Рефераты. Основы стратегического планирования

·                   с помощью технико-экономических расчетов;

·                   с помощью математических моделей;

·                   с помощью функционально-стоимостного анализа и др.

При выполнении технико-экономических расчетов производятся укрупненные расчеты приведенных затрат и интегрального экономического эффекта.

Выбор стратегии обычно осуществляет высшее руководство предприятия. Сам процесс стратегического выбора, по мнению специалистов, не всегда проходит только на рациональном уровне, но иногда и иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановку. Долгосрочные стратегические решения иногда не поддаются объективному количественному обоснованию, а первоначально обоснованные прогнозы могут не сбыться.

Тем не менее, при выборе стратегических решений необходимо придерживаться определенных критериев:

1) соответствие возможностям и угрозам внешней среды;

2) соответствие целям предприятия и совместимость с миссией;

3)   достижение конкурентных преимуществ (использование сильных сторон предприятия и слабых сторон конкурентов);

4)   выполнимость стратегии (наличие необходимых ресурсов, совместимость стратегии с внутренней организацией);

5)   непротиворечивость стратегии (достижение портфельного баланса всех структурных подразделений предприятия).

Опыт выработки стратегий различными предприятиями показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном альтернативной стратегии. Чаще всего окончательная стратегия представляет собой ту или иную комбинацию альтернатив, а последовательность их реализации определяется значимостью каждой. Например:

1. Сначала концентрируем наши действия на продолжении выпуска освоенной продукции и поставке ее на прежние рынки, так как спрос на нее еще высок.

2. Затем обращаем внимание на новые рынки и поставляем на них ту же продукцию.

3. Затем создаем новые модификации популярной продукции и поставляем ее на старые рынки с целью стимулировать повторные покупки.


5. Составление стратегического плана


Принятая стратегия является основой для разработки Стратегического плана предприятия.

Стратегическими планами являются те планы, горизонт которых совпадает с горизонтом самой стратегии, и которые рассчитаны на то, чтобы определить с определенной вероятностью параметры ее реализации.

Изучение опыта работы отечественных организаций свидетельствует об отсутствии официально принятых рекомендаций по порядку и форме представления планов.

В отличие от тактических и оперативных планов Стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждое предприятие подходит с собственных позиций.

Тем не менее, общие подходы к составлению Стратегического плана имеются. Он может включать в себя следующие разделы:

Составной частью Стратегического плана может являться бизнес-план. На практике для мелких и средних предприятий бизнес-план заменяет собой стратегический план. В отличие от стратегического планирования, бизнес-план содержит в себе не весь комплекс общих целей фирмы, а только некоторые из них. Кроме того, в отличие от стратегических планов, бизнес-планы имеют четко очерченные временные границы, обусловленные сроками реализации планируемого мероприятия, в том числе сроками возврата инвестиционных кредитов.

В принципе, с помощью бизнес-планов можно обосновать каждое мероприятие Стратегического плана, требующего инвестиционных ресурсов для своей реализации.

Содержание разделов Стратегического плана включает следующие вопросы:

1) миссия и стратегические цели предприятия:

·                   наименования предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;

·                   миссия предприятия;

·                   стратегические цели предприятия;

·                   основные виды деятельности;

·                   краткая экономико-географическая и историческая справка;

·                   уставный капитал предприятия, учредители и распределение капитала между ними;

·                   краткие сведения о персонале предприятия (его численность, структура);

·                   структура активов (основных и оборотных);

·                   основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия;

·                   краткое описание текущего финансового состояния.

2) описание и характеристика продукции:

·                   описание продукции услуг, стоимость, технологичность, универсальность, уровень качества и их соответствие требованиям стандартов;

·                   оценка конкурентоспособности продукции;

·                   основные отличия предлагаемой продукции от аналогичных, их преимущества;

3) краткий стратегический анализ;

4)     базовая стратегия (по результатам стратегического анализа).

5)     стратегический план маркетинга:

·                   концепция стратегического маркетинга;

·                   направления совершенствования продукции (услуг) с учетом сроков прохождения этапов ее жизненного цикла;

·                   стратегия ценообразования, ценовая политика предприятия;

·                   планирование сбыта и товародвижения продукции (услуг);

·                   планирование рекламной компании и стимулирования сбыта;

·                   планирование сервиса;

·                   система маркетингового контроля;

6) стратегический инновационный план:

·                   инновационная стратегия;

·                   стратегия создания, освоения новой продукции и повышения ее качества;

·                   стратегия внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

·                   стратегия развития системы менеджмента;

·                   стратегия ресурсосбережения по предприятию;

·                   технико-экономическое обоснование инновационных проектов, их согласование.

7) стратегический план производства:

·                   объемы производства общий и по видам продукции (объем доходов, объем производства продукции в натуральном выражении);

·                   ассортимент продукции;

8) стратегический план материального обеспечения производства:

·                   стратегия материального обеспечения производства;

·                   анализ потребностей предприятия в основных материальных ресурсах и выявление новых требований производства;

·                   налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов;

·                   стратегия обеспечения производства материальными ресурсами;

9) стратегический организационный план:

·                   организационная стратегия;

·                   организационная структура;

·                   управленческий персонал;

·                   персонал предприятия, не связанный с управлением (потребность в кадрах по профессиям, квалификационные требования, формы привлечения к труду, режим труда и т.д.);

·                   оплата труда;

·                   кадровая политика;

·                   стратегия повышения производительности труда;

10) стратегический инвестиционный план:.

·                   инвестиционная стратегия;

·                   прирост производственных мощностей;

·                   ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих и строительства новых объектов;

·                   ввод в действие производственных и непроизводственных фондов (включая объекты охраны природы);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.