· с помощью технико-экономических расчетов;
· с помощью математических моделей;
· с помощью функционально-стоимостного анализа и др.
При выполнении технико-экономических расчетов производятся укрупненные расчеты приведенных затрат и интегрального экономического эффекта.
Выбор стратегии обычно осуществляет высшее руководство предприятия. Сам процесс стратегического выбора, по мнению специалистов, не всегда проходит только на рациональном уровне, но иногда и иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановку. Долгосрочные стратегические решения иногда не поддаются объективному количественному обоснованию, а первоначально обоснованные прогнозы могут не сбыться.
Тем не менее, при выборе стратегических решений необходимо придерживаться определенных критериев:
1) соответствие возможностям и угрозам внешней среды;
2) соответствие целям предприятия и совместимость с миссией;
3) достижение конкурентных преимуществ (использование сильных сторон предприятия и слабых сторон конкурентов);
4) выполнимость стратегии (наличие необходимых ресурсов, совместимость стратегии с внутренней организацией);
5) непротиворечивость стратегии (достижение портфельного баланса всех структурных подразделений предприятия).
Опыт выработки стратегий различными предприятиями показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном альтернативной стратегии. Чаще всего окончательная стратегия представляет собой ту или иную комбинацию альтернатив, а последовательность их реализации определяется значимостью каждой. Например:
1. Сначала концентрируем наши действия на продолжении выпуска освоенной продукции и поставке ее на прежние рынки, так как спрос на нее еще высок.
2. Затем обращаем внимание на новые рынки и поставляем на них ту же продукцию.
3. Затем создаем новые модификации популярной продукции и поставляем ее на старые рынки с целью стимулировать повторные покупки.
5. Составление стратегического плана
Принятая стратегия является основой для разработки Стратегического плана предприятия.
Стратегическими планами являются те планы, горизонт которых совпадает с горизонтом самой стратегии, и которые рассчитаны на то, чтобы определить с определенной вероятностью параметры ее реализации.
Изучение опыта работы отечественных организаций свидетельствует об отсутствии официально принятых рекомендаций по порядку и форме представления планов.
В отличие от тактических и оперативных планов Стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждое предприятие подходит с собственных позиций.
Тем не менее, общие подходы к составлению Стратегического плана имеются. Он может включать в себя следующие разделы:
Составной частью Стратегического плана может являться бизнес-план. На практике для мелких и средних предприятий бизнес-план заменяет собой стратегический план. В отличие от стратегического планирования, бизнес-план содержит в себе не весь комплекс общих целей фирмы, а только некоторые из них. Кроме того, в отличие от стратегических планов, бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого мероприятия, в том числе сроками возврата инвестиционных кредитов.
В принципе, с помощью бизнес-планов можно обосновать каждое мероприятие Стратегического плана, требующего инвестиционных ресурсов для своей реализации.
Содержание разделов Стратегического плана включает следующие вопросы:
1) миссия и стратегические цели предприятия:
· наименования предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
· миссия предприятия;
· стратегические цели предприятия;
· основные виды деятельности;
· краткая экономико-географическая и историческая справка;
· уставный капитал предприятия, учредители и распределение капитала между ними;
· краткие сведения о персонале предприятия (его численность, структура);
· структура активов (основных и оборотных);
· основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия;
· краткое описание текущего финансового состояния.
2) описание и характеристика продукции:
· описание продукции услуг, стоимость, технологичность, универсальность, уровень качества и их соответствие требованиям стандартов;
· оценка конкурентоспособности продукции;
· основные отличия предлагаемой продукции от аналогичных, их преимущества;
3) краткий стратегический анализ;
4) базовая стратегия (по результатам стратегического анализа).
5) стратегический план маркетинга:
· концепция стратегического маркетинга;
· направления совершенствования продукции (услуг) с учетом сроков прохождения этапов ее жизненного цикла;
· стратегия ценообразования, ценовая политика предприятия;
· планирование сбыта и товародвижения продукции (услуг);
· планирование рекламной компании и стимулирования сбыта;
· планирование сервиса;
· система маркетингового контроля;
6) стратегический инновационный план:
· инновационная стратегия;
· стратегия создания, освоения новой продукции и повышения ее качества;
· стратегия внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;
· стратегия развития системы менеджмента;
· стратегия ресурсосбережения по предприятию;
· технико-экономическое обоснование инновационных проектов, их согласование.
7) стратегический план производства:
· объемы производства общий и по видам продукции (объем доходов, объем производства продукции в натуральном выражении);
· ассортимент продукции;
8) стратегический план материального обеспечения производства:
· стратегия материального обеспечения производства;
· анализ потребностей предприятия в основных материальных ресурсах и выявление новых требований производства;
· налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов;
· стратегия обеспечения производства материальными ресурсами;
9) стратегический организационный план:
· организационная стратегия;
· организационная структура;
· управленческий персонал;
· персонал предприятия, не связанный с управлением (потребность в кадрах по профессиям, квалификационные требования, формы привлечения к труду, режим труда и т.д.);
· оплата труда;
· кадровая политика;
· стратегия повышения производительности труда;
10) стратегический инвестиционный план:.
· инвестиционная стратегия;
· прирост производственных мощностей;
· ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих и строительства новых объектов;
· ввод в действие производственных и непроизводственных фондов (включая объекты охраны природы);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37