Рефераты. Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе

(софизмы взяты из книг [1] и [])

§4. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА

Цели:

- развитие математической способности, сообразительности, любознательности, интереса к математике, коммуникативных возможностей учащихся в процессе игры;

- укрепление памяти учащихся, интереса к математике;

- знакомство учащихся с историческими сведениями, с новыми знаниями из курса математики.

Оборудование: мишень, дротик, набор задач.

Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 7-8 классов. Участвуют 3 команды по 8 человек.

Правила игры: Представителю каждой из команд нужно метнуть дротик и попасть в один из секторов. В связи с этим команда получает задание, на обдумывание которой отводится 1 минута. За правильный ответ команда получает то количество баллов, которое написано на данном секторе. Если команда не дала ответа или дала неправильный, то одна из команд-соперниц может ответить и получить половинный балл. Команды по очереди бросают дротик, выполняя по 5 «выстрелов». Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Мишень для стрельбы может выглядеть следующим образом:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЫ ([5], стр. 23-24)

10 БАЛЛОВ:

1. Два ученика играли в шахматы 40 мин. Сколько минут играл каждый? (40 мин)

2. Число, выражающее дюжину. (12)

3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

4. В каком слове сорок «а»? (Сорока.)

5. Назовите первые «математические знаки». (Это цифры.)

6. Чем в математике выражают результат счета или измерения? (Числом.)

20 БАЛЛОВ:

1. У меня две монеты на общую сумму 15 к. одна из них не пятак. Что это за монеты?

(10 к. и 5 к.)

2. В какой системе счисления мы выполняем арифметические действия? (В десятичной.)

3. У Юры и Саши было поровну значков. Потом Юра отдал Саше два значка. На сколько больше значков стало у Саши? (На 4.)

4. Какие цифры мы, как правило, используем: арабские или индийские? (Индийские.)

5. Истинным или ложным утверждением является софизм? (Ложным.)

6. Число, открытое Архимедом. (Число «пи», 3,14.)

30 БАЛЛОВ:

1. Кто «подчинил» алгебру геометрии, т.е. вывел геометрию на первое место?

(Евклид.)

2. Название какого раздела математики происходит от греческого слова «число»?

(Арифметика.)

3. Кто впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные?

(Пифагор.)

4. Каким действием можно заменить умножение одинаковых множителей?

(Возведением в степень.)

5. Название какого циркового снаряда произошло от греческого слова «трапеза»?

(Трапеция.)

6. Назовите геометрическую фигуру, для которой «любимым» является число 3.

(Треугольник.)

40 БАЛЛОВ:

1. Необходимо изготовить цифры для печати номеров от 1 до 100. Сколько «девяток» потребуется? (Одна.)

2. Сколько аров в одном гектаре? (100)

3. Сколько золотых дал Карабас-Барабас для папы Карло? (5)

4. Сколько квадратных метров содержится в одном аре? (100)

5. Любое ли натуральное число представимо в виде десятичной дроби? (Напр.14,0)

6. 1 см2 = ? мм2. (100)

50 БАЛЛОВ:

1. Сколько дюймов содержится в одном футе? (12)

2. Может ли сумма двух отрицательных чисел быть больше их частного? (Нет.)

3. Сколько граней у обыкновенного карандаша? (2 или 8)

4. Крыша дома несимметрична: левый скат составляет с горизонталью 60о, а правый - 70о . Если петух откладывает яйцо на гребень крыши, в какую сторону упадет яйцо?

(Петух яйца не несет.)

5. Площадь пруда, покрываемая одной кувшинкой каждый день, увеличивается вдвое. Через 20 дней весь пруд закроется листьями этой кувшинки. За какой срок закроют пруд две такие кувшинки? (5 дней.)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭСТАФЕТЫ - 2

Цели:

- развитие интереса к математике, любознательности, внимания, памяти, логического мышления, коммуникативности;

- знакомство с историческими сведениями из курса математики;

- закрепление программного материала на внеклассном мероприятии.

Оборудование: Соответствующие плакаты к конкурсам «Кто внимательнее», «Кроссворды», «Сосчитай треугольники», «Что лишнее», «Чего не хватает»; карточки с готовыми координатными плоскостями к конкурсу «Рисуем по координатам»; ручки и бумага для конкурсов «Кто больше», «Аукцион»; соответствующие материалы к конкурсу «Авария».

Особенности игры: Игра предназначена для учащихся 5-6 классов. Участвуют 3 команды по 10 человек (5 учеников из 5-го класса и 5 учеников из 6-го класса).

Правила игры: Перед началом игры команды выстраиваются в шеренгу таким образом, чтобы ученики 5-го и 6-го классов чередовались, причем первым должен стоять учащийся 5-го класса. В каждом последующем конкурсе участвует соревнующийся с соответствующим номером. За победу в конкурсе победителю присваивается 3 балла, остальным участникам - по 1-му баллу. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Ход игры:

1-й конкурс: «Кто внимательнее» (участвуют ученики 5-го класса) ([5], стр. 18)

Индусская притча:

Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. «Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?». «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».

В этом конкурсе нужно очень быстро найти и назвать все числа от 1 до 25. Оценивается быстрота.

7

12

16

9

5

20

25

1

18

23

14

21

11

4

8

17

3

22

19

13

6

24

15

10

2

10

15

22

7

3

20

25

1

19

21

11

23

8

18

2

16

5

24

17

12

13

4

14

6

9

1

13

3

8

11

25

2

12

16

4

5

22

15

10

14

18

7

24

6

9

17

20

23

19

21

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.