Рефераты. Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе

- Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да еще полстолько, да еще четверть столько, да еще ты, гусь, с нами, тогда нас было бы сто гусей.

Сколько гусей было в стае? (36)

4. 5-й этап: самый внимательный. На этом этапе ключ получает та команда, чей представитель будет более внимательным. Участникам показывают плакат, на котором написаны 12 двузначных чисел смешанно. Представители команд внимательно смотрят на плакат в течение 30 секунд и стараются запомнить написанные числа. Затем выносят другой плакат, на котором написаны те же самые числа, но не хватает какого-то одного. Задача команд - как можно быстрее найти недостающее число и назвать его жюри.

1-й плакат: 34 45 78 37 95 23 57 61 83 99 16 72

2-й плакат: 78 57 61 45 34 72 16 83 37 99 23 (78)

5. 6-й этап: рыбалка. По одному человеку от команды выступят в роли рыбаков. На рыбках написаны шарады, которые будет разгадывать вся команда. Ключ получает та команда, которая выловит и отгадает больше шарад.

Шарады([5], стр.22)

· Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля.)

· Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? (Доля.)

· Какая ягода образуется при попадании твердых атмосферных осадков в праздничный напиток для взрослых? (Виноград.)

· Что может вырасти на лице, если в сосновом лесу читать хвалебное стихотворение? (Борода.)

· Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк.)

· Какое появится кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2? (Комар.)

· Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева? (Пудель.)

· Какой струнный инструмент получится, если на участке в 100 м2 звучит одна и та же нота? (Арфа.)

· И 100 рия. (История.)

· Ро 100 к. (Росток.)

· О 3 цание. (Отрицание.)

· Ин 3 га. (Интрига.)

6. Последний, седьмой ключ получают обе команды за хорошую игру.

7. А сейчас, когда команды заработали свои ключи, они этими ключами будут открывать буквы в зашифрованных здесь словах. Сначала открывает буквы та команда, у которой больше ключей.

Зашифрованное слово - фамилия великого ученого (Паскаль и Галилей), которому принадлежат слова:

Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным».

Галилей: «Великая книга природы написана математическими символами».

Побеждает та команда, которая первой откроет свое слово. Ей и предоставляется право зажечь олимпийский огонь.

8. Вносится знамя Олимпийских игр под торжественную музыку, зажигается олимпийский огонь (большой плакат с нарисованным пламенем, на котором пишется, кто зажег данный огонь.)

9. Очередные олимпийские математические игры объявляются открытыми, и оглашается план их проведения.

10. От всех классов предоставляются списки «спортсменов», которые примут участие в играх.

§2. ВТОРОЙ ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРОСС

Цели:

- развитие интереса к математике;

- знакомство учащихся с новыми историческими сведениями из курса математики;

- развитие эрудиции;

- пробуждение математической любознательности;

- расширение знаний учащихся;

- формирование дружеских отношений, умения работать командой.

Оборудование: карточки с заданиями для станций, маршрутные листы для 3-х групп, бланк для вписывания полученных баллов (30 штук), бумага и карандаши, жетоны.

Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 5 - 8 классов. Участие могут принять 40 человек.

Правила игры: Игра состоит из 5-ти этапов: разминки, 3-х станций и финиша. Разминка проводится заранее. В ней принимают участие все 40 «спортсменов». «Бегунам» задаются вопросы, касающиеся истории математики. За каждый верный ответ участник получает жетон. В конце разминки подводятся итоги и к следующему этапу допускаются лишь 30 человек, которые проявили большую активность в разминке.

Эти 30 «спортсменов» уходят по станциям, разделившись на 3 группы по 10 человек. На каждой станции (порядок станций указан в маршрутном листе) за 15 минут участники должны выполнить как можно больше заданий, которые написаны на карточках, разложенных на партах (карточки участники берут сами), и набрать как можно больше баллов за правильные ответы. Суммирование баллов идет в индивидуальном порядке. В это время с залом проводятся игры.

После прохождения станций подводятся итоги, и от каждой группы на последний этап допускаются 2 лидера, т.е. всего 6 «спортсменов». Между ними развертывается финальная борьба за бронзовую, серебряную и золотую медали.

Ход игры:

«Разминка»:

1. С конца XVI века он служил единицей веса драгоценных металлов и камней. Он же - устройство для автоматического управления потоком пара (жидкости, газа) в тепловых гидравлических и пневматических машинах. Назовите эту меру. ([6], стр.15)

(Золотник - около 4,3 г.)

2. Назовите имя известного поэта и математика, автора слов:

«Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,

Чем с презренным сидеть за обильным столом.

Лучше чёрствую корку глодать в одиночку,

Чем халвой угощаться с вельможным ослом». ([6], стр. 17) (Омар Хайям)

3. Однажды учитель начальных классов, чтобы занять детей на продолжительное время самостоятельной работой, предложил такое задание: вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но один мальчик, ставший потом знаменитым математиком, выполнил это задание моментально. Ему принадлежат слова: «Математика - царица наук, а арифметика - царица математики». Назовите имя мальчика - будущего великого математика. ([6], стр. 18)

(Карл Гаусс)

4. Многие термины, которые используются в школьном курсе математики,

имеют греческое или латинское происхождение. Что означает в переводе с

греческого языка математический термин «хорда»? ([6], стр. 18)

(Струна)

5. Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечён.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»? ([6], стр.23)

(Архимед)

6. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанные сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступления. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но математик не был выдан инквизиции. В своём городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика.

Назовите имя этого математика. ([6], стр.23)

(Французский математик Франсуа Виет)

7. Как звали древнегреческого математика, астронома, философа, именем которого называется теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, рассекаемых параллельными прямыми? ([6], стр.25)

(Фалес)

8. Карл Фридрих Гаусс, открывший «это» в девятнадцатилетнем возрасте, придавал «ему» настолько большое значение, что позднее завещал выгравировать «это» на своём надгробии, хотя многие другие его открытия имели для науки гораздо большее значение. О каком открытии идёт речь? Что завещал при жизни выгравировать Гаусс на своём надгробии? ([6], стр.26)

(Правильный семнадцатиугольник; построение правильного сем-

надцатиугольника при помощи циркуля и линейки)

9. Легенда гласит: «Однажды египетский царь Пталомей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах. Ученый гордо ответил: «В геометрии нет царской дороги». Как зовут этого ученого?

Как назывался его труд? ([6], стр.26)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.