Рефераты. Ведическая космология (общее описание) - Айравата дас

Однако, когда внутренний владыка (божество, повелевающее сознанием) вместе с рассудком вошёл в Его сердце, Космическое Существо в тот же миг восстало из вод Причинного океана.

Когда человек спит, ни одно из его материальных достояний -- ни жизненная энергия, ни познающие и действующие чувства, ни ум и разум -- не способно разбудить Его. Помочь ему проснуться может только Сверхдуша.

Здесь подробно изложены представления философии санкхьи, в соответствии с которыми вират-пуруша, или вселенская форма Всевышнего, является изначальным источником всех органов чувств и управляющих ими божеств.

Вся совокупность гигантского проявления воспринимаемого чувствами материального мира является телом Абсолютной Истины, в котором материальное время проявляется в форме прошлого, настоящего и будущего вселенной.

Содержанием концепции вират-рупы является гигантская вселенская форма Бога, которая находится внутри вселенной, покрытой семислойной оболочкой из материальных элементов.

Вселенская форма Господа охватывает всё, начиная с Брахмы и кончая Шивой, в неё входят все великие мудрецы, полубоги, демоны, наги, люди, птицы, звери, пресмыкающиеся и все материальные проявления во вселенных: планеты, звёзды, астероиды, светила, молния, гром, -- а также обитатели различных планетных систем: гандхарвы, апсары, якши, ракши, бхутаганы, ураги, пашу, питы, сиддхи, видьядхары, чараны и прочие виды живых существ, в том числе птицы, звери, деревья и все сущее во все времена -- в прошлом, настоящем и будущем.

Вират-рупа, показанная Арджуне.

Арджуна пожелал увидеть Кришну в Его вселенской форме, которая, несмотря на то, что имеет трансцендентную природу, проявляется в космическом творении и поэтому подвергается влиянию преходящего времени этой материальной природы. Как материальная природа существует то в проявленном, то в непроявленном виде, так и эта вселенская форма Кришны то проявляется, то переходит в непроявленное состояние. Она не пребывает вечно в духовной обители, подобно другим формам Кришны. Обыкновенный человек не в состоянии видеть вселенскую форму. Способность видеть ее даётся Кришной.

Арджуна увидел в той вселенской форме бесчисленные рты, бесчисленные глаза, бесчисленные удивительные видения. Господь в этой форме был украшен небесными драгоценностями и потрясал божественным оружием. Он был облачён в изумительные одеяния и украшен гирляндами. Он благоухал чудесными ароматическими маслами, которыми было умащено Его тело. Всё это было дивно, сияюще, безгранично и необъятно.

Не было числа рукам, ртам, ногам и другим проявлениям, которые видел Арджуна. Эти проявления распространены по всей вселенной, но милостью Господа и благодаря Его непостижимому могуществу они открылись взору Арджуны, несмотря на то, что он пребывал в одном месте.

Если бы сотни тысяч солнц взошли на небе одновременно, их сияние могло бы напомнить сияние Верховной Личности, пребывающей в этой вселенской форме.

Арджуна мог видеть во вселенской форме Господа безграничные пространства вселенной, сосредоточенные в одном месте, хотя и разделённые на многие -- многие тысячи.

Другие люди, находящиеся на поле битвы, не могли видеть эту форму, ибо Кришна наделил способностью видеть её лишь Арджуну. В теле Кришны Арджуна мог видеть тысячи планет. Как мы узнаём из ведических писаний, существует множество вселенных и планет. Некоторые созданы из земли, некоторые -- из золота, а некоторые -- из драгоценных камней. Одни огромны по размерам, другие -- меньше, третьи -- ещё меньше и т.д.

Арджуна сказал: "Дорогой Господь Кришна, я вижу в Твоём теле всех богов и множество других живых существ. Я вижу Брахму, восседающего на цветке лотоса, а также Господа Шиву и всех мудрецов и божественных змеев. О повелитель вселенной, о вселенская форма, повсюду я вижу Твои торсы, руки, глаза и рты, которым нет числа. Я вижу, что Ты не имеешь ни начала, ни конца, ни середины. Твою форму трудно видеть из-за ослепительного сияния, исходящего от неё и разливающегося по всему пространству, подобно свету костра или безмерному сиянию солнца. Тем не менее я вижу эту сияющую форму повсюду, увенчанную коронами и с булавами и дисками в руках. Хотя Ты один, Ты заполняешь Собой всё небо, все планеты и всё пространство между ними. О великий, видя эту дивную и ужасную форму, все планетные системы приходят в смятение. Сонмы полубогов вручают себя Тебе и входят в Тебя.

Некоторые из них, очень испуганные, сложив ладони, возносят молитвы. Сонмы великих мудрецов и совершенных существ, восклицают: "Мира, мира!" и молятся Тебе, распевая ведические гимны. Все проявления Господа Шивы, Адитьи, Васу, садхьи, вишведевы, оба Ашвина, Маруты, предки, гандхарвы, якши, асуры и исполненные совершенства полубоги взирают на Тебя в изумлении. О могучерукий, все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с её многими ликами, глазами, руками, бёдрами, нотами, чревами и многими устрашающими зубами, и, подобно им, я тоже пребываю в смятении. Видя

Тебя, многоцветного, ослепительного и достигающего неба, Твои зияющие рты и огромные сияющие глаза, я чувствую страх. Я неспособен дольше сохранять спокойствие и ясность ума. О Владыка всех владык, прибежище всех миров прошу Тебя будь милостив ко мне. Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов и страшных зубов. Я совершенно растерян. Все сыновья Дхритараштры и цари, сражающиеся на их стороне, также Бхишма, Дрона, Карна и наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими. Как воды многих рек текут в океан, так и все великие воины входят в Твои горящие зевы. Я вижу, как все люди устремляются в Твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нём.

Я вижу, как Ты поглощаешь всех людей со всех сторон Своими дышащими огнём ртами. Ты покрываешь все вселенные Своим сиянием, и сжигающие лучи света исходят от Тебя".

Арджуна видел всё, что существует во вселенной, а затем он видел Брахму, первое существо во вселенной, и божественного змея, на котором в низших областях вселенной возлежит Гарбходакашайи Вишну и кончая высшей областью вселенной, где находится цветок лотоса, планета, на которой обитает Брахма, первое существо вселенной. Это значит, что, находясь в одном месте, сидя в своей колеснице, Арджуна видел всё -- и чем вселенная начинается, и чем она кончается.

При виде этого ужасного проявления вселенской формы и его ослепительного сияния полубоги во всех планетных системах задрожали от страха и начали молить о защите.

Арджуна хотел увидеть вселенскую форму Верховного Господа, поэтому, из милости к Своему преданному, Господь Кришна явил ему Свою исполненную сияния и великолепия вселенскую форму. Эта форма сверкала, подобно солнцу, и многие лики Её стремительно изменялись. Кришна явил эту форму лишь для того, чтобы исполнить желание Своего друга Арджуны. Кришна принял эту форму с помощью Своей внутренней энергии, непостижимой для человеческого разума. Никто до Арджуны не видел вселенской формы Господа, но, поскольку Кришна показал её Арджуне, преданные, обитающие на райских и других планетах, тоже могли видеть её. Ранее они не видели эту форму, но благодаря Арджуне они смогли её увидеть. Иными словами, вселенскую форму, явленную Арджуне по милости Кришны, могли видеть все преданные Господа, принадлежащие к цепи ученической преемственности.

Кала (вечное время)

Мельчайшую частицу материального космоса, которая неделима и не образует отдельного тела, называют атомом (парама-анух). Атом, невидимый для глаза, существует всегда, даже после уничтожения всех форм. Материальное тело -- это не что иное, как определённая комбинация таких атомов, однако обыкновенный человек неправильно понимает его природу.

Описание атома, приведённое в "Шримад-Бхагаватам", почти полностью совпадает с положениями современной атомистической теории; более подробно эти вопросы разработаны в учении Канады -- параману-ваде. Современные учёные также считают атомы мельчайшими неделимыми частицами, из которых построена вселенная. В "Шримад-Бхагаватам" содержатся сведения по многим отраслям знания, в том числе и атомистическая теория. Атом -- это мельчайшая тонкая форма вечного времени.

Атом является элементарной единицей проявленной вселенной. Атомы в чистом виде, не объединённые в те или иные физические тела, называют безграничным единством. Безусловно, существует множество самых разнообразных физических тел, но атомы сами по себе составляют основу всего сущего.

Время можно рассчитать, связав его с движением физических тел, состоящих из атомов. Время -- это энергия всемогущего Бога, который управляет всеми перемещениями физических тел, хотя Сам Он в материальном мире остаётся невидимым.

Атомное (парама-анух) время (кала) связано с пространством, которое занимает конкретный атом (парама-анух). Время, охватывающее всю непроявленную совокупность атомов, называют великим временем.

Пространство и время -- это два взаимосвязанных понятия. В основу измерения времени положено пространство, которое занимают атомы. Эталонное время рассчитывают по движению Солнца. Промежуток времени, за который Солнце проходит пространство, занятое одним атомом, называют атомным временем. Самый большой промежуток времени охватывает всю недифференцированную совокупность атомов. Двигаясь по своим орбитам, планеты занимают в космосе определённое пространство, а единицей измерения пространства являются размеры атома. Каждая планета движется по заданной орбите, не отклоняясь от неё. Такая орбита есть и у Солнца. Время, проходящее с момента сотворения вселенной до её разрушения, определяется числом оборотов всех планетных систем вселенной вокруг своей оси, которое они делают за весь период своего существования. Это время называют высшим калой.

Единица измерения грубого времени определяется следующим образом: два атома (парама-ану), соединяясь образуют сдвоенный атом (анух), а три таких сдвоенных атома (анух) один гексатом (трасаренух).

Время, необходимое для соединения трёх трасарену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху, три ведхи равны одной лаве.

Если одну секунду разделить на 1687,5 частей продолжительность каждой из них составит одну труты -- это время, необходимое для соединения восемнадцати атомов. Такое объединение атомов в различные физические тела служит основой измерения материального времени. Отправной точкой во всех расчётах времени является Солнце.

Период времени, продолжающийся три лавы, составляет одну нимешу, три нимеши равны одной кшане, пять кшан образуют одну каштху, а пятнадцать каштх -- одну лагху.

Расчёты показывают, что одна лагху равна двум минутам. Исходя из этого, можно связать ведические единицы измерения времени относительно атома с современной шкалой времени.

Пятнадцать лагху равны одной надике, которую иногда называют бандой. Две данды составляют одну мухурту, шесть или семь данд составляют четвёртую часть дня или ночи по исчислению людей.

Мерная ёмкость для определения продолжительности одной надики (данды) должна быть изготовлена из меди и весить шесть пал (366 грамм). В ней делают отверстие с помощью золотого сверла весом четыре маши и в четыре пальца длиной. Эту ёмкость помещают в воду, и время, за которое она до краёв наполнится водой, называют одной дандой.

Отверстие в мерной ёмкости из меди должно быть сделано сверлом длиной в четыре пальца и весом не более четырёх маш. Эти параметры определяют диаметр отверстия. Ёмкость погружают в воду, и время, необходимое для того, чтобы она заполнилась водой, называют дандой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.