Рефераты. Основы стратегического планирования

В целом концепция жизненного цикла товара позволяет:

·        выявить главные (ключевые) факторы успеха. При этом необходимо помнить, что ключевые факторы успеха меняются в зависимости от фазы;

·        более точно прогнозировать будущие издержки и доходы (например, расходы на маркетинг максимальны на фазе внедрения и фазе роста);

·        определить базовые стратегии на разных фазах развития товара, при планировании производственной программы.


2.5 Анализ рынка рабочей силы и финансового рынка (факторов микроокружения)


Анализ рынка рабочей силы направлен на выявление возможности обеспечения предприятия рабочей силой соответствующей квалификации. При анализе изучаются параметры наличия рабочей силы, необходимого уровня ее образования, возраста, пола, а также стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов.

Анализ финансового рынка направлен на обеспечение стратегии финансовыми ресурсами, прежде всего, инвестиционного характера. При этом изучается наличие финансовых институтов необходимого профиля (банков, инвестиционных и страховых организаций и компаний), а также возможность и стоимость получаемых финансовых ресурсов.

В непосредственное окружение предприятия входят также органы государственного и местного управления, которые могут помогать или тормозить развитие предприятия.

В конечном счете, степень влияния внешних факторов зависит от состояния внутренней среды.


Лекция 4. Анализ внутреннего потенциала предприятия


На шестом этапе стратегического планирования проводится анализ внутреннего состояния и потенциала предприятия во взаимодействии с внешней средой. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих стратегических целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели предприятия, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Конечной целью внутреннего анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему фирмы.

Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней и внутренней среды) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы фирмы. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение внутреннего анализа строго не закреплено за одним функциональным отделом. Часто за плановым или финансовым отделом закрепляется сбор необходимой информации со всех функциональных служб (производственной, бухгалтерской, плановой и т.д.).

В настоящее время существуют два общепринятых подхода к анализу ресурсного потенциала предприятия.

Первый основан на так называемой цепочке ценностей М. Портера и включает в себя оценку собственно ресурсов и эффективности их использования, финансовый анализ и сравнительный анализ.

Второй подход представляет собой традиционный анализ хозяйственной деятельности, часто выражающийся в простом финансовом анализе.

1. Анализ ресурсного потенциала предприятия, основанный на цепочке ценностей М. Портера


Современные западные методики оценки внутренних возможностей предприятия базируются на цепочке ценностей М. Портера.

В своей книге "Конкурентные преимущества" М. Портер установил, что на каждом этапе хозяйственной деятельности создаются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями. По сути, речь идет о сравнительном анализе потребительских свойств продукта, создаваемых на разных этапах его разработки, производства, маркетинга, сбыта, в соизмерении с затратами на достижение этих ценностей.

М. Портер выделил пять основных и несколько вспомогательных составляющих хозяйственной деятельности.

Основные этапы хозяйственной деятельности, создающие главные ценности товара:

1)материально-техническое обеспечение (логистика);

2)изготовление продукции;

3)складирование, доставка и распределение продукции;

4)маркетинг (включая продажу);

5)обслуживание товара у потребителя.

Другая часть составляющих включает в себя общие вспомогательные виды деятельности: управленческую структуру и управление персоналом, технологическое обеспечение производства, обеспечение материалами внутри предприятия и т.д.

Каждую стандартную (или типовую) категорию можно и должно расчленить на уникальные, свойственные только данной конкретной компании действия. Например, маркетинг и продажи, составляющие вид первичной деятельности, подразделяются на управление маркетингом, рекламирование, управление продавцами, деятельность отдела продаж, подготовку технической литературы и продвижение товара на рынке. В свою очередь, эти отдельно взятые действия можно разделить на еще более частные действия.

Такое выделение необходимо для определения зоны потенциальных преимуществ в конкуренции, которые может обрести фирма, противодействуя пяти конкурентным силам по М.Портеру. Так, "... в зависимости от отрасли каждая из категорий может оказаться жизненно необходимой для обретения преимуществ в конкуренции. Для дистрибьютора представляет исключительную важность материально-техническое обеспечение производства и сбыта... Для банка, участвующего в кредитовании компаний, ключевое значение имеет маркетинг и сбыт, т. е. эффективная работа служащих, определяющих... способ предоставления кредитов и условия их предоставления. В сталелитейной промышленности производственные технологии — единственный самый важный фактор, обеспечивающий преимущества в конкурентной борьбе".

В соответствии с предложенной методологической базой исследования анализ потенциала предприятия предлагается проводить по следующей схеме.

1.Оценка ресурсов и эффективности предприятия.

2.Финансовый анализ деятельности предприятия.

3.Сравнительный анализ.

4.Организация процедуры оценки ресурсного потенциала предприятия.

При оценке ресурсов предприятия по каждому из основных и вспомогательных видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются следующим образом:

1) физические ресурсы; при этом важными являются их качественные характеристики, например, оценивается не просто число станков, а возраст, мощность, степень изношенности, цикличность работы, взаимозаменяемость и т. д.;

2) человеческие ресурсы; учитывается квалификация, стаж работы, половозрастная структура занятых, скорость передвижения по "служебной лестнице" и т. д.;

3) финансовые ресурсы;

4) нематериальные активы ("управленческая культура", организационные возможности, репутация в деловом мире, контроль над сбытовой сетью, патенты, лицензии, "ноу-хау" и т. д.).

Использование ресурсов наиболее целесообразно характеризовать при помощи таких понятий, как продуктивность и эффективность. Продуктивность обеспечивает деятельность каждого ресурса конкретным показателем, а эффективность представляет его ценность с точки зрения гармоничного, системного использования.

Такова принципиальная схема стратегического анализа, основанная на цепочке ценностей М. Портера и широко применяемая западными менеджерами и учеными.


2. Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий


Рассмотрим более подробно процедуру стратегического анализа ресурсного потенциала промышленного предприятия, полностью адаптированную к современным отечественным условиям хозяйствования и апробированную в течение ряда лет на конкретных российских предприятиях. Анализ ресурсного потенциала российских предприятии может включать следующие основные аспекты:

1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов.

2. Анализ имущественного комплекса предприятия.

3. Финансовый анализ.

2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов


В рамках стратегического анализа предприятия анализ производственно-хозяйственной деятельности необходим для определения эффективности использования ресурсов предприятия, его прибыльности и прогнозирования ресурсных возможностей. Анализ производственно-хозяйственной деятельности выполняется в следующей последовательности:

•    анализ основных технико-экономических показателей;

•    анализ производственной программы и ее рентабельности;

•    анализ расходов;

•    анализ финансовых результатов.

Анализ основных технико-экономических показателей

Состав показателей, по которым выполняется анализ основных технико-экономических показателей, может варьироваться в зависимости от социальной приоритетности данного предприятия в регионе и принятой системы организации его финансово-хозяйственной деятельности.

Целесообразно отслеживать общие тенденции развития предприятия, соответствие темпов изменения показателей развития предприятия средним темпам изменения аналогичных показателей в среднем по отрасли, региону или среди предприятий конкретной зоны стратегического хозяйствования. Чем выше темпы роста, тем динамичнее развивается предприятие, тем привлекательнее оно для инвесторов.

При выполнении анализа технико-экономических показателей следует выделять ряд аспектов.

Динамика объема производства продукции в натуральном выражении показывает изменение структуры производства по видам деятельности. Ее анализ может осуществляться посредством сравнения индексов изменений, выраженных в процентах. Последние рассчитываются делением выпуска продукции текущего периода по номенклатуре на значение аналогичного показателя предшествующего периода. Изменение структуры выпуска должно следовать из необходимости рациональной загрузки оборудования и повышения доходности производства в целом.

Допускается неэффективное изменение структуры выпуска или объемов производства, если это вызвано стратегическими целями. Например, уменьшение выпуска в связи с переходом на диверсифицированную продукцию, завоеванием рынка по определенной номенклатуре выпускаемой продукции и т. д.

Объем товарной продукции в действующих ценах зависит от динамики изменения выпуска в натуральном измерении и от уровня цен. При достаточно высоком уровне инфляции для приведения данного показателя к сопоставимому виду применяется показатель выпуска товарной продукции в сопоставимых ценах определенного года. В процессе анализа выпуска товарной продукции обязательным является сравнение темпов изменения товарной продукции с темпами изменений аналогичных предприятий отрасли или региона.

Анализ объема реализации наиболее достоверно определяет эффективность работы предприятия. Рост объема реализации является основным показателем планирования увеличения конкурентного преимущества предприятия. Взаимосвязь увеличения объема реализации и прибыльности предприятия может быть положительной и отрицательной. Ради увеличения темпов роста продукции предприятия могут жертвовать размером прибыли, однако в большинстве случаев именно прибыль подталкивает предприятие к желанию наращивать объемы. Наращивание темпов роста объемов реализации в большинстве случаев является положительной тенденцией при условии сохранения на том же уровне или росте показателя рентабельности.

Динамика себестоимости реализованной продукции показывает на снижение или увеличение возможностей предприятия по повышению доходности. Анализ изменений расходов проводится с целью выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия в процессе подготовки производства, процесса производства, обращения и реализации продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.