Деловые игры характеризуются: . учебными целями, . определенными правилами, . соревновательным характером, . активным участием и взаимодействием играющих, . итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от содержания конкретной игры), . результатом — определением победивших и проигравших, . анализам результатов и обсуждением извлеченных уроков.
Эффективное проведение деловой игры требует знания целого ряда моментов и процедур. Перед тем, как проводить игру, Вам следует ответить на следующие вопросы: . Насколько выбранное для проведения игры время уместно с точки зрения общей программы? ______________________________________________ . Хорошо ли Вы ознакомились с целями игры, материалами, процедурой и т.д., для того чтобы провести ее уверенно и соответствующим образом? _ _______________________________________________________________ . Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно для заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков? ________________________________________________________ . Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры в нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение, плакаты, фломастеры и т.д.? ____________________________ . Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при этом не будет перегружено излишней информацией? . По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы? . Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры? . Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники, выполняющие другие роли? . Какое вмешательство потребуется от Вас в ходе игры (при этом следует помнить, что это не Ваша игра, а студентов)? . Подготовились ли Вы к заключительному обсуждению? Продумали ли Вы, как будет проходить анализ результатов игры, какие уроки из нее можно извлечь и каково применение этих уроков к реальной жизни?
Задание 38. Имитационные упражнения: в чем их отличие от деловых игр?.
Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения, имеющие своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участникам опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т.д. Здесь попытайтесь имитировать сдачу экзамена по ключевым словам раздела 1 данной дисциплины, демонстрируя ответы разного качества. Как и в случае деловых игр, эффективное проведение имитационных упражнений требует: . ясного объяснения целей, правил, ролей процедур и временных рамок _ _______________________________________________________________, . отслеживания Вами процесса выполнения упражнений без неоправданного (при отсутствии реальной необходимости) вмешательства в него ____________________________________________, . оказания помощи участникам в случае необходимости _______________, . соответствующего количества времени на проведение ________________, . анализа результатов и обсуждения взаимосвязи этого упражнения с другими элементами и аспектами учебной программы ________________.
Задание 39. Ролевые игры: в чем их отличие от деловых игр?
Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть составной частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это учебное упражнение, в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни и студенты действуют в ней, играя роли ее участников.
Как и в случае с предыдущими методами, эффективное проведение ролевых игр возможно в том случае, если: . группа и отдельные участники соответствующим образом проинструктированы, . имеет место конструктивная обратная связь (возможно, с помощью наблюдателей), . отведено время для извлечения уроков и обсуждения связи игры с остальной учебной программой и реальной практикой.
Ролевые игры должны: . иметь непосредственное отношение к программе курса и быть легко доступными для понимания, письменные инструкции к ним должны быть составлены достаточно четко, . быть ориентированы на отработку конкретных учебных моментов, а не касаться в общем виде сразу многих областей _______________________, . проводиться без всяких театральных реквизитов и другой бутафории, отвлекающих внимание от учебных целей, . быть достаточно гибкими, чтобы имелась возможность провести анализ происходящего или дискуссию там, где Вы сочтете это уместным, например, если участники игры «увязли в исполнении» своих ролей.
Упражнение. Проведите ролевую игру по результатам задания 3 (табл.1) "Тьютор - обучаемый" три использовании методов педагогики и андрагогии.
Некоторые студенты могут быть весьма обеспокоены перспективой участия в ролевой игре перед группой. Вы можете попытаться уменьшить их беспокойство посредством: . проведения ролевой игры не в начале программы, а тогда, когда участники получше узнают друг друга и будут чувствовать себя в группе достаточно комфортно, . привлечения только добровольцев или сначала только добровольцев, в том случае, если предполагается в конечном итоге участие всех, . предварительного инструктирования в доброжелательной и мягкой манере, что поможет предотвратить возникновение беспокойства и уменьшит ощущение угрозы, . проигрывания первого раунда игры Вами и одним или несколькими добровольцами, . предоставления первым добровольцам позитивной обратной связи в мягкой и доброжелательной манере, . подчеркивания пользы от участия в игре, . использования игр, в которых вероятность получения участниками позитивного опыта высока, . отбора на исполнение ролей (или первоначальное исполнение) студентов, которым, как Вы знаете, присуща застенчивость или особое беспокойство, . заранее продуманного отбора «хороших» исполнителей ролей для начала процесса и демонстрации ролевой игры.
2.4.5. Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)
Задание 40. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.
Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.
Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить опыт в следующих областях: . выявление, отбор и решение проблем, . работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации), . анализ и синтез информации и аргументов, . работа с предположениями и заключениями, . оценка альтернатив, . принятие решений, . слушание и понимание других людей, навыки групповой работы, . рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений, . предоставление результатов групповой работы, . соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.
При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить следующие действия: . предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации; . представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной практике; . подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер. Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации; . подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними; . убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать в ходе работы над учебной ситуацией.
Спросите себя (для принятия решения о применении метода): . Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной ситуацией? . Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными целями отдельного занятия и со всей программой в целом? . Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать их студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием сюжета ситуации? . Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы способствовать размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть проблем? Как Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в работу и подталкивать группу к соответствующим решениям?
В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в группе. При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени подводите итоги работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте участникам обратную связь по их работе и остановитесь на уроках, которые можно из нее извлечь.
Каковы ограничения использования учебных ситуаций?
Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься студентами как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку предполагают анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого следует, что для извлечения максимальной пользы из такого метода групповой работы, Вам необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший интерес у Ваших студентов, и организовать работу над ним так, чтобы обеспечить их активное участие (например, с помощью таких методов , как мозговой штурм, дискуссии в малых группах, ролевые игры и т.д.).
Памятка студенту
(Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)
Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую таблицу (табл. 4)
Таблица 4 |Уровень |Суть |Источник |Теории |План | |иерархии |ситуации |(причины) |решения |действий | |управления |(проблемы) |проблемы |проблемы | | |Внешняя среда | | | | | |(организация) | | | | | |Отдел (группа | | | | | |или | | | | | |межгрупповые | | | | | |отношения) | | | | | |Индивидуальный| | | | | |Технико-технол| | | | | |огический | | | | |
Case study состоит из нескольких этапов. На первом этапе изучается ситуация (среда, окружение) и определяется (идентифицируется, описывается) проблема. На втором этапе осуществляется анализ и оценка проблемы, затем вырабатываются рекомендации по решению проблемы и, наконец, процесс завершается презентацией.
Определение проблемы
Определение проблемы является решающей стадией, как и при решении любой задачи. Ясно, что если проблема неверно определена, то и полученное решение в лучшем случае будет решением другой проблемы. В то же время, все становится на свои места, если проблема правильно поставлена, то есть определена и описана.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21