Рефераты. Назначение, цели и методы менеджмента p> Основные правила проведения дискуссий

Яконелли и Коэнигсайкер (1987) сформулировали пять основных правил для проведения групповых дискуссий:
1. Все, что сказано в этой комнате, остается в этой комнате.
Конфиденциальность очень важна для плодотворной дискуссии. Это правило может быть нарушено лишь в тех случаях, когда кто-то из участников планирует нанесение вреда самому себе или другому человеку.
2. Никаких личных нападок. Сарказм или недоброжелательные высказывания в чей-либо адрес не должны иметь место в ходе дискуссии. Если кто-то не согласен с высказываниями другого, то он или она могут высказать свое мнение по этому поводу, но не по поводу самого человека. В ходе дискуссии допустимо «нападать» на идеи, но не на высказывающих эти идеи людей.
3. Не существует такой вещи как глупый вопрос. Вопросы — это самый лучший способ обучения.
4. Никого не принуждают говорить. Любой участник может хранить молчание по любому вопросу. Однако имеет смысл обратить внимание на людей, которые никогда не высказываются. Возможно, им нужна Ваша помощь.
5. В каждый момент времени говорит только один человек. Мнение каждого человека ценно и заслуживает того, чтобы быть услышанным. Выслушивание коллег — это выражение уважения.

Поддержание дискуссии

Выступая в ходе групповой дискуссии в роли фасилитатора (помощника),
Вы можете поддерживать дискуссию и направлять ее ход, задавая проясняющие вопросы, помогая участникам урегулировать разногласия, поощряя более глубокое рассмотрение проблем и вовлекая всех в групповой процесс.

Примерами проясняющих вопросов могут быть (дополните вопросы):
«Не могли бы Вы привести пример по этому поводу/на эту тему ...?» _____
__________________________________________________________________
«Что Вы понимает под ...?» ________________________________________
«Почему Вы убеждены в том, что ...?» _______________________________
«Не могли бы Вы изложить это более подробно?» _____________________
«Какие у Вас есть основания для таких выводов/заключений?» ___________
«Не могли бы Вы пояснить нам только что сказанное Вами?» ___________
«Не могли бы Вы несколько развить эту идею?» _______________________

Примерами вопросов/утверждений, помогающих урегулировать разногласия, могут быть:
«Действительно ли мы правильно расслышали то, что Вы пытаетесь нам сказать,
Андрей?»
«Я и не предполагал, что все будут столь решительно настроены по этому поводу. Давайте сделаем перерыв на Х минут, а затем вновь вернемся к этому вопросу».
«Похоже, нам необходимо более глубоко разобраться в этом вопросе. Давайте сейчас перейдем к следующему, а затем вновь вернемся к этому.».

Все время поддерживайте именно групповое обсуждение и избегайте диалогов между Вами и группой или между отдельными членами группы. Для того, чтобы изменить направление дискуссии, Вы можете использовать ходы типа:
«Лиза, а что Вы думаете по поводу только что сказанного Сергеем?»
«Я хотел бы привлечь Игоря к нашему обсуждению. Что Вы думаете по поводу
..., Игорь?»
«Давайте послушаем, что думает Александр?»
«Николай, я очень рад, что Вы так много думали над этой проблемой.
Интересно, хочет ли кто-нибудь еще что-нибудь добавить?»

Если группа отклонилась в сторону от темы, Вы можете сказать что- нибудь вроде:
«Это очень интересная дискуссия, но похоже, что мы несколько отклонились в сторону от нашей темы. Давайте вновь вернемся к вопросу/теме, с которой мы начали.»
И вновь повторите вопрос/тему дискуссии.

Обучение с помощью дискуссии

Предложенная здесь техника (хотя и кажется тривиальной) доказала свою эффективность в помощи группе и отдельным студентам по освоению материалов курса. Она может быть модифицирована с тем, чтобы лучше отвечать потребностям Вашей группы.

Группа должна заранее договориться об определенной подготовке к тьюториалу, которая может просто заключаться в чтении какой-то части материалов курса или в прослушивании/просмотре конкретного аудио/видео сюжета. Это может быть целенаправленное изучение материала какой-то статьи и т.д.

Для успешного использования этой техники важно, чтобы группа принимала «критерии хорошей группы» и была готова оценивать свою работу на их основе. Предполагается, что «хорошая группа» — это группа, каждый член которой готов:
. при различных обстоятельствах выступать инициатором дискуссий,
. сам предоставлять информацию и запрашивать ее от коллег,
. предоставлять обратную связь коллегам и сам запрашивать о ней,
. предлагать темы для обсуждения и приводить примеры,
. внимательно выслушивать мнения коллег, прояснять их и открыто не соглашаться с ними, аргументируя свою точку зрения,
. синтезировать информацию и подводить итоги группового обсуждения.

В ходе этого упражнения группе предлагается придерживаться намеченного плана, и никто из членов группы не должен стремиться к доминированию в обсуждении.

Упражнение: «Обучение с помощью дискуссии»

Упражнение предполагает определенную предварительную подготовку студентов к участию в структурированной групповой дискуссии.
Процесс: Структурированная дискуссия по заранее выбранному материалу курса, проблеме поставленной обучаемыми ___________________________
_________________________________________________________________.

Подготовка студентов: Тщательно изучите материал (проблему)
1. Выпишите трудные для Вас понятия/термины и постарайтесь дать им определение своими словами _____________________________________
_______________________________________________________________.
2. Кратко сформулируйте основные мысли авторов статьи/раздела/сюжета, представивших проблему ________________________________________
_______________________________________________________________.
3. Перечислите основные темы/проблемы материала и отметьте те из них, которые по Вашему мнению, требуют дополнительного обсуждения
_______________________________________________________________.
4. Кратко зафиксируйте суть каждой темы/проблемы и сформулируйте связанные с ней вопросы _________________________________________
_______________________________________________________________.
5. Сформулируйте, как этот материал соотносится с другими материалами курса и Вашим практическим опытом ______________________________
_______________________________________________________________.

План групповой дискуссии:
1. Обсудите и определите ключевые термины и понятия ________________
_________________________________________________________________.
2. Сформулируйте общее представление об основных мыслях автора материала
______________________________________________________
_______________________________________________________________.
3. Выявите и обсудите основные темы/проблемы ______________________
_______________________________________________________________.
4. Обсудите, как этот материал соотносится с другими материалами курса и практическим опытом группы ____________________________________
_______________________________________________________________.
5. Обсудите возможное применение и использование этого материала, например, для решения каких-то практических проблем или проведения другого группового упражнения.
6. Оцените представление обсуждаемого материала его авторами ________
_______________________________________________________________.
7. Оцените работу отдельных студентов и группы в целом ______________
_______________________________________________________________.

2.4.3. Обсуждение опыта применения теории в аудио/видеосюжетах

Задача 35. Структурированная дискуссия по видео/аудиосюжетам.

Видео- и аудиоматериалы являются неотъемлемой частью процесса обучения.
Видео- и аудиосюжеты, также как и печатные материалы, могут быть использованы в качестве основы для групповой дискуссии,(см., например упражнение «обучение с помощью дискуссии»). При этом студентам нужно пояснить важность активной и целенаправленной работы с видео— и аудиоматериалами в отличие от привычного для большинства людей пассивного просмотра или прослушивания. В этой связи часто имеет смысл просмотр/прослушивание сюжетов соответствующими порциями с перерывом на дискуссии, а не «заглатывание» всего материала целиком (конечно же, если сюжет небольшой, то такое разбиение может быть лишено смысла).

Введение в работу с аудио/видеосюжетами.

Предлагая группе просмотр/прослушивание и обсуждение видео/аудиосюжетов, Вы должны:
. сделать соответствующее введение, особо остановившись на взаимосвязи сюжета с остальной программой и проблемами, поднимаемыми группой;
. порекомендовать студентам внимательно отслеживать как общий контекст сюжета, так и детали, особенно, если материал каким-то образом связан с их собственным практическим опытом;
. обратить внимание на те моменты, которые могут оказаться для группы новыми, неясными или заслуживающими обсуждения;
. предотвратить возможную негативную реакцию, пояснив студентам, что от них не требуется обязательно соглашаться со всем, что они увидят и услышат;
. будьте готовы, если сюжет достаточно старый (что, похоже, не редкость), открыто обсудить эту проблему, сделав при этом акцент на тех уроках, которые из него тем не менее, можно извлечь.

Дискуссия после просмотра/прослушивания сюжета.

Для того, чтобы эффективно провести подобную дискуссию, целесообразно разбить Вашу группу на небольшие подгруппы по два—три человека и предложить каждой подгруппе подготовить ответы на заранее подготовленные Вами вопросы
(желательно достаточно открытые). Например:
. На какие наиболее важные с точки зрения изучаемого курса моменты имело смысл обратить внимание в этом сюжете?
. С чем Вы согласны/не согласны?
. Если бы у Вас была возможность переснять/перезаписать сюжет, то как бы Вы к этому подошли?
. Как этот сюжет соотносится с материалами курса/Вашей работой/Вашим опытом?

Задание 36. Работа с противоположными объяснениями/теориями.

Студенты должны не только осознавать присутствие в материалах курса не схожих друг с другом теорий/объяснений, но и уметь критически оценивать их.
Дискуссии в рамках тьюториалов могут быть полезны для достижения этой цели.
В качестве средства структурирования таких дискуссий в табл.3 предлагается
«Матрица сравнения», которая поможет студентам прояснить различие между несколькими объяснениями/теориями.

Эта матрица может быть модифицирована для лучшего соответствия целям конкретного тьюториала. Разбив Вашу группу на несколько подгрупп, Вы можете предложить каждой подгруппе рассмотреть различные теории и заполнить соответствующие ячейки матрицы. Кроме того, этот подход является хорошим средством структурирования групповой дискуссии, он также предлагает учебную форму обобщения материала, которая может быть использована студентами как при написании домашней работы, так и при повторении изученного материала перед экзаменом.

Преподаватель может рекомендовать табл. 3 для использования в контрольной, курсовой и дипломной работах. Матрица является полезным инструментом анализа вариантов управленческих решений, выбора методов решения любых проблем.

Матрица сравнения

Таблица 3
|Объяснен|Ключевые |Аргумент|Аргумент|Основные|Основные |
|ие/ |понятия/ |ы за |ы против|выводы |области |
|теория |взаимосвяз| | | |применения |
| |и между | | | | |
| |ними | | | | |
|А | | | | | |
| | | | | | |
|Б | | | | | |
| | | | | | |
|В | | | | | |
| | | | | | |

2.4.4. Деловые и ролевые игры, имитационные упражнения

Задание 37. Деловые игры: определите их достоинства, недостатки и область применения. Ваш опыт участия в них полезен всем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.