Рефераты. Основы стратегического планирования

·                   объем требуемых инвестиций, возврат кредитных средств;

·                   технико-экономическое обоснование и согласование инвестиционного плана;

11) стратегический социальный план:

·                   социальная стратегия;

·                   мероприятия по изменению социально-демографической структуры работников;

·                   мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работающих;

·                   мероприятия по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей.

12) стратегический экологический план:

·        экологическая стратегия;

·        рациональное использование природных ресурсов;

13) стратегический финансовый план:

•    планирование себестоимости продукции (услуг);

•    планирование доходов от различных видов деятельности;

•    планирование прибыли предприятия и ее использование;

•    планирование рентабельности предприятия;

•    планирование баланса доходов и расходов предприятия;

•    составление финансовых бюджетов;

•    налоговое планирование;

14) оценка рисков.

15)приложения.

Стратегический план выступает инструментом прогрессивного развития предприятия, поскольку поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно, ведет к более четкой координации предпринимаемых усилий, заставляет более четко определить задачи и рыночные установки и делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам.

Стратегический план обязательно должен содержать набор основных показателей как конкретных ориентиров будущей деятельности. Степень точности предполагаемых значений, по опыту зарубежных стран, может колебаться в пределах 25—40 %. Это связано с длительным горизонтом планирования, характерным для стратегического плана.


Лекция 9. Стратегия инноваций


1. Сущность инноваций и инновационного процесса. Понятие инновационной деятельности


На стадии стратегического планирования составляются еще как бы два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций.

Планирование инноваций органически связано со стратегическим планированием. Планирование инноваций рассматривается как промежуточный этап между планированием стратегии и детальным планированием инвестиций. План инноваций должен содержать информацию, необходимую для планирования инвестиций.

К сожалению, как самостоятельная процедура в экономике российских предприятий, инновационная деятельность встречается редко. В стратегическом планировании встречаются лишь отдельные элементы инновационной политики.

Само слово инновация происходит от латинского - новшество, нововведение. В настоящее время выработался своеобразный стандарт понятия инновации.

Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности.

Другими словами, инновация — это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Это значит, что если разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной сфере, и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея не является инновацией.

Отсюда следует, что основными свойствами (критериями) инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.

Объектами инноваций могут стать: товары (их виды и качество), сырье и материалы, оборудование методы и технология производства, человеческий потенциал, организация труда, менеджмент, финансы, информационные технологии и иные сферы деятельности.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Таким образом, понятие "инновационный процесс" шире понятия "инновация".

В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом:


Таблица 17 Основные составляющие инновационного процесса

Новация - новая идея, новое знание

Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности

Инновация или нововведение

Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей

Диффузия инновации

Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях


Инновация, будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама является товаром. Необходимо подчеркнуть, что купить инновацию — значит купить не сам предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация — это интеллектуальный товар.

Характер третьего компонента инновационного процесса - диффузии инноваций — зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п. При этом диффузию рассматривают гораздо шире, чем обычный маркетинг.

Часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса - новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом. Эти вопросы в настоящее время очень важны, поскольку от скорости воплощения нового знания в практическую деятельность существенно зависит успех стратегии инноваций. Поэтому эффективное управление инновациями предполагает преодоление барьеров, вызывающих задержки практической реализации новых идей, получение и сохранение конкурентного преимущества в результате быстрого выхода на рынок с инновационными продуктами и услугами.

Стратегия инноваций, то есть разработка и осуществление инноваций, интенсификация инновационных процессов являются неотъемлемой чертой рыночной экономики. Что заставляет организации вкладывать все большие средства в стратегию инноваций?

Основным "движителем" инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Все больше управленцев в самых разнообразных организациях (коммерческих и некоммерческих, частных и государственных) осознают быстрый рост значимости инноваций для достижения благоприятного конкурентного положения.

Здесь необходимо отметить, что новые знания, научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР) сами по себе не создают успешной экономики. Ключом к конкурентоспособности и росту благосостояния является успешное использование НИОКР, то есть инноваций.

До 19 века единицей измерения продолжительности жизненного цикла продукта было столетие, в 19 — начале 20 века она стала измеряться десятилетиями. Во второй половине 20 столетия средняя продолжительность жизни продукта исчислялась уже годами, а сейчас нередко жизненный цикл измеряется месяцами, и эта тенденция сохраняется.

Поэтому в настоящее время перед многими организациями стоит дилемма: инновации или ликвидация.

Другой существенной движущей силой инновационных процессов во многих странах является государственное регулирование. Государственная инновационная политика, законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий для достижения устойчивого развития, включая цели социального и экологического развития. Например, государство может ввести новые стандарты, которым должны удовлетворять промышленные выбросы в реки и атмосферу или средства безопасности на транспорте, что приведет к инновациям в производственных технологиях, инновационным продуктам. Изменения в экономической политике также могут вызвать необходимость поиска более эффективных инновационных технологий, инициировать поиск альтернативных ресурсов, разработку инновационных продуктов и т.д.

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называют инновационной деятельностью. Основными видами инновационной деятельности являются:

·                   НИОКР;

·                   проведение промышленных испытаний, технологические работы, подготовка производства;

·                   приобретение патентов, лицензий, НОУ-ХАУ;

·                   сертификация и стандартизация инновационных продуктов;

·                   инвестиционная деятельность, необходимая для инновационной деятельности;

·                   маркетинг и организация рынков сбыта.

2. Классификация инноваций и характеристика инновационных стратегий


По характеру практической деятельности, посредством которой реализуется инновация, в зависимости от того, относится эта деятельность к сфере производства или к сфере управления, выделяются два типа инноваций — производственные и управленческие.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации — это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации — это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п.

Специалисты в области инновационного менеджмента отмечают ряд закономерностей в динамике и последовательности осуществления производственных и управленческих инноваций. В частности, установлено определенное несоответствие в темпах создания и распространения в организации производственных и управленческих инноваций. Оказывается, что темпы осуществления производственных инноваций выше управленческих. Управленческие инновации как бы отстают от производственных. Возникающий разрыв получил в инновационном менеджменте название организационного лага.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.