Рефераты. Основы стратегического планирования

Ниже приведен примерный укрупненный перечень целей предприятия в зависимости от его специфики:

1) увеличение доли продукции на рынке в регионе (отрасли и т.д.) до стольких-то % за счет высокого качества продукции, технико-экономических характеристик, превышающих конкурентные, а также за счет усиления маркетинговой политики и т.п.;

2) достижение передовых позиций в отрасли по такому-то научно-техническому направлению, внедрение ноу-хау при производстве продукции для повышения эффективности производства, снижения издержек на 15 %;

3) выход на такие-то новые рынки сбыта продукции (услуг) в таком-то объеме к такому-то периоду.


Рис. 3. Требования к стратегическим целям.


На основе общих стратегических целей предприятия формулируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые, в свою очередь, конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц. На этапе формулирования стратегических целей происходит только укрупненная функциональная структуризация. Детальная постановка целей производится, как правило, на стадии составления Стратегического плана.

Конкретный сквозной пример структуризации целей предприятия в разрезе служб и подразделений.


Рис. 4. Пример структуризации целей предприятия, выпускающего цветные телевизоры


Стратегические цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Следующим этапом стратегического планирования является изучение внешних и внутренних факторов.


Лекция 3. Стратегический анализ внешней среды предприятия


Следующие два этапа процесса стратегического планирования являются аналитическими. К ним относятся:

·                   анализ и оценка влияния внешней среды предприятия;

·                   анализ и оценка внутреннего состояния и потенциала предприятия.

Стратегический анализ - это средство преобразования информации, полученной в результате анализа, в стратегический план предприятия. На этапе анализа создается необходимая информационная база для проведения целеполагания и определения стратегии.

Инструментами стратегического анализа являются:

1)     многостороннее ситуационное моделирование, т.е. построение разнообразных моделей и матриц, учитывающих влияние на состояние, развитие и стратегию предприятия различных факторов внешней и внутренней среды. В связи с тем, что на данном этапе оценить влияние многих факторов в денежном выражении не всегда представляется возможным, оценка производится по балльной системе;

2)     анализ и переработка аналитической базы данных, которые имеют место, в основном, при оценке внутреннего состояния предприятия.

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих:

·                   макроокружения (среда косвенного воздействия);

·                   микроокружения (среда непосредственного или прямого воздействия).

Для результативного изучения состояния макро- и микроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для предприятия внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

·                   анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;

·                   участие в профессиональных конференциях;

·                   анализ опыта деятельности фирмы;

·                   изучение мнения сотрудников фирмы;

·                   проведение собраний и обсуждений внутри фирмы.

Изучение компонент внешней среды не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.


1. Анализ макроокружения


Анализ макроокружения (иногда называют дальней окружающей среды) включает в себя экономические, социополитические и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей предприятия в условиях прогнозируемых возмущений среды.

За рубежом такие прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными (неприбыльными) организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Часть прогнозов публикуется в периодической печати, часть — покупается фирмами за определенную плату. Наличие нескольких прогнозов по определенной теме исследования, выполняемых независимо друг от друга разными организациями, позволяет получить более полную информацию и принимать более достоверное решение.

В США уже в середине 70-х годов 73 % компаний анализировали общую окружающую среду в полном объеме, 15 % анализировали ее лишь частично и только 12 % компаний вообще не занимались данной деятельностью.

В нашей стране организация таких центров консалтинговой помощи, связанных с разработкой указанных прогнозов, должна рассматриваться как одна из составляющих рыночной инфраструктуры, позволяющей компенсировать элементы стихийности рынка и сделать развитие национальной экономики более устойчивым.

Факторы макроокружения многочисленны и существует несколько классификаций их по группам, но, в общем, они включают одни и те же факторы. Наиболее известными являются следующие методики стратегического анализа внешней среды: PEST-анализ и STEP – анализ.

Например, в PEST-анализе принята разбивка на 4 группы (PEST – от английских слов "политико-правовой", "экономический", "социокультурный" и "технологический"):

1)                политико-правовые факторы:

·                    политический режим в стране и степень его стабильности;

·                    политическая ситуация и возможность смены политического курса в связи с очередными выборами;

·                    основные политические партии, их активность, влияние на законодательную и исполнительную власть;

·                    позиция государства по отношению к иностранному капиталу;

·                    национальное законодательство (налоговое, антимонопольное, трудовое, природоохранное, по защите отечественных производителей и т.д.);

·                    криминогенность ситуации, защищенность собственности и прав личности;

·                    другие факторы;

2)                экономические факторы:

·                    общая экономическая ситуация (национальный доход, темпы и перспективы роста, инфляция, дефицит бюджета и т.п.);

·                    характер государственного регулирования денежного обращения, цен, прежде всего на энергоресурсы;

·                    состояние банковской системы, процентные ставки, кредитная политика;

·                    уровень деловой активности (биржевые индексы);

·                    особенности налоговой системы;

·                    уровень оплаты труда; уровень доходов населения;

·                    острота конкуренции;

·                    удельный вес конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке продукции;

·                    финансовое состояние предприятий-должников и др.

3)                социокультурные факторы:

·                    демографическая ситуация, особенно в тех районах, где расположены предприятия;

·                    социально-экономическая структура (удельный вес отдельных социальных слоев, социальная мобильность)

·                    состояние культуры, система общественных и национальных особенностей;

·                    жизненный уровень населения;

·                    средний уровень образования работающих, число студентов высших учебных заведений и др.

4)                технологические факторы:

·                    степень современности техники и технологии производства;

·                    государственная политика в области научно-технического прогресса;

·                    развитие информационных, транспортных, коммуникационных систем;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.