивающей деятельность тела, является сердце, а саму деятельность осуществляют органы чувств, энергию которым поставляют десять воздушных потоков, циркулирующих в теле. Десять воздушных потоков классифицируются следующим образом:

1) Основной воздушный поток проходит через нос в процессе дыхания, его называют праной.

2) Воздушный поток, который проходя через анус, выводит из организма испражнения, называют апаной.

3) Воздушный поток, управляющий движением пищи в желудке и иногда вызывающий отрыжку, называют саманой.

4) Воздушный поток, проходящий через горло, задержка, которого вызывает удушье, называют уданой.

5) Воздушный поток, циркулирующий по всему телу, называют вьяной.

6) Воздушный поток, с помощью которого открываются глаза, рот и т. д., называют нагой.

7) Воздушный поток, возбуждающий аппетит, называют крикарой.

8) Воздушный поток, вызывающий сокращение мышц, называют курмой.

9) Воздушный поток, помогающий организму расслабиться при зевании (когда у человека широко раскрывается рот) называют девадаттой.

10) Воздушный поток, способствующий питанию организма, называют дхананджаей.

Материальная атмосфера оскверняет сознание души, потому душа, ложно отождествляет себя с материальным телом, начинает заниматься многообразной деятельностью. В основе всей многообразной деятельности обусловленной души лежит её осквернённое сознание. В чистом сознании живое существо занимается только одним видом деятельности. Сознание индивидуальной души становится единым с высшим сознанием тогда, когда приходит в полную гармонию с высшим сознанием.

Монисты утверждают, что сознание едино, а сатваты (преданные) придерживаются того мнения, что, хотя сознание, безусловно, едино, это единство достигается тогда, когда индивидуальное сознание приходит в гармонию с высшим. Господь советует индивидуальному сознанию прийти в гармонию с высшим сознанием, восстановив тем самым свою изначальную чистоту. Нелепые попытки прекратить деятельность сознания ни к чему не приведут, однако деятельность сознания можно очистить, приведя её в согласие с волей Всевышнего. В зависимости от степени чистоты сознание бывает трёх типов, отличающихся друг от друга формой самоотождествления: адхьятмика (отождествление себя с телом и умом), адхибхаутика (отождествление себя с продуктами материи) и адхидайвика (осознание себя слугой Господа). Из этих трёх типов самоотождествления адхидайвика является начальной стадией существования в чистом сознании, приведённом в гармонию с волей Господа.

Верховный Господь является Сверхдушой всех полубогов, которым поручено творить материальный космос. Вняв молитвам полубогов, Он после некоторого раздумья явил Свою вселенскую форму, давая им возможность постичь Себя.

Тело человека формируется в утробе матери не само по себе, а только благодаря тому, что в нём находится живое существо, душа. Самостоятельно, без живого существа, материальное тело не способно расти и развиваться. Если мы видим, что какой-либо материальный объект развивается, это является верным признаком того, что в нём находится духовная искра. Огромная вселенная развивается постепенно, подобно телу ребенка во чреве матери.

Верховный Господь, явив гигантскую вселенскую форму, затем разделил Себя, произведя на свет многочисленные формы полубогов.

Полубоги, так же как и все остальные живые существа, являются отделёнными частицами Верховного Господа.

Когда Агни, огонь, вышел из Его уст, в них вошли все правители вселенной, заняв отведённые им места. Энергия огня даёт живому существу возможность облекать мысли в слова.

Уста гигантской вселенской формы Господа являются источником дара речи. Стихией огня управляет наделённое властью божество, или адхидайва. Произносимые нами речи -- это адхьятма, то есть телесные отправления, а содержанием наших речей являются порождения материальной природы, или принцип адхибхута.

После того как, отделившись, сформировалось нёбо вселенской формы, в него вошёл Варуна -- повелитель водной стихии всех планет вселенной; таким образом живые существа получили возможность с помощью языка ощущать вкус.

Когда сформировались две ноздри Господа, в них, заняв отведённые им места, вошли близнецы Ашвини-кумары. Благодаря этому живые существа обрели способность различать запахи.

Затем сформировались два глаза вселенской формы Господа. В них, вместе с функцией зрения, вошло Солнце, повелитель света так живые существа обрели способность видеть формы.

Когда, отделившись, возникла кожа вселенской формы, в неё, вместе с функцией осязания, вошёл полубог Анила -- повелитель ветров. Таким образом живые существа обрели способность осязать.

Основными элементами чувственного восприятия являются осязательные ощущения и зуд, которые мы испытываем благодаря коже и растущим на ней воло-

сам. Шри Вишванатха Чакраварти говорит, что полубогом осязания является воздушный поток, циркулирующий внутри тела, а за растущее на теле волосы отвечает полубог Ошадхья. Объектом восприятия для кожи является касание, а для волос, растущих на теле, -- ощущение зуда.

Когда образовались уши вселенской формы, в них, вместе с функцией слуха, вошли полубоги, повелевающие сторонами света. Так живые существа обрели способность слышать и руководствоваться услышанным.

Когда, отделившись, возникли гениталии вселенской формы, в них, вместе с функцией осеменения, вошёл Праджапати, первое живое существо во вселенной. Благодаря этому живые существа получили возможность наслаждаться половыми отношениями.

Затем сформировалась прямая кишка, куда, вместе с функцией выводящих органов, вошёл их повелитель Митра. Так живые существа обрели способность испражняться и мочиться.

Когда, отделившись, возникли ноги вселенской формы, куда, вместе с двигательной функцией, вошёл полубог по имени Вишну [не являющийся Личностью Бога]. Так живые существа получили возможность двигаться и достигать места назначения.

Когда, отделившись, возник разум вселенской формы, в него, вместе со способностью постигать, вошёл Брахма, владыка Вед. Так живые существа обрели способность познавать объекты этого мира.

Затем, отделившись, на свет появилось сердце вселенской формы, и в него, вместе с мыслительной функцией, вошёл полубог Луны. Таким образом живое существо обрело способность рассуждать.

Затем, отделившись, возникло материальное эго вселенской формы, куда, вместе со способностью к деятельности, вошёл Рудра, повелитель ложного эго. Так живые существа обрели способность целенаправленно действовать.

Когда, отделившись, возникло сознание вселенской формы Господа, в него, вместе с функцией сознания, вошла махат-таттва, повелевающая совокупной энергией. Так живое существо обрело способность постигать прикладное знание.

Затем из головы вселенской формы появились райские планеты, из ног -- планеты земного типа, а из живота -- небо. Эти планеты, в соответствии с разными гунами материальной природы, населили полубоги и другие живые существа.

Полубоги, находящиеся под влиянием гуны благости и наделённые присущими ей замечательными качествами, живут на райских планетах, а люди, находящиеся под влиянием гуны страсти, вместе с другими существами, их подопечными, населяют Землю.

Живые существа, составляющие окружение Рудры, находятся, под влиянием третьей гуны материальной природы -- гуны невежества. Они населяют планеты, расположенные в небе между земными и райскими планетами.

Среднюю часть небосвода называют Бхуварлокой. Это подтверждают Шрила Вишванатха Чакраварти и Шрила Джива Госвами.

Вират-рупа (вселенская форма)

Оставаясь лежать в Причинном океане, Маха-Вишну в то же время вышел из него, и, разделив Себя, в образе Хираньягарбхи вошел в каждую вселенную, где принял форму вират с тысячами ног, рук, ртов, голов и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.