Обсуждение в парах также хороший способ вовлечения всех участников в активную работу, поскольку большинство людей достаточно свободно беседует с одним человеком, хотя и может чувствовать себя несколько стесненно при обмене мнениями в большой группе. При обсуждении в большой группе полезно предложить каждой подгруппе по очереди назвать по одному пункту из своего списка, до тех пор, пока все пункты не будут исчерпаны. В качестве альтернативы устному представлению итогов работы подгруппы могут изложить свои идеи на плакатах и продемонстрировать их всей группе.
Задание 31. «Жужжащие» группы
Эта техника заключается в разбиении большой группы на несколько малых для работы над определенными проблемами или вопросами. Обсуждение в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники. Когда шум прекратится, Вы можете считать, что группы готовы обсуждать результаты своей работы. При использовании этой техники обычно предполагаются следующие шаги: 1. Решите, на сколько малых групп Вы собираетесь разбить Вашу основную группу. 2. Решите, какую проблему/вопрос будет рассматривать каждая группа и как долго она будет этим заниматься _______________________________ _______________________________________________________________. 3. Разбейте участников на группы и распределите между ними проблемы, которыми они будут заниматься___________________________________ _______________________________________________________________. 4. Четко объясните, сколько времени отводится на работу каждой группе и какие именно результаты своей работы и в какой форме каждая группа должна сообщить остальным. 5. С наступлением оговоренного времени происходит представление результатов работы всех малых групп.
Эта техника особенно полезна в тех случаях, когда Вы хотите вовлечь Ваших студентов в активную работу. Ее применение может быть особенно актуально на ранних стадиях изучения курса, когда Ваши студенты могут быть еще не готовы к открытому выражению себя перед большой группой. «Жужжащие» группы позволяют участникам поделиться своими мыслями и идеями с узким кругом коллег, которые могут поддержать и тем самым придать их мнению больший вес, что представляется более безопасным, чем индивидуальное выступление перед всей группой. Результаты работы представляются от лица всей малой группы, но отдельные ее члены имеют возможность, если пожелают, дополнить или высказать свое особое мнение.
Эта техника также помогает студентам лучше запомнить обсуждаемое на тьюториале. Известно, что идеи, возникающие в ходе обсуждения и обмена мнениями в небольшой группе, как правило запоминаются лучше, чем просто воспринятые в режиме пассивного слушания.
Техника «жужжащих» групп лучше всего работает, когда: . предлагаемые к обсуждению или рассмотрению темы/задачи достаточно просты, например, перечислить достоинства/недостатки чего-либо, перечислить основные методы и т.д.; . на групповые обсуждения отводится немного времени, скажем, от десяти до пятнадцати минут (это время стоит увеличить, если группе предлагается предварительно ознакомиться с какими-либо материалами); . группы просят в письменном виде зафиксировать результаты своей работы на плакатах для представления их в большой группе.; . отводится время для особых мнений участников и обсуждения тех моментов, которые не были в нужной мере затронуты в ходе работы групп; . вы сами подготовили свой собственный вариант или перечень ответов и можете добавить то, что было упущено группами.
2.4.2. Дискуссия как групповое творчество
Задание 24. Мозговой штурм сложной проблемы инновационного типа
Мозговой штурм разработан для повышения вовлеченности членов группы в ее работу и более эффективного использования их творческого потенциала. Мозговой штурм поощряет людей предлагать новые и необычные идеи благодаря запрету на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможные решения рассматриваемой проблемы.
Мозговой штурм обычно используется для того, чтобы: . выявить различные альтернативы, перед тем как принимать решение, . рассмотреть различные аспекты проблемы, перед тем как попытаться решить ее, . активизировать групповую дискуссию.
Когда Вы собираетесь в ходе тьюториала использовать технику мозгового штурма, важно ответить на вопрос, почему именно эта техника может быть для Вас полезна и что Вы собираетесь затем делать со всеми предложенными на стадии генерации идеями. Сам по себе мозговой штурм имеет ограниченную ценность в том случае, если за ним не следует задание или задача, где наработанные студентами идеи находят свое приложение. Более того, следует учитывать, что в ходе рассмотрения этого задания/задачи будут отобраны только несколько идей, как наиболее уместные, а остальные будут отброшены. Это может привести к тому, что студенты сочтут, что их вклад в работу группы был бесполезным.
Как проводить мозговой штурм? . Убедитесь в том, что все участники точно поняли проблему или тему обсуждения. Напишите ее на доске или на плакат так, чтобы все могли ее видеть _________________________________________________________ _______________________________________________________________. . Предложите участникам высказывать любые идеи, которые им только приходят в голову _______________________________________________ _______________________________________________________________. . Постарайтесь обеспечить, чтобы каждый имел возможность принять участие в процессе. Но не ставьте участников в затруднительное положение, обращаясь непосредственно к ним лично с предложением высказаться. . Не допускайте обсуждения, критики или оценки идей. Помните, что Ваша основная цель на этой стадии — собрать как можно больше идей, а обсуждение и оценка идей могут помешать этому ____________________ _______________________________________________________________. . В самом начале огласите правила проведения мозгового штурма. Гораздо легче предотвратить обсуждение и оценку идей, если группе заранее известно о том, что это недопустимо. Апеллируя к оглашенным заранее правилам, Вы сможете сделать студентам замечание, не задевая при этом их лично. . Настоятельно побуждайте студентов к тому, чтобы были высказано максимально возможное количество идей __________________________ _______________________________________________________________. . Поощряйте и не слишком привлекательные на первый взгляд идеи, в дальнейшим они могут привести к новым практическим решениям _____ _______________________________________________________________. . Поощряйте группу высказывать самые разнообразные идеи ___________ _______________________________________________________________. . Фиксируйте идеи в том виде, в каком они предлагаются, используя слова и выражения, максимально близкие к высказываемым авторами. Их значение, если понадобится может быть уточнено позднее ___________ _______________________________________________________________. . Фиксируйте все идеи, даже те, которые кажутся не особенно пригодными. Отказ от них на этой стадии может быть преждевременным и обидеть их авторов, которые не захотят более вносить свой вклад в работу группы __________________________________________________ _______________________________________________________________. . Если процесс иссякнет, отведите время на просмотр предложенных идей. Вы можете пройтись по всему списку, проверяя, не было ли что-нибудь пропущено. Такой повторный просмотр обычно способствует предложению дополнительных идей. . Если пожелаете, то и сами предлагайте идеи, однако избегайте монополизации этого процесса.
Проведите "штурм" по реальной либо учебной проблеме.
После проведения мозгового штурма . Проведите сортировку перечисленных идей — попросите группу составить их них более короткий список ___________________________ _______________________________________________________________. . Поощряйте выявление схожих идей и их объединение в группы. Отметьте те идеи, которые в наибольшей степени соответствует объявленной в начале обсуждения теме/проблеме ____________________ _______________________________________________________________. . Поощряйте обсуждение основных идей и/или возможных решений проблемы ______________________________________________________ _______________________________________________________________. . Поощряйте создание из идей, которые не могут быть использованы непосредственно для Вашей проблемы/темы, определенного «банка идей», к которому можно будет обращаться в дальнейшем ____________ _______________________________________________________________.
Задание 33. Использование вопросников, анкет и листов для самооценки.
Анкеты, вопросники и листы для самооценки могут использоваться в качестве отправной точки группового обсуждения и способствовать его структурированию. Можно провести «анонимное анкетирование» на тему «качество занятий».
В случае использования этих инструментов рекомендуется: . раздать их студентам заранее, до тьюториала, чтоб они имели возможность их заполнить; . объяснить, что эти инструменты не являются тестами, т.е. никого не собираются по ним оценивать, и что основная цель их использования — стимулирование индивидуальных тем размышлений над определенной темой/проблемой, которую предлагается обсудить в группе; . дать участникам возможность сравнить и обсудить свои индивидуальные результаты в малых группах (например, из трех человек); . При обсуждении в большой группе рассмотреть результаты, полученные в малых группах, выделить ключевые моменты обсуждаемой проблемы/темы и остановиться на уроках, которые можно извлечь из этого упражнения.
Задание 34. Групповая дискуссия
Дискуссия — это, вероятно, один из наиболее часто используемых методов групповой работы. Многие темы, проблемы, вопросы и утверждения сами по себе могут привести к возникновению дискуссии в группе. Дискуссии по стилю их проведения могут быть как свободными, так и четко структурированными и контролируемыми. Несмотря на то, что при проведении тьюториалов порой имеет смысл относительно свободное обсуждение какой-либо темы, тем не менее, большинство дискуссий в рамках тьюториала должны преследовать явно учебные цели. При этом очень важно соблюдать баланс между определенной гибкостью, позволяющий обмениваться творческими идеями и структурой обсуждения, которая дает возможность прийти к каким-то выводам и заключениям. Тьютор, по меньшей мере, должен открывать дискуссию, подводить итоги всему сказанному в ее ходе и демонстрировать участникам основные уроки, которые можно из нее вынести.
Дискуссии редко проводятся в больших группах, особенно в тех случаях, когда участники плохо знакомы друг с другом, и создание необходимой для плодотворной дискуссии доверительной атмосферы затруднительно. Разбиение большой группы на подгруппы поможет студентам принимать более активное участие в групповой дискуссии.
Хорошо продуманная и умело проведенная дискуссия дает следующие результаты: . развивает группу как «учебную единицу», . поощряет студентов делиться своими идеями, мыслями, опытом, . помогает студентам использовать учебный материал для личного развития, . способствует эффективному обучению без доминирования тьютора, . помогает Вам оценить знания/понимание Вашими студентами конкретных тем курса, . развивает навыки общения, . помогает воплощать идеи в действия, . основывается на обсуждении конкретной темы, имеющей непосредственное отношение к программе тьюторала и материалам курса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21