Рефераты. Основы стратегического планирования

Факторы привлекательности рынка и характеристики конкурентного положения

Привлекательность рынка

Конкурентное положение СХЕ

Характеристика рынка

Размер рынка

Темпы роста рынка за последние 10 лет

Динамика цен, чувствительность покупателей к ценам

Динамика продаж

Важность экспорта

Темпы роста СХЕ

Доля продаж, принадлежащая фирме

Широта продуктового ассортимента

Эффективность системы маркетинга

Факторы конкуренции

Острота конкуренции

Чувствительность к товарам –заменителям

Преимущества лидеров отрасли

Относительная доля рынка

Потенциал фирмы

Финансово-экономические факторы

Входные и выходные барьеры

Уровень загрузки производственных мощностей

Отраслевая рентабельность

Структура отраслевых затрат

Степень использования мощностей СХЕ

Уровень рентабельности

Технологическое развитие

Структура затрат

Социально-психологические факторы

Социальная среда

Правовое ограничение

Корпоративная культура

Имидж

 

Матрица Мак-Кинси выглядит следующим образом:

Показатели

Конкурентные преимущества

Высокие

Средние

Низкие

Привлекательность рынка

Высокая

Победитель 1

Инвестирование и рост

Победитель 2

Инвестирование и рост

Зарабатывать и защищаться (проблемный бизнес)

Средняя

Победитель 3

Инвестирование и рост

Зарабатывать и защищаться (проблемный бизнес)

Проигравший 1

Снимать урожай и уходить с рынка

Низкая

Зарабатывать и защищаться (проблемный бизнес)

Проигравший 2

Снимать урожай и уходить с рынка

Проигравший 3

Снимать урожай и уходить с рынка

Рис. 11. Матрица Мак-Кинси


Помимо матриц БКГ и Мак-Кинси, существует еще ряд матричных моделей: модель Мак-Кинси 7-S, PIMS, матрица компании "Шелл" и др. Все матричные модели основаны на экономическом и часто интуитивном анализе. Моделью, способной дать гораздо более конкретный материал для принятия стратегических решений является комплексный деловой анализ PIMS (ПИМС). Показатели деятельности фирм отражены приблизительно в 30 основных переменных, влияющих на уровень прибыли, и разбиты на три группы: конкурентная позиция бизнеса, характеристика и привлекательность рынка и производственная структура предприятия. Данная матрица составляется с помощью специального программного продукта.


Лекция 7. Функциональные стратегии


Базовая или общая, генеральная стратегия предприятия должна быть подкреплена разработкой функциональных стратегий. Функциональные стратегии конкретизируют выбранную траекторию развития предприятия и разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия (организации). В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров. Поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и просто противоречат друг другу. Искусство руководства предприятием заключается в том, чтобы заставить функциональные подразделения сбалансировать и скоординировать разрабатываемые ими стратегии. Достигаться это может двумя основными путями: во-первых, руководители функциональных служб предприятия (организации) участвуют в обосновании и разработке базовой стратегии предприятия; во-вторых, процесс разработки окончательной стратегии развития предприятия должен быть многоступенчатым, включая этап согласования и координации. Как правило, предприятие должно разрабатывать следующие основные виды функциональных стратегий:

1)стратегию маркетинга;

2)стратегию производства;

3)инновационную стратегию;

4)финансовую стратегию;

5)социальную стратегию;

6)стратегию организационных изменений;

7)экологическую стратегию;

8)стратегия (внешнеэкономической) международной деятельности.


1. Стратегия маркетинга


Стратегия маркетинга рассматривается в зарубежной литературе как одна из ведущих функциональных стратегий развития предприятия. Более того, многие маркетологи часто отожествляют стратегию маркетинга со стратегическим планом развития предприятия.

Важность маркетинговой стратегии обусловлена тем обстоятельством, что маркетинг обеспечивает информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Вследствие чего непосредственное функционирование маркетинга тесно связано с другими подсистемами управления деятельностью предприятия.

Основными составляющими маркетинговой стратегии являются:

1) исследовательская функция;

2) стратегия товара (товарная политика);

3) стратегия товародвижения (каналы сбыта);

4) стратегия продвижения товара на рынок (реклама, стимулирование сбыта);

5) стратегия цен.

Исследовательская функция

Основу маркетинга составляет процесс непрерывного сбора, анализа и оценки информации, в первую очередь о состоянии рынка. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке (требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией), а также за созданием новых изделий, введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть. Маркетинговая деятельность предприятия дает возможность лучше ориентироваться в конкретной рыночной среде.

Стратегия товара (товарная политика)

При формировании товарной политики определяется, какими должны быть функциональные потребительские свойства товара, уровень качества, широта ассортимента, торговая марка, имидж, уровень гарантий.

Стратегия товародвижения (каналы сбыта)

Под товародвижением понимается деятельность по реализации продукции и перемещению ее от производителя к потребителю с наименьшими затратами в установленные строки.

Данная стратегия предполагает выбор способа распределения, формирование каналов сбыта и управление ими, уровень сервисного сопровождения.

Каналы товародвижения характеризуются:

·            длиной (то есть числом участников в цепочке);

·            шириной (количеством независимых субъектов в каждом звене цепочки);

·            структурой (соотношением объема прямых продаж и объема продаж через посредников).

Каналы товародвижения могут быть простыми (предполагают прямую передачу продукции от производителя к потребителю) и сложными (включающие посредников). Простые каналы используются чаще всего крупными поставщиками уникальной продукции производственного назначения (например, при поставке нестандартизированного оборудования). Крупные фирмы используют, как правило, многоканальные системы, когда продукции реализуется максимально возможным числом посредников.

Каналы товародвижения могут образовывать вертикальные и горизонтальные маркетинговые схемы. Вертикальные схемы бывают двух типов: корпоративные (находятся под контролем одного владельца) и договорные (управляются мощной головной фирмой, которая планирует и распределяет ответственность между остальными участниками).

Горизонтальные системы объединяют независимых посредников:

1) коммерческие торговые организации, приобретающие вместе с продукцией права собственности на нее;

2) брокеры, сводящие продавцов и покупателей, и агенты, представляющие интересы тех и других на долгосрочной основе.

Выбор канала товародвижения во многом определяет успех предприятия на рынке.

Стратегия продвижения товара на рынок (реклама, стимулирование сбыта)

Предполагает обоснование и разработку системы мероприятий по укреплению сложившегося отношения потребителей к товару. В качестве основных функций стратегии товаропродвижения следует назвать следующие:

·                   создание образа престижности товаров, услуг, низких цен;

·                   информирование о параметрах товаров и услуг;

·                   формирование благоприятной информации о компании, ее товарах и услугах;

·                   убеждение потребителей переходить на новые товары;

·                   обоснование цены товара.

Стратегия цен. При стратегическом подходе к ценам уточняется, каковы желаемые уровни цен, какие методы ценообразования необходимо использовать ("средние издержки +прибыль", цены с ориентацией на покупателя и конкурента и.т.п.), какова должна быть система скидок.

Известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер называет следующие виды стратегий ценообразования:

1) стратегия снятия сливок;

2) стратегия первичного внедрения на рынок;

3) стратегия установления оптимального интервала между ценами товаров, входящих в одну товарную группу;

4) стратегия установления цен на дополняющие изделия;

5) стратегия установления цен на побочные продукты;

6) стратегия установления цен на товарный набор;

7) стратегия корректировки цен с учетом сезонности, объема покупок, формы оплаты.

Для реализации этих стратегий фирма может использовать следующие виды цен:

1.    Предельные цены на закупаемые или разрабатываемые товары.

2.    Престижные цены для товаров повышенного качества в соответствии со стратегией снятия сливок (цены ограбления).

3.    Цены атаки на рынок (средний уровень при высоком качестве товара).

4.    Цены прочного внедрения на рынок (низкий уровень при среднем качестве товара).

5.    Ступенчато снижаемые цены.

6.    Цены лидера рынка.

7.    Психологические цены (9,99).

8.    Цены на дополнительные, комплектующие товары (обычно повышенные).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.