В парах: Сравните и обсудите с коллегой по группе Ваши сходства и отличия в ответах.
В четверках: Обсудите Ваши ответы и на плакатах/на доске выпишите основные проблемы/вопросы, выявленные в ходе обсуждения, а также любые практические предложения/решения, которые были найдены в Вашей малой группе на этой стадии.
В большой группе: Будьте готовы поделиться Вашими идеями и способами разрешения проблем с остальной частью группы.
Задание 13. Ответьте на вопросы теста "Мотивы и опасения предстоящего обучения (да или нет, неуверен и т.п.): 1. Я не уверен, что смогу найти достаточно времени для учебы __________ 2. Я заинтересован в знакомстве с новыми людьми _____________________ 3. У меня имеются опасения по поводу того, как учеба скажется на остальной моей жизни ___________________________________________ 4. Я нахожу для себя сложным концентрироваться на чем-либо в течение долгого времени ________________________________________________ 5. Мне интересно испытать себя, вновь вернувшись к обучению__________ 6. Я давно не писал никаких письменных заданий и опасаюсь, что не смогу легко выражать свои мысли на бумаге ______________________________ 7. Моя память сейчас не столь хороша, как была раньше ________________ 8. Я беспокоюсь по поводу того, что изучение курса может оказаться непростым делом и я не смогу справиться с ним _____________________ 9. Мне нравится обсуждать проблемы/работать над проблемами с другими людьми ________________________________________________________ 10. Я беспокоюсь по поводу сдачи экзамена ____________________________ 11. Мне будет непросто вновь засесть за учебу __________________________ 12. Я не знаю точно как окружающие (друзья/семья/коллеги) отреагируют на мою учебу ______________________________________________________ 13. Я не слишком хорошо умею организовывать свое время ______________ 14. Я опасаюсь, что усвоение больших объемов информации окажется для меня непростым делом, и сожалею, что не умею читать быстрее ________ 15. Мне интересно, есть ли в моей группе люди, которые в меньшей степени, чем я, утратили навыки формального обучения ______________________ 16. Я предполагаю, что дома меня будут отрывать от учебы, и еще не знаю, как справиться с этой проблемой __________________________________ 17. Я опасаюсь, что не смогу уложиться в предлагаемые сроки и завершить курс ___________________________________________________________ 18. Я рад, что у меня есть место, где я могу спокойно уединиться для учебы_ 19. Я не знаю точно, в какой степени открыто мне можно обсуждать мое обучение с окружающими ________________________________________ 20. Жесткие сроки дают мне прилив сил для того, чтоб засесть за работу ___ 21. Я чувствую себя неуверенно, когда мне предстоит выступать перед незнакомыми людьми ____________________________________________ 22. Завершая какую—либо работу, я испытываю реальное чувство достижения _____________________________________________________ 23. Я испытываю некоторые опасения по поводу того, что обучение может отказаться слишком академичным и оторванным от реальной жизни ____ 24. Я несколько обеспокоен тем, как скажется на учебе моя большая загрузка на работе _______________________________________________________
Я люблю и умею работать самостоятельно _________________________ Если преобладает число ответов "Да", Вам особенно серьезно следует "научиться учиться". Изучайте чаще Часть 1 пособия.
Задание 14. Размышления о дисциплинах менеджмента. Индивидуально задумайтесь о курсе, который Вы собираетесь изучать, и закончите следующие предложения:
. Причинами, по которым я пришел на этот курс, были _________________ _______________________________________________________________ . Я ожидаю, что этот курс предоставит мне следующие навыки: _________ _______________________________________________________________ . Я ожидаю, что этот курс предоставит мне информацию о следующем: ___ _______________________________________________________________ . Я надеюсь, что смогу изучить следующие темы: ______________________ _______________________________________________________________ . Для того чтобы достичь вышеперечисленных результатов, я ожидаю, что _______________________________________________________________ . Мои сомнения или опасения, связанные с этим курсом, заключаются в __ _______________________________________________________________
В парах поделитесь Вашими ответами с коллегой. Обсудите сходства и различия в ответах и зафиксируйте их на плакате: . важные мысли/вопросы, возникающие в результате Вашего обсуждения; . любые другие комментарии; . любые практические предложения/решения, которые возникли у Вас на этой стадии.
В большой группе . Будьте готовы поделиться Вашими мыслями с остальной частью группы.
Задание 15. Оцените применимость мнений Г. Сэлемена и Д.Батлера (1991 г.) по проблеме "Почему менеджеры не хотят учиться?" к Вашей ситуации:
| |Да |Нет | | -недостаточная практичность теорий|? |? | | -нелучшая форма подачи материала | | | |(недостаточно короткие лекции, мало активных | | | |методов) |? |? | | -несоответствие ценностей обучения| | | |организационной культуре, в которой находятся | | | |обучаемые менеджеры |? |? | | -несоответствие способов учебы на | | | |рабочих местах формальному образованию |? |? | | -влияние различий оценки | | | |персонала, престижа образованности в |? |? | |подразделениях организации | | | | -боязнь новшеств, как источника | | | |возможных осложнений (новая методика - | | | |перераспределение ресурсов - ослабление | | | |положения какого-либо подразделения в |? |? | |организации) | | |
Задание 16. Ресурсы группы, надежды, цели, способы и средства, проблемы и опасения
Работая в тройках, дополните задания 13,14: . Опишете то, чем Вы занимаетесь на Вашей нынешней работе, и то, как Вы к этому пришли ______________________________________________ _______________________________________________________________. . Составьте перечень любых соответствующих личных ресурсов (знаний, навыков, опыта), которые Вы можете привнести в работу группы и которыми Вы готовы поделиться, для того чтобы помочь своим коллегам в изучении курса ________________________________________________ _______________________________________________________________. . Выполнение каких задач привлекает Вас в Вашей работе менеджера? ___ _______________________________________________________________ . Что Вы находите для себя затруднительным? ________________________ _______________________________________________________________ . Чему Вы хотели бы научиться больше всего в ходе изучения курса, т.е. каковы критерии успеха Вашего обучения? __________________________ _______________________________________________________________ . Насколько Вы готовы работать сообща с Вашими коллегами по группе? В какой наиболее приемлемой для Вас форме может приходить эта совместная работа? ______________________________________________ _______________________________________________________________ . Существуют ли у Вас на этой стадии какие-либо еще проблемы или опасения? ______________________________________________________ _______________________________________________________________ . Зафиксируйте на плакатах (на доске) основные итоги обсуждения в Вашей малой группе _____________________________________________ _______________________________________________________________.
В большой группе будьте готовы поделиться с Вашими коллегами результатами обсуждения в Вашей малой группе _______________________ _________________________________________________________________.
Задание 17. Согласование целей обучаемых и тьютора (преподавателя). Другие цели этого упражнения — помочь Вам понять учебные цели и методы курса, взгляды Вашего тьютора, имеющие отношение к изучению курса, а также потребности и опасения членов группы. Кроме того, оно способствует формированию соответствующего учебного климата в группе.
В малой группе из четырех человек . Выберите человека, который будет выступать от имени группы. . Подготовьте ответы на следующие вопросы:
Чему бы Вам больше всего хотели научиться или на чем, Вы бы хотели, был сделан основной акцент в ходе изучения курса?
________________________________________________
______________________________________________________
Каковы Ваши сомнения или опасения, связанные с изучением этого курса? ___________________________________________
______________________________________________________ . Подготовьте перечень вопросов, которые Вы бы хотели задать Вашему тьютору. Вопросы могут касаться его подхода к обучению, того, как будут проводиться тьюториалы, его ожиданий от студентов и т.д. ______ _______________________________________________________________ . Зафиксируйте Ваши вопросы на плакатах.
В большой группе выбранный Вами представитель группы должен быть готов представить результаты работы Вашей "четверки" остальным участникам группы.
Заканчивая вводные упражнения, преподаватель (тьютор) должен каким- либо образом и открыто зафиксировать цели, опасения и прочие предложения обучаемых. Затем он сообщит, что в конце курса студенты вновь к ним вернуться с тем, чтобы оценить, насколько они были достигнуты, оправдались. Это явится показателем эффективности обучения и самообразования.
2.3.2. Определение потребностей в обучении и структуры группы
Для реализации принципа активного взаимообмена информацией используются различные способы групповой работы, позволяющие немедленно, в самом образовательном процессе применять теорию, знания, опыт членов группы и преподавателя к решению поставленных преподавателем или группой задач. Групповая структура может меняться в зависимости от целей или этапа образовательного процесса: либо целью служит развитие группы, либо группа является инструментом взаимодействия и поддержки и т.д. Преподаватель выбирает методы самостоятельно.
Задание 18. "Накопленные имена", как метод быстрого знакомства.
Цель: в группе численностью не более 20 человек узнать и запомнить
имена участников, повысить уровень внимательности, настроить на общение. Время: около полминуты на каждого человека. Метод: участники сидят в кругу (или как-нибудь еще). Первый человек называет свое имя, следующий называет оба имени (свое и предыдущего), третий называет три имени и т.д. (например: это
Дима; Это Сергей; я — Игорь и т.д.) Комментарий: каждый участник должен внимательно слушать и запоминать имена других, чтобы назвать их, когда придет его очередь. Если упражнение проводится по описанному правилу, то оно позволяет участникам быстро запомнить имена других людей и способствует созданию доброжелательной обстановки в группе, но может возникнуть напряжение у участников групп, сидящих ближе к концу, или у людей с не очень хорошей памятью или дефектами слуха. Вообще, любому человеку довольно затруднительно запомнить слишком много новых имен сразу. Этот отрицательный эффект можно свести к минимуму, если предложить людям, сидящим ближе к концу, перечислять только 6 имен, названных до них.
Задание 19. "Взаимные представления" как метод более глубокого знакомства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21