Рефераты. Назначение, цели и методы менеджмента

Назначение, цели и методы менеджмента

Введение: назначение, цели и методы

Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении как методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент".
Причиной тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера любого уровня начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного развития личности как целенаправленного изменения. Поэтому результативный менеджер должен научиться управлению собой. Для этого следует овладеть знаниями, умениями и некоторыми практическими навыками не только менеджера, но и самообразования (учения) и обучения других (подчиненных, например).

Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом конкурентного окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет понимание сути стратегических изменений в организации. Можно утверждать, что они представляют единый процесс самообучения персонала и организации как суммы компетенций (способностей) членов ее персонала. Следовательно, обучение и работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей менеджера.
Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном "корабля- организации", его штурманом, определяющим направление, рулевым выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом, управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений.

Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя, наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего типа. Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное обучение в направлениях идеального видения будущего состояния организации, умения предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.

Такие модели служат целями новых методологий образования и управления организацией. В течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы обучения, предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.

Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет готовить хороших специалистов для репродуктивной (копирующей) деятельности
(Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и учения (самостоятельной работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение (запоминание) материала. За это в отечественной практике обычно выставляется оценка
"удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания (может сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы стать эффективным и компетентным специалистом.

Чтобы выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры должны не только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных знаний, информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с внешним окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения, либо системы управления организацией как динамические системы управления, то на их входе необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как наши возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах мира? готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на принципы устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других видах деятельности? совпадают ли наши устремления в части идеального видения будущего?

В процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются и реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более реальное целеполагание с ответами на следующую группу вопросов: поддерживается ли устремления работников к обучению и полному раскрытию их потенциала? готовы ли мы к новому миропониманию в части ограничений по знаниям, культуре и другим ресурсам? что следует изменить в системе управления?

На выходе системы управления организацией оцениваются результаты процесса обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в процессе перехода к новому состоянию? каковы конкретные целевые задания, показатели, нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и конечных измеряемых результатов процессов самообразования изменения? дает ли система менеджеров, способных эффективно изменять себя и персонал в направлениях видения организации?

Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого и настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая
(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".

В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что главная информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а на ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется обучаемый, менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При этом преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения обучаемого и организации в направлениях большего согласования их видения и целей.

Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше вопросов, рассматривая как динамическую систему Вашу организацию. Какова связь менеджмента и обучения? Определите
Ваше начальное понимание элементов схемы на рис. 1.

Взаимосвязь и состав разделов пособия представлен на структурно- логической схеме дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла рисунка и двигаться по часовой стрелке, можно "вертолетно" представить основные темы. Это полезно в начале изучения и при повторении материала.

Рис. 1. Графическое представление содержания дисциплины и пособия

(структурно-логическая схема)

Часть 1. Как учить и учиться менеджменту?

Недоговоренная мысль всегда интереснее высказанной до конца; кроме того, она дает простор воображению ...

П. Пороховщиков

1. Рекомендации по использованию пособия

Назначение раздела

Причина включения материалов раздела в пособие состоят в том, что развитие навыков обучения и самообразования необходимо и студентам, и преуспевающим менеджерам. Разъяснений требует также особое построение пособия, как опорного конспекта в форме рабочей тетради обучаемого, а также необходимость разных подходов пользования им в режимах очного, очно- заочного или дистанционного обучения. Вы должны понять, почему для овладения теорией и практикой менеджмента следует применять специальные методы проведения занятий и самостоятельной работы.

Цели раздела

После изучения данных предложений Вы будете:
. знать суть методов обучения и самообучения взрослых людей в разных формах образования (режимах), определять ключевые слова и термины;
. понимать, разъясняя и приводя примеры по основным теориям обучения и учения, ключевые слова и термины;
. уметь практически пользоваться опорными конспектами - рабочей тетрадью, представлять в правильном виде контрольные или курсовые работы либо проверять их.

Ключевые слова и термины раздела

Знания, умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и деятельностные методы обучения и учения, структурно-логическая схема, андрагогия, тьютор, учебно-управленческое консультирование, репродуктивный и творческий уровень компетентности, гипертекст, дистанционное образование, лекция.

Гипертекст раздела (рис.2).

1.1. Компетентность профессионального менеджера

Для достижения вершин в овладении профессией важно "научиться учить и учиться". Поэтому методика обучения и самообразования необходима главным участникам-сторонам образовательного процесса. Преподавателю-консультанту
(тьютору) и развивающемуся менеджеру интересны ответы на вопросы: "Каков рациональный образовательный процесс по основным дисциплинам профессии?",
"В чем суть профессии и каковы представления о результативном и эффективном специалисте?"

Для обеспечения непрерывного процесса обучения и самообразования взрослых людей целесообразна структура пособий, отвечающая на поставленные вопросы. Необходимо обязательное соединение в них двух частей: содержательно-теоретической (по

возврат к самооценке с дополнениями в заключение учебы

исходные цели обучаемого накладываются

после самооценки на ключевые понятия теории и позволяют уяснить уровня знаний или необходимость овладения содержание и компетенции умениями и навыками значение теорий в

сравнительно-проблемном

схемно-табличном первоначально

представлении изучаются ведут к необходимости особых методов интерактивного подкрепленное по назначению учения и самообучения раздела занятиями по практике недирективно- деятельностного применения теории затем по и проектно- ориентированного типа в опорных конспектах

структурно-логической на основе опорных конспектов- историей менеджмента схеме и гипертексту рабочих тетрадей обучаемого содержащих теорию и задания в процессе учебно - управленческого рассматриваемым также консультирования как понятийное изложение дисциплины "Менеджмент" конкретизировать цели задачи и методы самооценку и оценку уровня или прогресса изучения раздела 1 овладения теорией менеджмента,

определяющие успех деятельности

ГтМ2

Рис. 2 Гипертекст ГтМ1 по использованию пособия дисциплине специальности) и методико-практической. Это важно как для очного, так и для очно-заочного либо дистанционного образования (во всех формах имеются этапы самостоятельной работы студента).

Особенно необходимы пособия такого вида для дисциплин, в которых требуется образование либо повышение уровня компетентности. Под компетентностью менеджера в данном пособии понимается совокупность трех результатов овладения дисциплиной "Менеджмент":

- знания в объеме государственного или профессионального стандарта менеджера второго и третьего уровней образования (бакалавр и специалист), как фактические результаты образования личности в рассматриваемой области знания (науки);

- профессиональные умения и некоторые навыки (автоматически проявляемые умения) как результаты опыта менеджмента и обучения;

- навыки общения и работы в группе обучаемых, как модели организации.

В рассматриваемой области знаний результативность развития и самообучения менеджера может оцениваться специальными критериями по трем элементам компетентности, указанным выше. При этом главным мерилом компетентности эффективного менеджера можно считать его предпочтение общению внутри, а не вне организации (с коллегами и подчиненными).
Содержательными направлениями компетентности (ее повышения) являются: управление процессами изменения товаров, услуг и систем управления; использование ресурсов; найм и отбор персонала; создание и развитие команд; использование различий и разрешение конфликтов; принятия решений и мотивации деятельности.

1.2. Структура пособия и уровни изучения дисциплины

Для повышения методической самонаправленности образовательной среды
(облегчения самостоятельного изучения пособия) книга начинается со структурно-логической схемы дисциплины, показывающей рекомендуемую последовательность овладения ее теорией и практикой. Каждая глава открывается гипертекстом, наглядно устанавливающим смысловые и ассоциативные связи между терминами, ключевыми словами и выражениями основных разделов дисциплины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.