Рефераты. Назначение, цели и методы менеджмента p> Деловая игра — это учебное упражнение, в ходе которого студенты разбиваются на группы, представляющие воображаемые организации, действующие в определенных ситуациях. Обычно деловые игры носят соревновательный характер, и в них происходит спрессовывание реального времени (месяцы, годы, необходимые на какие-либо действия в реальной жизни, превращаются в часы), так, чтобы результаты принятых решений были видны. Сам процесс игры и анализ ее результатов предоставляют студентам возможность активного обучения в самых различных областях (маркетинге, финансовом менеджменте, теории организаций и т.д.) в зависимости от содержания конкретной игры, а также способствуют развитию навыков групповой работы.

Деловые игры характеризуются:
. учебными целями,
. определенными правилами,
. соревновательным характером,
. активным участием и взаимодействием играющих,
. итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от содержания конкретной игры),
. результатом — определением победивших и проигравших,
. анализам результатов и обсуждением извлеченных уроков.

Эффективное проведение деловой игры требует знания целого ряда моментов и процедур. Перед тем, как проводить игру, Вам следует ответить на следующие вопросы:
. Насколько выбранное для проведения игры время уместно с точки зрения общей программы? ______________________________________________
. Хорошо ли Вы ознакомились с целями игры, материалами, процедурой и т.д., для того чтобы провести ее уверенно и соответствующим образом? _
_______________________________________________________________
. Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно для заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков?
________________________________________________________
. Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры в нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение, плакаты, фломастеры и т.д.? ____________________________
. Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при этом не будет перегружено излишней информацией?
. По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы?
. Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры?
. Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники, выполняющие другие роли?
. Какое вмешательство потребуется от Вас в ходе игры (при этом следует помнить, что это не Ваша игра, а студентов)?
. Подготовились ли Вы к заключительному обсуждению? Продумали ли Вы, как будет проходить анализ результатов игры, какие уроки из нее можно извлечь и каково применение этих уроков к реальной жизни?

Задание 38. Имитационные упражнения: в чем их отличие от деловых игр?.

Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения, имеющие своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участникам опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т.д. Здесь попытайтесь имитировать сдачу экзамена по ключевым словам раздела 1 данной дисциплины, демонстрируя ответы разного качества. Как и в случае деловых игр, эффективное проведение имитационных упражнений требует:
. ясного объяснения целей, правил, ролей процедур и временных рамок _
_______________________________________________________________,
. отслеживания Вами процесса выполнения упражнений без неоправданного (при отсутствии реальной необходимости) вмешательства в него
____________________________________________,
. оказания помощи участникам в случае необходимости _______________,
. соответствующего количества времени на проведение ________________,
. анализа результатов и обсуждения взаимосвязи этого упражнения с другими элементами и аспектами учебной программы ________________.

Задание 39. Ролевые игры: в чем их отличие от деловых игр?

Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть составной частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это учебное упражнение, в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни и студенты действуют в ней, играя роли ее участников.

Как и в случае с предыдущими методами, эффективное проведение ролевых игр возможно в том случае, если:
. группа и отдельные участники соответствующим образом проинструктированы,
. имеет место конструктивная обратная связь (возможно, с помощью наблюдателей),
. отведено время для извлечения уроков и обсуждения связи игры с остальной учебной программой и реальной практикой.

Ролевые игры должны:
. иметь непосредственное отношение к программе курса и быть легко доступными для понимания, письменные инструкции к ним должны быть составлены достаточно четко,
. быть ориентированы на отработку конкретных учебных моментов, а не касаться в общем виде сразу многих областей _______________________,
. проводиться без всяких театральных реквизитов и другой бутафории, отвлекающих внимание от учебных целей,
. быть достаточно гибкими, чтобы имелась возможность провести анализ происходящего или дискуссию там, где Вы сочтете это уместным, например, если участники игры «увязли в исполнении» своих ролей.

Упражнение. Проведите ролевую игру по результатам задания 3 (табл.1) "Тьютор - обучаемый" три использовании методов педагогики и андрагогии.

Некоторые студенты могут быть весьма обеспокоены перспективой участия в ролевой игре перед группой. Вы можете попытаться уменьшить их беспокойство посредством:
. проведения ролевой игры не в начале программы, а тогда, когда участники получше узнают друг друга и будут чувствовать себя в группе достаточно комфортно,
. привлечения только добровольцев или сначала только добровольцев, в том случае, если предполагается в конечном итоге участие всех,
. предварительного инструктирования в доброжелательной и мягкой манере, что поможет предотвратить возникновение беспокойства и уменьшит ощущение угрозы,
. проигрывания первого раунда игры Вами и одним или несколькими добровольцами,
. предоставления первым добровольцам позитивной обратной связи в мягкой и доброжелательной манере,
. подчеркивания пользы от участия в игре,
. использования игр, в которых вероятность получения участниками позитивного опыта высока,
. отбора на исполнение ролей (или первоначальное исполнение) студентов, которым, как Вы знаете, присуща застенчивость или особое беспокойство,
. заранее продуманного отбора «хороших» исполнителей ролей для начала процесса и демонстрации ролевой игры.

2.4.5. Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)

Задание 40. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.

Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.

Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить опыт в следующих областях:
. выявление, отбор и решение проблем,
. работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),
. анализ и синтез информации и аргументов,
. работа с предположениями и заключениями,
. оценка альтернатив,
. принятие решений,
. слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,
. рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,
. предоставление результатов групповой работы,
. соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.

При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить следующие действия:
. предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;
. представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной практике;
. подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер.
Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации;
. подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;
. убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать в ходе работы над учебной ситуацией.

Спросите себя (для принятия решения о применении метода):
. Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной ситуацией?
. Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными целями отдельного занятия и со всей программой в целом?
. Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать их студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием сюжета ситуации?
. Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы способствовать размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть проблем? Как
Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в работу и подталкивать группу к соответствующим решениям?

В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в группе. При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени подводите итоги работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте участникам обратную связь по их работе и остановитесь на уроках, которые можно из нее извлечь.

Каковы ограничения использования учебных ситуаций?

Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься студентами как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку предполагают анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого следует, что для извлечения максимальной пользы из такого метода групповой работы, Вам необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший интерес у Ваших студентов, и организовать работу над ним так, чтобы обеспечить их активное участие (например, с помощью таких методов , как мозговой штурм, дискуссии в малых группах, ролевые игры и т.д.).

Памятка студенту

(Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)

Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую таблицу (табл. 4)

Таблица 4
|Уровень |Суть |Источник |Теории |План |
|иерархии |ситуации |(причины) |решения |действий |
|управления |(проблемы) |проблемы |проблемы | |
|Внешняя среда | | | | |
|(организация) | | | | |
|Отдел (группа | | | | |
|или | | | | |
|межгрупповые | | | | |
|отношения) | | | | |
|Индивидуальный| | | | |
|Технико-технол| | | | |
|огический | | | | |

Case study состоит из нескольких этапов. На первом этапе изучается ситуация (среда, окружение) и определяется (идентифицируется, описывается) проблема. На втором этапе осуществляется анализ и оценка проблемы, затем вырабатываются рекомендации по решению проблемы и, наконец, процесс завершается презентацией.

Определение проблемы

Определение проблемы является решающей стадией, как и при решении любой задачи. Ясно, что если проблема неверно определена, то и полученное решение в лучшем случае будет решением другой проблемы. В то же время, все становится на свои места, если проблема правильно поставлена, то есть определена и описана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.