Рефераты. Основы стратегического планирования

2)     бизнес-план разрабатывается на инновационные и инвестиционные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечение которых работа над бизнес- планом завершается. Стратегические планы – это планы с растущим горизонтом времени;

3)     в бизнес–плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес – плана.

Отечественные специалисты не имеют пока достаточного опыта разработки бизнес-планов применительно к российской специфике с ее спадами производства, значительными темпами инфляции, отсутствием объективной информации по конкурентам. Поэтому простая экстраполяция зарубежного опыта по бизнес-планированию на российский формат не всегда успешна. Близким по сути к бизнес-плану выступает технико-эксплуатационное обоснование или ТЭО. ТЭО содержит проработку инженерно-конструкторских, строительных и технологических решений. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО – это специфический документ, в котором акцент делается на производственно-техническую часть, в то время как рыночные проблемы остаются менее раскрытыми. ТЭО более глубоко детализировано в техническом отношении и предназначено для узких специалистов. Бизнес-план предназначен для более широкого использования.


2. Структура бизнес-плана


Зарубежная и отечественная практика показывает, что нет единой структуры бизнес-плана, так как различаются сферы, объемы и исходные условия предпринимательской деятельности.

Из всех вариантов на сегодняшний момент более конкретизированным является утвержденный Правительством РФ "Макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на конкурс для получении средств из бюджета РФ". Он является приложением к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1470). Ориентировочный объем бизнес-плана составляет не более 40 страниц при стоимости проекта 500 тыс. долларов США и не более 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов.

Наиболее предпочтительна следующая структура бизнес-плана:

1)     резюме (или цель и основное содержание проекта);

2)     характеристика предприятия и стратегия его развития;

3)     описание продукции (услуг);

4)     анализ рынков сбыта (отраслевого, регионального, международного), стратегия маркетинга;

5)     производственный план;

6)     организационный план;

7)     инвестиционный план (план капитальных вложений);

8)     финансовый план;

9)     оценка эффективности инвестиционного проекта;

10)оценка риска;

11)юридический план;

12)приложения.

Помимо перечисленных разделов бизнес-плана необходимо оформить титульный лист, который включает в себя следующую информацию: заголовок бизнес-плана, дату его подготовки, краткую информацию о предприятии и о разработчике бизнес-плана (название фирмы, адрес, лицензия и т.д.). Срок планирования в бизнес-плане чаще всего составляет от трех до пяти лет. При этом показатели первого года иногда делают в помесячной разбивке, второго года – в поквартальной разбивке, начиная с третьего года – в годовой разбивке.


2.1 Резюме


Резюме – это сжатый обзор, выражающий основную идею проекта обобщенные выводы по разделам бизнес-плана. Работа над подготовкой резюме является очень важной, поскольку если оно сразу не произведет благоприятного впечатления на будущих инвесторов и кредиторов, трудно будет рассчитывать на их поддержку. Раздел фактически готовится в два этапа. Сначала устанавливаются предварительные данные, а после выполнения всех разделов, они уточняются, и завершается работа над первым разделом. Объем не должен превышать 2-4 страниц. Резюме состоит их трех подразделов:

·                    введение, в котором обосновывается главная цель проекта, раскрывается сущность и новизна, показываются его созидательность, конкурентоспособность;

·                    основное содержание, где в концентрированной форме излагаются основные преимущества данного проекта и приводятся важнейшие производственно-экономические показатели – прогноз сбыта, стоимость проекта, издержки производства, доходы предприятия, источники финансирования;

·                    заключение, в котором обобщаются конечные результаты деятельности предприятия, социально-экономическая значимость проекта.


2.2 Характеристика предприятия и стратегия его производства


В данном разделе дается характеристика предприятия в целом (особенно, если это уже действующее предприятие), его роль и место в отраслевой иерархии. При описании предприятия кратко отражается его история, основные достижения и слабые стороны, приводятся характеристика имеющихся производственных фондов, загрузка производственных мощностей, основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия за предшествующий период.

При описании стратегии развития предприятия раскрываются главные цели и задачи перспективного стратегического развития (выпуск новой продукции, увеличение объемов производства, экономия ресурсов, внедрение новых технологий и т.д.), а также конкретные мероприятия по достижению заданных целей.

2.3 Описание продукции (услуг)


Описание продукции (услуг) заключается в подробном и полном представлении в бизнес-плане основных характеристик будущей продукции (услуг), предлагаемых к поставке на соответствующий рынок.

В данном разделе приводится следующая информация:

·                   область применения;

·                   основные характеристики (потребительские, сбытовые и функциональные);

·                   соответствие международным и национальным стандартам;

·                   новизна технических и технологических решений;

·                   наличие патентов, лицензий, сертификатов;

·                   требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

·                   . контроль качества;

·                   Данные об экологической безопасности.

При описании продукции необходимо ответить на вопросы:

1) в чем особенность или уникальность данной продукции и почему потребители должны отдавать ей предпочтение перед другими товарами-конкурентами;

2) если продукция не имеет особенностей, то почему потребители будут покупать продукцию у вас (из-за удобства расположения, из-за ассортимента и т.д.).


2.4 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга


В данном разделе излагаются основные моменты обоснования плана продаж продукции, основанные на анализе рынков и стратегии маркетинга.

Анализ рынков должен включать:

·                   общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции (услуг), оценку их размера;

·                   данные о доле предприятия на рынках;

·                   прогнозируемую динамику развития рынка;

·                   основные факторы, влияющие на изменение рынка;

·                   оценку возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции (технический уровень, цена, качество продукции);

·                   технологическое и финансовое состояние предприятий-конкурентов (по возможности);

·                   преимущества данного предприятия перед конкурентами;

·                   основные требования потребителей продукции.

Для продукции, предполагаемой к сбыту на внешних рынках, указываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения, выдвигаемые страной-импортером.

Стратегия маркетинга приводится обычно в отдельном подразделе, в котором отражается:

·                   стратегия сбыта. Необходимо указать, на что она нацелена (на увеличение доли рынка, продвижение на новые рынки и т.д.);

·                   прогнозируемые данные о цене на продукцию с обоснованием правильности выбора политики ценообразования (сравнение с ценой, качеством конкурентов. Какова величина доходов предприятия при стабильных ценах и их изменении?);

·                   тактика реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.);

·                   политика по послепродажному обслуживанию (ремонтными или сервисными мастерскими, центрами) с указанием затрат на организацию обслуживания;

·                   обоснование затрат на маркетинг и рекламу;

·                   план мероприятий по продвижению продукции на рынки.

Подраздел "Стратегия маркетинга" необходим не только для организации внутренней деятельности предприятия, но и для установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами.


2.5 Производственный план


Данный раздел составляется на срок реализации проекта (горизонт расчета). В него включается следующая информация:

·                   программа производства и реализации продукции (услуг);

·                   производственные мощности (здания, сооружения, технологическое оборудование);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.