В поисках причины своего появления на свет Брахма достиг того предела, за которым обрывалась его жизнь. Этот предел определяет колесо вечности в руках Вишну, порождающее в умах живых существ страх, одним из проявлений которого является страх смерти.
Так и не сумев достичь желанной цели, он прекратил свои поиски и вернулся на цветок лотоса. Там, управляя дыханием и отрешившись от всего материального, он сосредоточил свой ум на Верховном Господе.
Когда по прошествии времени его медитация достигла цели, Брахма обрёл необходимое знание и увидел в своём сердце Всевышнего, которого до этого ему никак не удавалось увидеть, несмотря на все его усилия.
Брахма увидел на воде огромное белоснежное ложе, напоминавшее лотос, тело Ананта Шеши, на котором в одиночестве возлежал Господь, Личность Бога. Всё вокруг было озарено светом, исходившим от драгоценных камней на капюшоне Шеша-Наги, сияние которых рассеивало царившую в этой области тьму.
Необъятное трансцендентное тело Господа занимало пространство трёх планетных систем -- высшей, средней и низшей. Убранный драгоценными украшениями, Господь был облачён в великолепные одежды, излучавшие чудесное сияние и исполненные трансцендентного многообразия.
Увидев Господа, вершитель судеб вселенной Брахма окинул взглядом всё творение. Его взору открылось озеро во впадине пупка на животе Господа Вишну, лотос, растущий из него, а также воды потопа, иссушающий воздух и небеса. Всё это предстояло у него перед глазами.
[При виде этого] Брахма, побуждаемый гуной страсти, загорелся желанием творить. Увидев пять причин творения, на которые ему указал Гарбходакашайи Вишну, он начал с благоговением возносить Господу молитвы, сосредоточив ум на процессе творения.
Брахма сказал: "Сегодня, после долгих лет, проведённых в аскезах, я наконец познал Тебя, о Мой Господь. Воистину несчастны те живые существа, которые воплотились в материальных телах, ибо они лишены возможности постичь Твою личность! О Мой Господь, Ты -- единственный объект познания, так как в мире нет ничего превыше Тебя. Всё, что может на первый взгляд показаться превосходящим Тебя, на самом деле не является Абсолютом. Являя созидательную силу материи, Ты утверждаешь Своё превосходство надо всем сущим. Материальная скверна никогда не касается формы, которую я созерцаю. Эта форма низошла в сей мир как проявление внутренней энергии Господа, чтобы явить милость Его преданным. Это воплощение -- источник огромного числа других воплощений, и я тоже появляюсь на свет из цветка лотоса, обителью которого является Твой пупок. Ты -- изначальный корень древа планетных систем. Это древо проросло сквозь материальную природу тремя стволами, которыми являются три божества -- я, Шива и Ты, Всемогущий, -- ответственные за сотворение, поддержание и разрушение вселенной, а от нас отходят многочисленные ветви. Поэтому я в почтении склоняюсь перед Тобой -- древом материального космоса, ибо Ты являешься неутомимым временем и наслаждаешься всеми жертвоприношениями. Я повелеваю всеми планетами вселенной и живу в обители, которая существует в течение двух парардх; многие годы я посвятил аскезам, чтобы достичь самоосознания, но, несмотря на все это, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. О Мой Господь, погружённый в сладкий сон, Ты покоишься на водах потопа, а вокруг Тебя бушуют свирепые волны. Ты наслаждаешься на ложе из змей, чтобы показать тем, кто наделён разумом, как сладок Твой сон. В это время все планеты вселенной находятся в Твоём чреве. По Твоей милости я появился на свет из обители Твоего лотосного пупка для того, чтобы сотворить вселенную. Пока Ты безмятежно спал, все планеты вселенной покоились в Твоём трансцендентном чреве. Теперь же, когда Твой сон закончился, Твои глаза открылись, словно лотосы, распускающиеся на восходе солнца. Да будет Верховный Господь милостив ко мне! Он -- единственный друг и душа всех живых существ; с помощью Своих шести трансцендентных достояний Он поддерживает существование всех, кто населяет этот мир, позволяя им обрести высшее счастье. Да будет Он милостив ко мне и ещё раз, как прежде, наградит меня способностью к самосозерцанию, позволяющей мне творить, ибо я -- одна из предавшихся Ему душ, которые так дороги Господу. Верховный Господь является вечным благодетелем всех предавшихся Ему душ. Свои деяния Он вершит с помощью Своей внутренней энергии, Рамы, богини процветания. Я молю только о том, чтобы Он позволил мне служить Ему, дав возможность создать материальный мир, и чтобы эта деятельность не оказала на меня материального влияния, ибо только по Его милости я смогу избавиться от ложной гордыни и не возомню себя творцом. Энергиям Господа нет числа. Когда Он возлежит на водах потопа, из озера Его пупка вырастает лотос, и на этом лотосе появляются -- средоточие энергии вселенной. Сейчас я занят тем, что проявляю Его многообразные энергии, которые принимают форму материального космоса. Поэтому я молюсь о том, чтобы, занимаясь материальной деятельностью, я не отклонился от звуков ведических гимнов. Милость Господа не знает пределов. Я жду, когда Он благословит меня, открыв Свои подобные лотосам глаза, и улыбнётся мне. Он способен вдохнуть жизнь в мироздание и рассеять наше уныние, милостиво дав нам Свои указания".
Когда Брахма увидел причину своего появления на свет -- Гарбходакашайи Вишну, он стал молить Господа о милости, вложив в эти молитвы весь свой ум и всё своё красноречие. Завершив молитвы, он умолк, словно устав от аскетических подвигов, попыток познать себя и медитации.
Брахма получил знания изнутри, от Господа, который находится в его сердце. Появившись на свет, Брахма не смог обнаружить того, кто его породил, но с помощью аскез и медитации он обрёл совершенное знание, получив его из сердца. Духовный учитель действующий извне, так же как и духовный учитель в сердце, являются представителями Господа. Человек, не связанный с этими истинными представителями Господа, не имеет права называть себя духовным учителем. У Брахмы не было возможности получить помощь от духовного учителя извне, поскольку в то время он был единственным существом во вселенной. Поэтому Господь, довольный молитвами Брахмы, изнутри открыл ему знание обо всём сущем.
Гарбходакашайи Вишну понял, что Брахме не терпится приступить к конструированию и созданию различных планетных систем и что зрелище затопленной вселенной приводит его в уныние.
Зрелище разбушевавшейся водной стихии было таким устрашающим, что даже Брахма не на шутку встревожился. Ему хотелось как можно скорее разместить в космосе многочисленные планетные системы и населить их различными живыми существами -- людьми и теми, кто стоит ниже и выше их на эволюционной лестнице. Планеты во вселенной расположены с учётом различий между населяющими их живыми существами, которые находятся под влиянием тех или иных гун материальной природы. Существует три гуны материальной природы. Соединяясь между собой они образуют девять различных сочетаний. Эти девять сочетаний в разных комбинациях дают восемьдесят одно сочетание, которые в свою очередь тоже смешиваются друг с другом, так что в конечном счёте становится невозможным установить границы распространения иллюзии. Перед Брахмой стояла задача создать места и условия, подходящие для обитания обусловленных душ, обладающих различными типами тел. С этим мог справиться только Брахма, никто другой во вселенной не в состоянии даже представить себе всю сложность стоявшей перед ним задачи. Однако милостью Господа Брахма сумел справиться с этой титанической задачей столь блестяще, что все обитатели вселенной до сих пор не перестают удивляться мастерству видхаты, творца.
Поняв желание Брахмы, Гарбходакашайи Вишну произнёс исполненные глубокого смысла слова, которые развеяли туман иллюзии. Он сказал: "О Брахма, о кладезь ведической мудрости, у тебя нет причин унывать или беспокоиться о том, как сотворить вселенную. Я уже наделил тебя всем, о чём ты просил Меня. О Брахма, посвяти себя аскезам и медитации, руководствуйся приобретёнными знаниями, и ты заслужишь Мою благосклонность. Действуя таким образом, ты сможешь постичь всё сущее, ибо знание само откроется в твоём сердце. О Брахма, когда, создавая вселенную, ты полностью отдашься преданному служению, ты увидишь Меня в своём сердце, увидишь что Мною пронизана вся вселенная и что ты сам, вселенная и все живые существа покоятся во Мне. Ты увидишь, что Я пребываю в сердце каждого живого существа и пронизываю всю вселенную, словно огонь, скрытый в дровах. Только обретя это трансцендентное видение, ты освободишься от влияния иллюзии во всех её проявлениях. Когда ты перестанешь отождествлять себя с грубым и тонким материальным телом, и твои чувства полностью выйдут из под влияния гун материальной природы, тогда в общении со Мной ты постигнешь свою чистую форму и обретёшь чистое сознание. Поскольку ты хочешь бесконечно увеличить население вселенной и всё больше и больше служить Мне в самых разных качествах, Я предоставлю все возможности для этого, ибо Моя беспричинная милость вечно пребудет с тобой, возрастая каждое мгновение. Ты -- первый из риши, и поскольку твой ум всегда сосредоточен на Мне, греховная гуна страсти не осквернит тебя даже тогда, когда ты будешь производить на свет многочисленное потомство. Хотя обусловленным душам нелегко познать Меня, тебе удалось постичь Меня сегодня, ибо ты осознал, что во Мне нет ни грана материи, в частности пяти грубых и трёх тонких элементов. Размышляя над тем, откуда растёт лотос, на котором ты родился, ты даже вошёл в его стебель, но так ничего и не обнаружил. В это время Я изнутри явил тебе Свою форму. О Брахма, молитвы, которые ты вознёс, прославляя величие Моих трансцендентных деяний, аскезы, которые ты совершил, стремясь постичь Меня, и твоя непоколебимая вера в Меня -- всё это плоды Моей беспричинной милости. Следуя Моим наставлениям, ты можешь теперь, как и прежде, произвести на свет живые существа, воспользовавшись своим абсолютным знанием ведической мудрости и телом, которое ты получил от Меня -- высшей причины всего сущего".
Повелев Брахме приступать к творению, Гарбходакашайи Вишну скрылся из виду.
В течение ста небесных лет Брахма по велению Гарбходакашайи Вишну совершал аскезы, посвятив себя преданному служению Господу. Затем Брахма увидел, как от порывов ураганного ветра на поверхности воды, из которой рос его лотос, поднялись волны, и лотос стал раскачиваться из стороны в сторону. За долгое время, в течение которого Брахма совершал аскезы и постигал трансцендентную науку самоосознания, он накопил большой практический опыт, поэтому он втянул в себя весь ветер, а вместе с ним и воду. Увидев, что лотос, на котором он восседал, занимает все пространство вселенной, Брахма стал размышлять над тем, как сотворить планеты, которые до этого уже были помещены в лотос.
В лотосе, на котором восседал Брахма, находились семена всех планет вселенной. Господь уже создал все планеты, и все живые существа уже родились в Брахме. Материальный мир и живые существа в зачаточной форме были созданы Верховным Господом, и Брахме оставалось только рассеять семена творения по всей вселенной. Поэтому настоящее творение называют саргой, а его последующий переход в проявленное состояние, который осуществляет Брахма, висаргой.
Поглощенный служением Верховному Господу, Брахма вошёл внутрь лотоса, который раскинулся на всю вселенную, и разделил его сначала на три мира, а затем на четырнадцать уровней.
Брахма является самой возвышенной личностью во вселенной, так как он занимается бескорыстным преданным служением Господу и достиг высот трансцендентного знания. Поэтому Брахма создал четырнадцать планетных систем, намереваясь впоследствии заселить их живыми существами различных видов.
Источником всех качеств, которыми обладают живые существа, является Верховный Господь. Обусловленные души, живущие в материальном мире, отражают только часть Его качеств, поэтому их иногда называют пратибимбами. Неотъемлемые частицы Верховного Господа, живые существа-пратибимбы, в разной степени наделены Его изначальными качествами, и, в зависимости от унаследованных ими качеств, они, согласно замыслу Брахмы, появляются в тех или иных формах жизни и населяют те или иные планеты вселенной. Брахма создаёт три мира: низшие планеты -- Паталоки; средние -- Бхурлоки и высшие планеты -- Сварлоки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35