_______________________________________________________________ . планомерность и пропорциональность развития _____________________
_______________________________________________________________
Рис. 24. Гипертекст ГтМ5 "Механизм системы менеджмента" . научная обоснованность и эффективность методов управления ________
5.1. Принципы построения структур и функций органов управления
Задание 106. Представьте организационную структуру управления (с функциями подсистем 1, 3 и 4 на рис. 17), перечисляя должности основных руководителей, названия отделов и служб. В нижней части схемы укажите состав объектов управления или операционной системы Вашей организации (подсистема 2 на рис 7.). Обсудите в группе Ваше понимание конкретных функций лиц и структур управления:
. директор ______________________________________________________
_______________________________________________________________ . зам директора по… (укажите, какие) _______________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________ . отдел маркетинга (ОМ) __________________________________________
_______________________________________________________________ . производственно-технический отдел (ПТО) _________________________
_______________________________________________________________ . отдел материально-технического обеспечения (ОМТО) _______________
_______________________________________________________________ . плановый отдел (ПО) ____________________________________________
_______________________________________________________________ . финансовый отдел (ФО) _________________________________________
_______________________________________________________________ . отдел нормирования труда и заработной платы (ОТиЗ) _______________
_______________________________________________________________ . отдел кадров (ОК) ______________________________________________
_______________________________________________________________ . бухгалтерия (Б) _________________________________________________
_______________________________________________________________ . отдел технического контроля (ОТК) _______________________________
_______________________________________________________________ . другие (укажите) ________________________________________________
Задание 107. Охарактеризуйте Ваше понимание и применение в Вашей организации (знакомой Вам) принципов построения структуры системы:
. разделение труда и специализация деятельности _____________________
_______________________________________________________________ . иерархичность структуры (единоначалие) __________________________
_______________________________________________________________ . разделение функций (что может делать человек), обязанностей (что он должен делать) и ответственности (за что отвечать) __________________
Проведите дискуссию на тему «Что происходит, когда ответственность и обязанности не соответствуют друг другу?» . сочетание полномочий (власти) и ответственности __________________
Освобождается ли менеджер от ответственности перед вышестоящим руководством, когда делегирует власть и ответственность подчиненному? . ограничение деятельности менеджера, подразделения их функциями ___
_______________________________________________________________ . нормы управляемости (от каких факторов зависит диапазон контроля менеджера?) ___________________________________________________
_______________________________________________________________ . обеспечение коммуникаций (общения) между функциями, людьми, подразделениями _______________________________________________
_______________________________________________________________ . распределение обязанностей и полномочий (делегирование власти) ____
5.2. Механизм функционирования системы
Задание 108. Проведите дискуссию на тему «Структура и функции системы – это статика и динамика ее состояния». Объясните элементы механизма функционирования системы в контуре управления (рис. 25). Конкретизируя элементы, используйте результаты выполнения заданий 56, 57, 105.
Рис. 25. Контур управления механизмами функционирования организации
Задание 109. Охарактеризуйте инструменты измерения выходов (результатов) на рис. 14, 15, 17, 23 и входов (затрат) и их назначение. Органы управления обычно используют следующий инструментарий (приведите примеры):
. норма – предельно допустимый расход ресурса на единицу продукции _
_______________________________________________________________ . норматив – относительный показатель степени использования ресурсов, характеристика продукции _______________________________________
_______________________________________________________________ . нормирование (задачи): _________________________________________
_______________________________________________________________ . нормативы, учитывающие государственные требования ___________
_______________________________________________________________ . общие по предприятию __________________________________________
_______________________________________________________________ . цеховые нормативы _____________________________________________
_______________________________________________________________ . предметные, кооперационные нормативы __________________________
_______________________________________________________________ . расчетно-аналитический метод нормирования _____________________
_______________________________________________________________ . опытный метод нормирования ___________________________________
_______________________________________________________________ . отчетно-статистический метод нормирования ____________________
_______________________________________________________________ . комбинированный метод _______________________________________
_______________________________________________________________ . нормы и нормативы оперативно-календарного планирования _______
_______________________________________________________________ . нормы и нормативы среднесрочного планирования ________________
Задание 110. Определите примерный состав показателей упрощенного механизма управления (рис. 26), необходимых для качественной и количественной оценки результатов процессов деятельности и управлению:
Рис. 26. Место показателей в системе управления . содержательные (натуральные ___________________________________
_______________________________________________________________ стоимостные __________________________________________________ социально- трудовые ___________________________________________ смешанные (технико- экономические) _____________________________
_____________________________________________________________); . функциональные (оценочные ____________________________________
_______________________________________________________________ плановые
_____________________________________________________ расчетно- аналитические ______________________________________); . ранжированные по уровням управления (общие для организации _____
_______________________________________________________________ общие по подразделению организации ____________________________ индивидуальные
_____________________________________________); . пообъектные (агрегатные _____________________________________
_______________________________________________________________ подетальные __________________________________________________ пооперационные ______________________________________________).
Задание 111. Постройте иерархическую систему показателей одной из указанных категорий, обеспечивающую понимание места каждого работника (подразделения) в системе управления (рис. 27):
Рис. 27. «Дерево» показателей организации (дополните схему).
Задание 112. Раскрывая содержание системы планов организации, прокомментируйте российский (в общем) либо опыт Вашей организации (табл. 20).
Таблица 20 | |Ответст| |Показатели по видам планов |венные | | | | | |Испол-н| |Стратегическ|Долгосрочные|Текущие |Оперативно-к|ители | |. | | |алендарные |разра-б| | | | | |отчики | |1 |2 |3 |4 |5 | |Важнейшие |Укрупненная |Полная |Подетальный |_______| |виды |номенклатура|номенклатура|перечень |_______| |продукции |____________|____________|____ |_______| |____________|____________|____________|____________|_______| |____________|____________|____________|____________|_______| | | | |____________| | |Объем |Затраты на |Затраты на |Нормы |_______| |финансиро-ва|ресурсы |ресурсы |расхода |_______| |ния _______ |_____ |_____ |ресурсов |_______| |____________|____________|____________|____ |_______| | |____________|____________|____________| | |Затраты |Календарные |Точные сроки|Суточные и |_______| |_____ |сроки |____________|почасовые |_______| |____________|_______ |____________|графики |_______| |____________|____________| |_____ | | |Эффектив-нос|Прибыль ____|Прибыль ____|Выполнение |_______| |ть _______ |____________|____________|планов |_______| |____________|____________|____________|______ |_______| |____________|____________|____________|____________|_______| | | | |____________| |
Ключевые выводы
Цели, поставленные в разделе, достигаются использованием следующих инструментов эффективного менеджмента: . принципов управления системой менеджмента и построения ее структуры; . конкретных функций элементов в структуре организаций (статический и динамический подходы); . методов нормирования, планирования и учета деятельности организации, как динамической системы управления, на основе норм, нормативов и показателей.
Заключение
Завершающей частью по дисциплине «Менеджмент» являются групповые презентации докладов двух учебных подгрупп на их общем собрании. Содержание докладов образуется из результатов выполненных заданий (в период аудиторных и внеаудиторных занятий). Докладывая избранные разделы дисциплин, следует показать умение общаться, использовать понятийный аппарат и инструментарий теории и практики, приводить примеры. Каждый член подгруппы выступает с пятиминутным сообщением как частью общего доклада. Желательно использование иллюстрированных материалов (на листах, ватманах и на доске) В докладах важно демонстрировать принципы и методы публичных выступлений.
После каждого выступления остальными участниками группы и преподавателем предоставляется обратная связь. Если она объективна, конструктивна и конкретна, то может служить основой зачета или оценки по курсу. В ходе собрания каждый должен уяснить задание по контрольной работе или курсовому проекту основные методы его выполнения. Во внеаудиторной обстановке участникам образовательного процесса предлагается более подробно, конкретно и реалистично выполнить в контрольной или курсовой работе решения, начатые во время выполнения заданий в аудитории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21