Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре!»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я - квадрат».
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней».
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратом,
А проснешься без углов».
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет квадрата…
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
5. А теперь - сюрприз! На сцене учителя математики!
Песня на мотив «Коммунальная квартира». ([6], стр. 11)
Эх, страна моя родная,
Край загадок и чудес.
Где еще такое счастье,
Где еще такой прогресс?!
Брадис возится с таблицей,
Измеряет мир Евклид.
Сам Безу там без остатка
Делит сложный многочлен.
По утрам, шурша листами,
Собирается народ.
Пифагор штаны стирает,
Эйлер интеграл берет.
Гаусс корни извлекает,
Ньютон делает бином,
Кто-то оси расставляет,
Архимед сидит с числом.
Припев: Это математики, математики квартира,
Это математики, математики страна!
Песня на мотив «Зайка моя». ([6], стр. 12)
Плюсик ты мой, я - твой минус,
Косинус ты, я - твой синус,
Ты аксиома, я - теорема,
Следствие ты, а я - лемма.
Частное ты, я - делитель,
Ты знаменатель, я - числитель,
Ты мой кружок, я - твой сектор,
Модуль ты мой, я - твой вектор.
Припев: Я ночами плохо сплю,
Математику люблю.
Математику я так давно люблю.
Я и днем теперь не сплю,
Я и вечером не сплю,
Потому что математику люблю.
Знание ты, я - шпаргалка,
Если ты ноль, то я палка,
Ты ордината, я - абсцисса,
Ты уголок, я - биссектриса.
Сумма моя, а я - разность,
Дольная ты, а я - кратность,
Гипотенуза ты, я - твой катет,
Терминов нам с тобой хватит.
Стихотворение «Великая математика» ([6], стр. 12)
До наших дней от мира сотворенья
Заслуги математиков важны.
Мы создали таблицу умноженья,
Бином и пифагоровы штаны.
Мы дали миру интеграл и синус,
Мы научили множить и делить.
Мы знаем, где поставить плюс и минус,
Какие числа в степень возводить.
В больших делах мы все неутомимы.
И интеллекта, как один, полны.
Мы лишь с собой по модулю сравнимы,
Все остальные в друзья лишь нам годны.
Все дальше, и дальше, и дальше
Другие от нас отстают.
И школьники - младшие братья -
Нам громкую славу поют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы сделано следующее:
- изучена математическая литература,
- выбраны наиболее понравившиеся виды спорта (кросс, эстафеты, боулинг, барьеры, тяжелая атлетика, стрельба, троеборье), на основе которых разработаны правила проведения спортивных математических состязаний,
- подобраны конкурсные задания для Олимпиады,
- изучена история Олимпийских игр времен Пифагора,
- продуманы подготовительная работа, правила проведения, содержание.
- изучен опыт работы Вожеговой Людмилы Дмитриевны, учителя математики Восточной средней школы Омутнинского района.
Уже много лет Олимпийские математические игры проводятся в Восточной средней школе Омутнинского района Кировской области учителем математики Вожеговой Людмилой Дмитриевной.
Методика проведения Олимпийских математических игр Людмилой Дмитриевной отличается от данной методики церемонией открытия. Команды-участницы «прибывают» на игры на «судне», и именно на нём начинается состязательная программа (так называемая разминка). По прибытии судна к месту назначения производится «высадка» команд на «берег», встреча их зрителями, а также зажжение Олимпийского огня, вынос флагов, приветствие спортсменов и объявление начала очередных Олимпийских математических игр. Кроме того, в программу Олимпийских игр Вожегова Л.Д. включает математический футбол, математический бокс, математическую стрельбу из лука; ежегодно отмечаются «мировые» рекорды. На играх присутствуют «корреспонденты», которые публикуют свои заметки о прохождении Олимпийских игр в школьных стенгазетах.
На основе данной разработки Олимпийские математические игры были проведены в Бурашевской средней школе Кильмезского района Кировской области.
Так как подобные игры проводились в школе впервые, то требовалась очень большая подготовительная работа. Весь необходимый реквизит изготовлялся на кружке математики и кружке «Умелые руки», работающих в школе. Также требовалась тщательная подготовка непосредственно ведущих и их помощников. В рамках недели физической культуры ребята были ознакомлены с правилами спортивных игр.
Следует отметить достаточно высокую активность учащихся, участвовавших в состязаниях. Хорошо поработали и те, кто принимал участие в подготовке и проведении игр. В результате опроса участников олимпийских математических игр выявились как достоинства, так и недостатки организации данного мероприятия. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1) Что понравилось и более всего запомнилось в Играх?
2) Что не понравилось и нужно исправить в следующий раз?
Проанализировав все ответы учащихся, были сделаны следующие выводы: наиболее всего ребятам запомнились такие виды состязаний, как математические эстафеты, математическая стрельба, математические тяжеловесы. Выявлены и недостатки в организации. Например, то, что недостаточно заняты в ходе состязаний зрители, в некоторых видах состязаний очень лёгкие задачи.
В целом опыт организации и проведения математических олимпийских игр в школе можно признать удачным. Положительным моментом является широкое вовлечение учащихся не только в сам процесс состязаний, но и в процесс подготовки мероприятия, связь с уроками физической культуры, технологии, с которыми математика, казалось бы, имеет мало чего общего. Кроме того, обеспечивается работой кружок математики. Хотелось бы рекомендовать учителям математики проводить подобные состязания в своих школах, использовать элементы олимпийских математических игр на уроках и во внеклассной работе.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: «Просвещение», 1988.
2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, «Академия развития», 1997.
3. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других - М., «Аст-пресс», 1997.
4. Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинационные способности - М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.
5. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 23, 2001.
6. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 1999.
7. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 2000.
8. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 18, 1999.
9. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 33, 2000.
10. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 48, 2000.
11. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 3, 2001.
12. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 24, 2001.
13. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 33, 2000.
14. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 10, 2001.
15. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 2, 2001.
16. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 24, 2002.
17. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 2001.
18. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». - № 45, 2002.
19. Математика в школе. - № 5, 2001.
20. Физическая культура в школе. - № 10, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
1. ТРЕНИРОВКА ЛОВКОСТИ.
Объявляется конкурс на самого ловкого. Для этого необходимо участие в разгадывании кроссворда. Кто отгадает больше всех слов, тот победитель. Результаты подводятся в каждом классе.
1. Кроссворд № 1 (5 класс) ([5], стр. 11)
9
2
8
1
3
5
6
7
4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28