Рефераты. Основы стратегического планирования

Если фирма имеет важные конкурентные сильные стороны там, где конкуренты относительно слабы, то можно предпринять действия по использованию этого обстоятельства.

Центральная компетенция

Многие идеи М. Портера получили свое дальнейшее развитие в трудах Г. Хамела и К.К. Прахалада, которые разработали идею центральной компетенции фирмы (core competence). Центральная компетенция — это основное конкурентное преимущество фирмы, которое появляется в том или ином виде деятельности сотрудников.

Центральная компетенция — это не простая сумма отдельно взятых навыков и технологий, а именно комбинация взаимосвязанных навыков и технологий. Это синтез всех знаний и всех навыков. Обычно владелец ключевой компетенции - именно фирма, а не отдельно взятый человек или небольшая команда. Чтобы достичь статуса ключевой компетенции, набор навыков должен обладать определенной ценностью для потребителя, быть уникальным и оцениваться руководством именно как ключевая компетенция, т. е. как ресурс, позволяющий выиграть конкурентную гонку.

Выявлению центральной компетенции фирмы помогает ответ на вопрос: "В чем мы можем достичь лучших в мире показателей?" После того как этот ответ получен, доминирующую часть ресурсов компании целесообразно направить на тот вид активности, который фирма способна осуществлять лучше других субъектов рынка и который поэтому представляет собой центральную компетенцию фирмы.

Стратегия увеличения конкурентоспособности на базе центральной компетенции заключается в том, что компания должна культивировать центральную компетенцию, чтобы обеспечить отрыв от других конкурентов, и оберегать ее с помощью строительства дополнительных рыночных барьеров, чтобы оградить себя от новых конкурентов.

Источниками центральной компетенции фирмы могут быть ресурсы:

•    материальные — земля, здания, оборудование и т. д.;

•    нематериальные – репутация, связи, бренд, патенты и т.д.

При этом источником центральной компетенции являются не просто ресурсы, а уникальные ресурсы, т. е. такие, которые имеются у данной фирмы и отсутствуют у ее фактических и потенциальных конкурентов. В этой связи в современной экономике источниками центральной компетенции все чаще становятся способности персонала, планирование, основанное на уникальном знании, логистика, рыночная информация, технология, финансы, навыки обслуживания.

При формировании эффективной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности фирмы, необходимо ответить на вопросы: "Насколько ресурсы и способности уникальны и не могут быть скопированы?"; "Насколько преимущества устойчивы и имеют длительный характер?". При этом в стратегическом плане целесообразно развивать несколько выбранных видов активности, которые базируются на одной из центральных компетенций фирмы, окружать их барьерами входа, а также создавать стратегические блоки и альянсы с поставщиками внешних услуг и комплектующих.

Рассмотрим несколько примеров из практики, иллюстрирующих идею центральной компетенции.

1) Известный производитель спортивной одежды и инвентаря фирма Nike — это компания, осуществляющая только НИОКР, дизайн и маркетинг. Именно эти виды активности составляют ее центральную компетенцию, именно в этих видах активности она сильнее своих конкурентов. В то же время само производство не относится к сферам, в которых фирма Nike может побороть других производителей спортивной одежды и инвентаря. Поэтому она отказалась от того, чтобы иметь собственные производственные мощности. Все то, что в мире продается под товарной маркой Nike, произведено на заводах контрагентов фирмы. Другими словам она полностью передала непрофильный вид активности на субподряд.

Более того, такая деятельность, как реклама, также не является центральной компетенцией фирмы, поэтому вся реклама осуществляется профессиональной компанией W&K.

При этом Nike довела объемы производства только обуви до 100 млн. пар в год и продолжает расширять свой бизнес с темпом 20% в год.

2) Очень часто крупнейшие производители лекарств не имеют собственных производственных мощностей, так как производство не является их центральной компетенцией. В большей степени их центральной компетенцией становится разработка новых лекарств и удержание патентов на их производство. Фармацевтические фирмы, имеющие в своем распоряжении патенты на те или иные лекарства, в течение долгого времени (до тех пор пока не истечет срок действия патента), имеют монопольные права на выпуск этих лекарств. Эти права обеспечиваются патентным правом, действующим во многих государствах.

3) Часто центральная компетенция фирмы перемещается в сферу взаимодействия с потребителями. Например, компания Procter & Gamble имеет хорошо отлаженную систему обратной связи с потребителями своей продукции. В частности, имеется горячая линия, по которой можно осуществить бесплатный телефонный звонок и сообщить свое мнение или замечание, касающееся продукции фирмы. В течение года фирма обрабатывает более 900 000 звонков и таким образом выявляет проблемы потребителей, меняющиеся вкусы, пр. В результате одной из центральных компетенций фирмы становится сама база данных о предпочтениях и вкусах потребителей, а также организация постоянного потока информации о качестве товаров, производимых фирмой, и использование этой информации в инновационной и производственной активности фирмы.

Города, регионы и страны также конкурируют друг с другом, пытаясь обеспечить для своих жителей наилучшие условия жизни. Конкурентное преимущество территории (страны, региона, города) — это преимущество, которое обеспечивает дополнительный приток высококвалифицированных людей на данную территорию, а также капиталов, способствующих ее развитию. Территории конкурируют друг с другом по следующим направлениям:

·                   жизнеобеспечение (создание современной инфраструктуры жизнеобеспечения населения города);

·                   создание лучших условий для бизнеса, привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

·                   наличие квалифицированной рабочей силы;

·                   качество образовательных услуг;

·                   сохранение имеющихся производственных мощностей;

·                   повышение уровня коммунального обслуживания и услуг общественного сектора (совершенствование набора и качества услуг, а также снижение цен на них);

·                   развитие индустрии гостеприимства;

Традиционными конкурентными преимуществами многих территорий являются климат и близость к транспортным магистралям.


2.2 Отраслевой анализ


Последние достижения НТР сделали границы между отраслями размытыми и подвижными. Группа отраслей, которые взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали, например, по общности ресурсов, технологий, информаций, производства, инвестиционных программ, называется отраслевым кластером. Формирование кластера является средством повышения национальной конкурентоспособности.

Исходя из особенностей концентрации капитала и производства, можно говорить о монополизированных и раздробленных отраслях. В монополизированных отраслях, например, в автомобилестроении, погоду делают несколько крупнейших фирм (олигополия). Инструментом их воздействия на остальных является лидерство в ценах, когда все остальные фирмы молча ориентируются на ведущие и свою ценовую политику строят с учетом ее действий.

В немонополизированных отраслях существует значительное число средних и мелких фирм, производящих разнообразные товары небольшими партиями. Они ориентируются на второстепенные виды деятельности, требующие низких капитальных и текущих затрат. Рынок таких отраслей находится под влиянием национальной специфики, ограничен географически. Конкуренция в таких условиях варьирует от умеренной до ожесточенной.

Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на зарождающиеся, развивающиеся, зрелые и переживающие спад.

В зарождающихся отраслях растет объем продаж, но они остаются малоприбыльными вследствие значительных затрат на организацию производства, маркетинг и т.д. Развивающиеся отрасли начинают выпускать продукцию, пользующуюся все большим спросом. Увеличиваются продажи и прибыль, одновременно появляются конкуренты. Особенностями зрелых отраслей являются: насыщение спроса на продукцию, стабилизация или замедление роста продаж, обострение конкуренции, замедление НИОКР. Основными конкурентными преимуществами в зрелых отраслях являются низкие издержки, обусловленные экономией на масштабах. Путями усиления конкурентных позиций в зрелых отраслях являются модификация существующей продукции, совершенствование каналов сбыта, перенесение производства в страны с низкой заработной платой, выход на международные рынки.

При спаде в отрасли усиливается конкуренция за выход с рынка, рекомендуемые стратегии "сбора урожая" направлены на максимальное выжимание из продукции и ликвидацию фирмы.

Целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в таблице приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.


Таблица 4 Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли

Характеристика

Стратегическое значение

Барьеры входа/выхода

Высокие барьеры защищают позиции уже существующих фирм, низкие делают их уязвимыми к входу новых конкурентов

Прибыльность в отрасли

Высокоприбыльные отрасли привлекают новые входы, условия депрессии поощряют выход

Избыток или дефицит производственных площадей

Избыток мощностей повышает издержки

Размеры рынка

Малые рынки не имеют тенденции привлекать новых конкурентов, большие чаще привлекают крупные корпорации

Рост размеров рынка

Быстрый рост вызывает новые вступления, замедление роста усиливает соперничество

Стадия развития отрасли

Стадии роста и зрелости привлекают новых конкурентов

Быстрые изменения технологии

Возрастает риск, инвестиции в технологию и оборудование могут не успеть окупиться


2.3 Конкурентный анализ


Конкурентный анализ должен выявить:

·                   общее состояние конкуренции, то есть ее остроту, масштабы (местные, региональные, национальные, глобальные), степень государственного воздействия;

·                   характер конкурирующей продукции (степень ее новизны, повышения качества, надежности, безопасности, гибкости ценовой политики и т.п.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.