Рефераты. Основы стратегического планирования

Более подробно в данной лекции изложены вопросы, касающегося венчурного инвестирования.

Венчурное инвестирование – это особый инвестиционный сектор, занимающийся финансированием инноваций.

Парадокс инновационной экономики заключается в том, что крупные технологические корпорации не всегда являются гарантами устойчивого роста в области высоких технологий, поскольку их положение может ухудшиться в процессе "технологических революций", когда на первый план выдвигаются совсем новые технологии и новые компании. Так, например, переход на персональные компьютеры в 80-хгодах изменил положение IBM, производившей в то время все компоненты для крупных ЭВМ. На первый план выдвинулись новые гиганты: Intel – ведущий производитель процессоров и Microsoft - производитель операционных систем.

Поэтому освоение "подрывных" инноваций зачастую не входит в коммерческие интересы корпораций. Многие новаторские идеи доводятся до рыночной стадии в небольших компаниях, называемых "старт-апами".

Основным препятствием развития малых инновационных предприятий является недостаточность финансовых ресурсов. Имеются серьезные препятствия на пути получения коммерческого кредита:

1)                слишком высокие риски в силу несформированного рынка;

2)                сравнительно долгий срок (более 3 лет) выхода на прибыльность;

3)                отсутствие залогового обеспечения, поскольку основным видом собственности является интеллектуальная собственность.

Существует даже специальное понятие "долина смерти" для первых лет существования инновационного проекта, когда риски максимальны.

В силу своей специфики финансирование "старт-апов" требует особых механизмов. Это предоставление средств на длительный срок молодым компаниям, находящихся на ранних стадиях развития, в обмен на долю (свыше 10 %) в этих компаниях. Венчурный капитал представляет собой финансовое звено инновационной инфраструктуры, объединяющее носителей капитала и носителей высоких технологий. Именно венчурное инвестирование решает проблему финансовой недостаточности в секторе стартующих инновационных проектов. Благодаря венчурному капиталу были созданы такие компании как Intel, Microsoft, Google, Silikon Graphics и многие другие звезды.

Для венчурного финансирования характерно соотношение "3-3-3-1", когда на 10 инвестированных компаний 3 – неудачны, 3 – приносят умеренную доходность, 3 – высокодоходны и 1- сверхдоходна. Последняя приносит сотни процентов прибыли и во много раз покрывает издержки, связанные с неудачными проектами.

Венчурные банки проверяют бизнес-планы и инвестиционные проекты даже более тщательно, чем коммерческие и инвестиционные банки. Задача венчурных банков – проверить действительную жизнеспособность инвестиционного проекта и его высокую прибыльность.

Поскольку венчурные банки финансируют необеспеченные проекты, то есть рискуют наравне с предпринимателями, помимо всех деталей бизнес-плана, особое значение придается оценке навыков, опыта и квалификации не только самого предпринимателя, но и всех ключевых кадров. Кроме того, как правило, венчурные банки не только проводят экспертизу бизнес-плана, но и участвуют в его реализации, предоставляя предпринимателю свой колоссальный опыт. Венчурные инвесторы имеют право поквартально получать информацию о результатах деятельности венчурной организации, а также годовой отчет.

Основные принципы венчурного финансирования отработаны в США и Западной Европе. Венчурный фонд аккумулирует средства нескольких инвесторов с целью диверсификации рисков. Этими средствами управляет профессиональная управляющая компания, которая выступает посредником между инвесторами и инновационными компаниями. В венчурной индустрии руководитель часто называется "венчурным капиталистом". Венчурный фонд формируется на срок 5-10 лет. С целью снижения рисков венчурные фонды инвестируют собранные средства в довольно большое число проектов от 10 до 30. Основная цель фонда – получить прибыль от продажи долей компании на пике стоимости, когда вырученные средства могут многократно превышать вложенные средства.

Частные венчурные компании появились в конце 60-х годов в США как товарищества с ограниченной ответственностью. Финансовые средства венчурным компаниям предоставляли страховые компании, пенсионные фонды. Практика венчурного финансирования получила широкое распространение в Силиконовой долине. Из венчурного капитала выросли корпорации "Майкрософт", "Интел", "Сан".

На Западе в венчурные фонды инвестируют национальные коммерческие банки, крупные корпорации, частные лица, страховые компании, МБРР, ЕБРР. Вкладывают деньги в инновационные проекты и пенсионные фонды. Однако в России государственный и негосударственный пенсионные фонды не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Участию российских пенсионных фондов в финансировании инновационных проектов будет способствовать нормативное обеспечение их деятельности.

Есть данные, что на Западе в венчурные фонды вкладываются и криминализированные деньги.

В России постоянно действующими венчурными фондами являются " Русские технологии", Intel Capital (российское отделение), Mint Capital (Москва), РТФ (Санкт-Петербург), фонд "Международный инкубатор технологий" и др.

Одним из немногих технологических секторов, на становление которого оказали влияние венчурные инвестиции, стал интернет-бизнес. Пик инвестиций в "Рунет" пришелся на 1999-2001 годы. Именно тогда, российские интернет-порталы Rambler, Yandex, Mail.ru сумели превратиться в крупные компании. Видное место в финансировании российского интернета заняла компания ru-Net Holdings, созданная в 2000 году группой западных и российских инвесторов. Именно данная компания вложила деньги в "старт-ап" "Яндекс", которая стала монополистом контекстной рекламы. Контекстная реклама – это режим поиска, при которой рядом с найденной информацией высвечивается список компаний, предлагающих товары и услуги, соответствующие словам в поисковом запросе.

От сектора информационных технологий значительно более высокими затратами отличаются биотехнологии, нанотехнологии, сложное приборостроение. Если в ИТ разработка и начало производства продукта занимают не более 2-3 лет, то данной сфере – 5-7 лет. Если продукция связана с медициной – то 10 лет. В силу необходимости больших инвестиций и долгого выхода на окупаемость в российские био- и нанотехнологии поступает небольшой объем венчурных инвестиций. Однако слабые успехи есть и здесь. Примером являются компании ЗАО "НТ-МДТ" - лидер на российском рынке сканирующих зондовых микроскопов, компания Optiva - производитель жидкокристаллических дисплеев. Венчурное финансирование для компании Optiva поступало от американского фонда J.P. Morgan.

Что касается федеральной венчурной политики, то она стала формироваться в России только к 2000 году.

4) Лизинговое финансирование.

Лизинг – это особый вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в долгосрочную аренду (свыше 1 года) физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на условиях, предусмотренных договором, с правом их последующего выкупа лизингополучателем (или арендодателем).

Объектами лизинга, как правило, являются транспортные средства, строительная техника, различное производственное оборудование, лицензии, ноу-хау, здания и сооружения производственного характера.

Значение лизинга состоит в том, что позволяет без больших финансовых средств обновлять производственные фонды. Кроме того, лизинг открывает путь к новейшим достижениям науки и техники, в результате чего лизингополучатель может немедленно приступить к выпуску новой прогрессивной продукции.


6. Оценка эффективности инвестиционного проекта


6.1 Оформление инвестиционных проектов


Для инвестиционного проекта составляется проектно-сметная документация и специальный документ - бизнес-план.

Бизнес-план это оформленное по типовым международным методикам инвестиционное предложение. Наибольшее распространение при его составлении получили типовые методики ЮНИДО (Организации ООН по проблема промышленного развития), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Различие этих методик состоит лишь в степени детализации бизнес-плана, но наиболее высокие требования предъявляются в методике ЮНИДО.

Инвестиционное предложение должно содержать достаточную информацию о проекте, чтобы потенциальный инвестор мог решить, входит ли данный проект в сферу его интересов. При составлении инвестиционных предложений используются программные продукты PROJEKT EXPERT, COMRAR, Альт-инвест и другие.


6.2 Этапы оценки эффективности инвестиционного проекта


Оценка инвестиционного проекта осуществляется в два этапа. На первом этапе производится оценка и определяется эффективность проекта в целом. На втором этапе производится оценка эффективности инвестиций для каждого отдельного участника проекта.

Эффективность проекта в целом оценивается на первом этапе с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источника инвестирования. Она включает общественную и коммерческую эффективность проекта. Показатели общественной эффективности отражают соотношение выгод и затрат для общества в целом. Общественная эффективность учитывает связанные с реализацией проекта затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта. Показатели коммерческой эффективности учитывают соотношение затрат и результатов для отдельного участника инвестиционного проекта.

Для локальных проектов оценивается только коммерческая эффективность. Для общественно значимых проектов на уровне города, региона и т.д. оценивается, прежде всего, их общественная эффективность.

При неудовлетворительной общественной эффективности социально-значимые инвестиционные проекты не могут претендовать на государственную поддержку и отклоняются. Если общественная эффективность проекта достаточно высокая, то оценивается коммерческая эффективность проекта. При недостаточной коммерческой эффективности таких проектов рассматриваются применение различных форм государственной поддержки.

Различия между оценкой общественной и коммерческой эффективности сводятся к возможности привлечения дотаций и субсидий для общественно-значимых проектов.

На втором этапе определяется эффективность участия в проекте каждого участника. Поэтому на втором этапе оценивается значительно больше показателей эффективности. Так, для банков оценивается финансовая эффективность, для федерального бюджета – бюджетная эффективность, для региона и отраслей – региональная и отраслевая эффективность.


6.3 Методы анализа инвестиционных проектов


Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются простые (статистические) методы и динамические методы (методы дисконтирования).

При простых методах применяются методы расчета бухгалтерской нормы доходности и срока окупаемости. Срок окупаемости – это время возврата первоначальной стоимости инвестиций за счет извлекаемого дохода. Бухгалтерская норма доходности определяется как частное от деления среднего годового притока денежных средств на суммарный отток денежных средств. Недостаток показателей при простом методе – это нечувствительность к распределению денежных потоков во времени. Например, задержка денежных поступлений явно снизит ценность инвестиций, но не повлияет на бухгалтерскую норму доходности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.