Рефераты. Назначение, цели и методы менеджмента p> Гипертекст раздела (рис. 3)

Рис. 3 Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием

Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие направлено на развитие умений управлять собой по рациональной системе использования личного времени. Это следует делать с учетом изменения работоспособности по времени суток и ранжирования важности дел в последовательности: обязан любой ценой — должен сделать — мог бы сделать.
Процесс работы (проведения занятия, самообразования и т.п.) должен проходить в контуре управления (рис.4). При этом с помощью обратной связи могут меняться способы либо цели работы, образовательного процесса, повышения квалификации.

Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела.
Представьте (после обсуждения) доклад от учебной группы (по возможности с согласованным мнением), конкретизировав ключевые понятия (рис.4).

Основным способом обучения в дистанционных, заочных и очно- деятельностных формах образования является изучение книг, предлагаемых методических материалов. Теория и практика андрагогии (образования взрослых) показала, что наибольшая эффективность обучения достигается при увязывании предлагаемых идей с опытом обучаемого в процессе решения стоящих перед ним реальных (в крайнем случае, учебных) проблем.

При этом преподаватель должен играть роль тьютора-наставника, или
"играющего тренера", организуя и консультируя процесс самообразования и практического применения теории менеджмента. Поэтому недопустимы и малоэффективны продолжительные лекции информационного типа. Следует лишь поставить в них и решить следующие задачи: вовлечь обучаемых в суть проблем и теорий, ориентируясь на их опыт, учитывая отклики на тему; показать главные направления решения проблем; познакомить с терминологией по теме.
Для менеджера роль наставника велика при подготовке резерва на выдвижение и других формах развития персонала.

Недирективное обучение предполагает активное обсуждение книг
(методических материалов), заменяющих в дистанционном обучении лекции. С первого занятия тьютор должен дать рекомендации по технике работы с методическими материалами. Для обеспечения эффективности образовательного процесса он должен при проведении тьюториалов (лекций, совмещенных с практическим занятием) учитывать положения, андрагогии.

2.1. Цели и задачи преподавателя-консультанта и обучаемых

Тьютору рекомендуется осуществлять следующее:
. давать студентам возможность высказывать их собственные пожелания, ставить цели (проблемы или задачи), связанные с планируемым занятием деятельностно-интерактивного типа (далее - тьюториалом) __________;
. рассматривать вызывающие затруднения у студентов темы дисциплины, типовые ошибки _______________________________________________;
. связывать цели и программу тьюториала с практическим опытом и реальными проблемами студентов (проводится их опрос с выбором общих проблем подгрупп учебных групп) __________________________;
. активно вовлекать всех студентов в работу группы, используя данные материалы, деловые и ролевые игры, учитывая этапы развития группы
(выберите) _____________________________________________________;
. использовать разнообразные упражнения, задания и формы представления материала (выберите) _______________________________;

. отводить время на предоставление студентам обратной связи по различным элементам тьюториалов (практических занятий) ___________;
. отводить время на обратную связь по итогам тьюториала, используя итоговые доклады и т.п.;
. предоставлять обратную связь по результатам предыдущего занятия, подчеркивая индивидуальный прогресс обучаемых;
. рассматривать любые проблемы/опасения студентов, связанные с написанием следующего задания/проведением тьюториала;
. рассматривать как можно больше практических примеров, иллюстрирующих материалы курса (приводимых как тьютором, так и студентами);
. использовать соответствующие визуальные средства представления информации
(видеофильмы, реклама для презентаций докладов и т.п.);
. опираться на опыт группы, создавая "поддерживающий" климат группы;
. делать обзор программы следующего тьюториала, суммируя потребности обучаемых, уточняя их цели, учитывая личностные и групповые успехи;
. давать студентам возможность вносить свои предложения по поводу программы следующего тьюториала.

Задание 6. После групповой дискуссии о методах андрагогии представьте несколько целей вашего обучения по специальности "Менеджмент". После двух выступлений группа дает обратную связь докладчикам, используя идеи рис. 2, 3,
4.

2.2. Планирование действий по реализации целей и задач

Тьюториалы, которые не планируются заранее, как правило, лишь пустая трата Вашего времени и времени студентов. Процесс планирования означает не только продумывание Вами тем, которые Вы хотели бы рассмотреть на тьюториале, но и включает в себя представление студентам возможности знать заранее о программе следующего тьюториала и о том, какого рода подготовки к нему Вы от них ожидаете. Это не только способствует повышению интереса и мотивации студентов, но и помогает уменьшить различия между ожиданиями и целями студентов и Вашими собственными ожиданиями и целями, связанными с тьюториалом (включая Ваши ожидания по поводу их активного участи в процессе тьюториала).

Поэтому преподаватель-консультант обязан планировать структуру тьюториалов, используя особые плановые инструменты. Они должны действовать так, чтобы студенты:
. знали назначение, цели и проблемы конкретного тьюториала (желательно связанные с целями студентов) _________________________
_______________________________________________________________;
. знали заранее, что они собираются достичь, выполняя то или иное задание/упражнение (для вовлечения в образовательный процесс)_______
_______________________________________________________________;
. могли связать материалы тьюториала с тем, что они уже знают (для этого проблемы и примеры, приводимые тьютором должны быть реалистичные)___________________________________________________
_______________________________________________________________;
. имели мотивацию прилагать необходимые усилия для работы с темами тьюториала (должна быть связь тем со знаниями и опытом студентов)___
_______________________________________________________________;
. знали, как им работать с материалами курса после тьюториала, например, знали бы, как подойти к написанию задания, выполняемого внеаудиторно;
. активно участвовали в обсуждении материалов курса, а не просто читали, смотрели или слушали (обеспечивается неформальная атмосфера занятий);
. получали конструктивную обратную связь по своей работе на тьюториалах и по своим заданиям;
. получали помощь в осмыслении и пересмотре своего подхода к обучению.

Выбор тем для тьюториалов (занятий) определяется рабочим планом.
Студенты получают план курса, в котором отражены основные события программы изучения курса. Многие тьюторы также заранее раздают своим студентам перечень тем, которые они предполагают рассмотреть на каждом тьюториале.
Это весьма полезная практика, поскольку, если Вы рассчитываете на активное участие студентов в работе, имеет смысл заранее поставить их в известность о предстоящей повестке дня тьюториала. При планировании перечня тем, которые Вы собираетесь рассматривать на тьюториалах, Вам следует принимать в расчет "реперные точки", представленные в плане курса, а именно:
. время, отведенное в плане курса для чтения книг, аудио- и видеоматериалов и настоящих материалов __________________________;
. даты сдачи контрольных и курсовых работ _________________________;
. дату проведения зачета (экзамена) _________________________________;
. время, отводимое не подготовку к экзамену и консультации __________.

Последовательность тем в рамках отдельного тьюториала

Конкретные темы, рассматриваемые на тьюториалах, варьируются в зависимости от целей и ограничений времени проведения тьюториала (например, перед написанием домашней работы, перед экзаменом и т.д.). Тем не менее, для всех тьюториалов, кроме первого и заключительного, мы могли бы порекомендовать следующую программу:
. обсуждение целей тьюториала (Ваших и студентов) и выявление областей курса, которые студенты нашли для себя сложными;
. краткое обобщение уже изученного, анализ достижений участников процесса обучения;
. упражнения/задания, связанные с текущими или пройденными ранее самостоятельно темами курса и предполагающие предоставление студентам обратной связи от тьютора;
. анализ результатов предыдущего задания или ранее изученных дисциплин;
. рассмотрение следующего задания с выявлением всех возможных проблем;
. работа с проблемами, предложенными группой, либо отдельными ее членами;
. обзор программы следующего тьюториала с учетом как Ваших предложений, так и мнений и идей студентов.

Задание 7. Составьте план занятия по одной из тем дисциплины "Менеджмент" для подготовки студентов к тьюториалам (занятиям): дайте Ваши предложения, продолжая предыдущее задание.

Предварительная подготовка студентов к тьюториалам может принимать различные формы, и, чтобы быть эффективной, в каждом конкретном случае она должна полностью соответствовать программе тьюториала и быть ее составной частью. Здесь мы приведем несколько примеров такой предварительной подготовки:
. заранее, до тьюториала, дайте студентам прочесть какую-либо статью, учебную ситуацию или поставьте перед ним определенную проблему. Попросите их подготовить свои ответы и идеи, которые в ходе тьюториала могут использоваться в качестве отправной точки для группового обсуждения
__________________________________________
_______________________________________________________________;
. попросите студентов при чтении материалов курса сформулировать свои рабочие проблемы, связанные с определенными темами, которые затем будут обсуждаться на тьюториале__________________________________
_______________________________________________________________;
. попросите студентов подготовить собственные небольшие учебные ситуации для обсуждения их на тьюториале _________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________;
. попросите их отыскать и принести на тьюториал интересные вырезки из газет/журналов, имеющие отношение к темам следующего тьюториала.

Первый тьюториал (занятие-лекция)

Задание 8. Дайте Ваши обоснования необходимости постановки целей занятия, вписав их в вышеприведенные пропуски текста.

При проведении первого тьюториала перед тьютором стоят следующие цели:
. установить контакт со студентами и студентов друг с другом __________;
. вселить в студентов уверенность __________________________________;
. поощрить взаимодействие студентов друг с другом и создать группы взаимопомощи _________________________________________________;
. установить основные правила последующего взаимодействия _________;
. повысить мотивацию студентов к обучению ________________________;
. объяснить саму систему обучения _________________________________;
. сделать обзор курса _____________________________________________;
. предоставить дополнительную практическую информацию по своему усмотрению
____________________________________________________;
. выявить потребности студентов и обозначить, каким образом они могут быть удовлетворены в ходе дальнейшего обучения ___________________.

Программа первого тьюториала устанавливается исходя из вышеуказанных целей, возможен, например, такой вариант:
. знакомство студентов друг с другом и с тьютором (см. ниже различные варианты проведения знакомств в группе);
. введение в систему дистанционного обучения и в систему обучения с использованием деятельностных методов;
. групповое упражнение (см. примеры вводных "разогревающих" упражнений);
. обзор курса и материалов курса с ответами на вопросы студентов;
. обсуждение домашней работы (контрольной или курсовой);
. обзор программы следующего тьюториала и ответы на общие вопросы студентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.