Рефераты. Основы стратегического планирования

•    используемые каналы распределения;

•    число торговых марок;

•    условия в области маркетинга;

•    уровень интегральной интеграции;

•    качество товаров и услуг;

•    лидерство в области технологии;

•    возможности в области НИОКР;

•    позиции в области издержек;

•    использование производственных мощностей;

•    политика в области ценообразования;

•    структура собственности;

•    размер предприятия.

Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используются процедуры графической стратегической группировки.

Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем.

1.  Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон продуктов и т.д.).

2.  Положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик).

3.  Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.

4. Отличается доля каждой группы в полном объеме продаж отрасли.

При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:

•    основные переменные по осям координат не должны коррелировать между собой;

•    эти переменные должны отражать существенные отличия конкурентов;

•    эти переменные должны носить дискретный характер;

•    площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли;

•    если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько карт.

Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах — ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники — в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты — лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.

М. Портер сделал несколько важных выводов, исходя из анализа стратегических групп. Во-первых, это касается возможности фирмы перейти из одной стратегической группы в другую, преодолев при этом так называемые барьеры мобильности, включающие в себя такие понятия, как экономия на масштабе производства, продуктовая дифференциация, технология и капитал. Второй вывод касается случая, когда не все фирмы могут быть развиты достаточно четко по стратегическим группам. В этом случае, чаше всего, необходимо поменять признаки классификации. В-третьих, выделение стратегических групп может рассматриваться как основа для прогноза потенциальных изменений в конкурентной среде и, следовательно, в корректировке конкурентных стратегий.

Можно производить идентификацию стратегий конкурентов с помощью следующей таблицы.


Таблица 7 Составляющие целей и стратегий конкурентов

Область конкуренции

Стратегические претензии

Цели про размерам рынка

Конкурентная позиция

Стратегическое поведение

Конкурентная стратегия

Локальная

Национальная

Многонациональная

Глобальная

Быть лидером

Превзойти существующего в отрасли лидера

Войти в лидирующую пятерку

Сохранить позицию

Только выживание

Экспансия путем приобретений и внутреннего роста

Сохранение существующей доли

И т.д.


Отступающий на защитные позиции

Хорошо защищающийся, способный удержать существующее положение

Находящийся в постоянном движении и росте

И т.д.


В основном нападение

В основном защита

Комбинации защиты и нападения

Агрессивное

Консервативный последователь

И.т.д.

Стремление к ценовому лидерству

Преследование, основанное на дифференциации по качеству, имиджу и т. п.

Отметим, что в отечественных условиях хозяйствования, когда конкурентная среда только формируется, анализ стратегических групп как элемент стратегического анализа может рассматриваться скорее в постановочном плане, чем инструмент, применяемый в практической деятельности.


2.4 Влияние на формирование стратегий предприятия жизненного цикла товара


При изучении рынков сбыта, при формировании стратегий современные предприятия тщательно отслеживают жизненный цикл продукции или товара (иногда, в целом определенного рынка). Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это период, охватывающий время от его появления на рынке до снятия с производства и прекращения продаж. Концепция ЖЦТ используется для укрупненного анализа и прогнозирования конкурентных условий. Различают четыре фазы ЖЦТ:

·                   рождение и внедрение товара (рынка);

·                   рост;

·                   зрелость;

·                   спад.

На первой фазе ЖЦТ, которая начинается с момента поступления товара в продажу, происходит его внедрение на рынок. Производителей немного, и они выпускают только основные варианты товара, т.к. рынок еще не готов к восприятию модификаций. Объем реализации и доля рынка увеличиваются медленно из-за отсутствия у покупателей информации о товаре, слабой отлаженности сбыта, нехватки производственных мощностей. Вследствие больших затрат и незначительного объема сбыта цены достаточно высоки.

Стратегические задачи состоят в том, чтобы сформировать ожидания потребителя и создать рынок для нового товара, найти надежных поставщиков и перспективных посредников, обеспечить доступ к ресурсам.

Вторая фаза – рост продаж. Товар уже признается рынком. За счет увеличения объемов производства снижается себестоимость (цена может снижаться, но медленнее издержек производства). Одновременно появляются новые конкуренты и конкурирующие товары.

На фазе роста стратегическими задачами предприятия являются проникновение на новые рынки и его сегменты, совершенствование технологий, расширение ассортимента и повышение качества продукции, интенсификация рекламы, своевременное снижение цен.

На фазе зрелости (насыщения), по времени самой продолжительной, конкуренция достигает максимума, замедляются или стабилизируются темпы продаж, падает прибыльность. Стратегическими задачами на этом этапе являются модернизация производства, расходы на которые могут достигать 50-60 % всех затрат, а также модификация рынка, повышение качества товара, поиск новых потребителей, в том числе на мировых рынках, стимулирование продаж скидками, льготами и т.д. На этой стадии активизируются процессы слияний и поглощений.

На фазе спада производство, сбыт и прибыль резко сокращаются из-за насыщения спроса, появления новых товаров, технологий. Здесь возможны три альтернативы: сократить производство, полностью прекратить выпуск нерентабельной продукции или оживить товар. В любом случае происходит прекращение НИОКР и совершенствование товара, свертывание рекламы.


Таблица 8 Особенности жизненного цикла товара

Показатели

Стадии жизненного роста

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

Объем сбыта

Минимальный

Растущий

Стабильный

Падающий

Цена

Максимальная

Средняя

Низкая

Бросовая

Масштаб рынка

Минимальный

Растущий

Максимальный

Сокращающийся

Конкуренция

Минимальная

Растущая

Максимальная

Затухающая

Число конкурентов

Возрастающее

Большое

Стабильное

Сокращающееся

Темпы роста

Максимальные

Часто быстрее ВВП

Медленнее ВВП

Меньше единицы

Затраты на маркетинг

Максимальные

Высокие

Снижающиеся

Минимальные

Модификации товара

Базовая

Улучшенная

Усовершенствованная

Индивидуальная


Таблица 9 Зависимость финансовых показателей от стадии жизненного цикла товара

Показатели

Стадии жизненного роста

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

Чистая прибыль

Низкая, отсутствует

Растущая

Высокая

Снижающаяся

Основной капитал

Слабый рост

Сильный рост

Максимум

Снижение

Оборотный капитал

Рост

Максимум

Стабилен

Спад

Поток наличности

Отрицательный

Быстро растет

Максимум

Падает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.