Рефераты. Методика проведения математических вечеров-соревнований в средней школе

(10, 14, 18, 22, 26, 30 лет)

7. Марии 24 года. Она была вдвое старше, чем Анна тогда, когда Марии было столько лет, сколько теперь Анне. Сколько лет Анне?

(18 лет)

8. Куплены тетради по 7 коп. и по 4 коп. за тетрадь, всего на сумму 53 коп. Сколько куплено тех и других тетрадей?

(3 тетради по 7 коп. и 8 тетрадей по 4 коп. или 7 тетрадей по 7 коп. и 1 тетрадь по 4 коп.)

9. Отец сказал сыну: «10 лет назад я был в 10 раз старше тебя, а через 22 года я буду старше тебя в два раза». Сколько лет отцу и сыну теперь?

(50 и 14 лет)

10. Мне теперь вдвое больше лет, чем было вам тогда, когда мне было столько лет, сколько вам теперь. А когда вам будет столько лет, сколько мне теперь, то нам обоим вместе будет 63 года. Сколько лет каждому?

(28 и 21)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БИОГРАФИЯ ПИФАГОРА ([18], стр. 21-23)

Да, путь познания не гладок.

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

На радужной узрел я оболочке

Бегущие квадратики, кружочки,

Вселенной опрокинутый узор,

И вспыхнуло в мелькании сквозь строчки

Пылающее имя - Пифагор!

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими «спорщиками». По преданию, в то время сложилось утверждение: «В споре рождается истина». Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки, особенно математики. Наш рассказ пойдёт о знаменитом древнегреческом учёном Пифагоре.

ЮНОСТЬ ПИФАГОРА

Пифагор родился в 570 г. до н.э. (точная дата неизвестна) на острове Самос. Отцом его был Мнесарх - резчик по драгоценным камням. Среди мастеров он славился своим искусством, но большого богатства не нажил. Имя матери не сохранилось. Некоторые источники называют её Пифиадой, дочерью основателя Самоса. По многим античным свидетельствам, родившийся у них мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Любимыми занятиями юного Пифагора были слушание музыки и стихов, беседы со старцами - своими учителями. Страсть к музыке и поэзии великого Гомера он сохранил на всю жизнь.

Когда Пифагору исполнилось 20 лет, учитель сказал ему: «Ты вырос из Самоса, отправляйся путешествовать, только так ты утолишь жажду познания». Пифагор отправляется в Милет, где много общается со знаменитым Фалесом, учится у него. Но талант ученика проявляется не в том, что он копирует учителя, а идёт дальше. Фалес советует ему отправится в Египет. Пифагор много путешествует по странам Востока, посещает Египет и Вавилон. Там он знакомится с культурой, наукой и обычаями разных народов, подробно изучает восточную математику. Много было изведано, понято, прочувствовано талантливым учеником. После 20-ти лет странствий Пифагор возвращается на родину. Он мечтает создать свою школу, в основе которой были бы ясность логики и твёрдость доказательств.

В то время на острове Самос правил Поликрат. Он отличался жестокостью и деспотизмом. поликрат поспешил всячески обласкать знаменитого путешественника, слава о мудрости которого бежала впереди него. Но роль придворного полураба не устраивала Пифагора. Он видел несправедливость и страдания. Его угнетала атмосфера произвола и насилия. Тяжело далось Пифагору расставание с родиной. Он поселился в греческом городе Кротон на юге Италии. Кротон и Самос связывали давние торговые отношения. Отец Пифагора не раз там бывал; возможно там жили его родственники. Пифагор сразу покорил жителей города своим величием, благородством, красотой и обаянием. Он организовал религиозно-этическое братство, типа монашеского ордена, «Союз истины, Добра и Красоты», который впоследствии назовут пифагорейской школой или пифагорейским союзом.

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Система знаний школы состояла из четырёх разделов:

1) арифметики - учения о числах;

2) геометрии - учения о фигурах;

3) астрономии - учения о строении мира;

4) музыки - учения о гармонии и теории музыки.

Эта система образования, заложенная Пифагором, просуществовала не века, а тысячелетия.

В школе был особый распорядок дня. Вставали с восходом солнца и шли на морской берег встречать рассвет. В утренней прохладе строили планы на день, делали гимнастические упражнения, завтракали. В конце дня - прогулка, морское купание, ужин и чтение. Обычно читал младший, а самый старший комментировал прочитанное. Члены союза с равным усердием заботились и о духовном, и о физическом развитии. Среди победителей Олимпийских игр в те времена было много учеников Пифагора. По преданию, и сам он стал победителем по кулачному бою. Ритуал посвящения и жизнь членов братства были окружены множеством таинств, разглашение которых сурово каралось.

Правила поведения, основные принципы жизни пифагорейцы объединили в моральный кодекс «Золотые стихи». Нравственные правила и сегодня достойны подражания.

1) Беги от хитрости.

2) Отсекай огнём, железом и любым оружием от тела - болезнь, о души - невежество, от утробы - раскошество, от города - смуту, от семьи - ссору, от всего, что есть, - неумеренность.

3) Есть две поры, учил Пифагор, наиболее подходящие для размышлений: когда идёшь ко сну и когда пробуждаешься ото сна. В это время требуй от себя отчёта. Оцени, что сделано и что предстоит сделать.

4) Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

5) Сыщи себе верного друга: имея его, ты сможешь обойтись без богов.

6) Помните, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда изображает изящную душу

7) Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.

«Золотые стихи» переписывались и дополнялись на протяжении тысячелетней истории. Сегодня абсолютно невозможно определить, какие заповеди принадлежат самому Пифагору. Это общечеловеческие ценности, которые актуальны, пока жив человек. «Золотые стихи» пользовались популярностью в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения. В XVIII - XIX вв. они были популярны и в России.

ПИФАГОР И ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ([20], стр. 10)

По дошедшим до нашего времени произведениям древнегреческих поэтов, философов и историков можно узнать, что возникновение древних олимпийских игр связано с именем мифического греческого героя Геракла. Мифы и легенды рассказывают, что греческий царь Авгий приказал Гераклу за один день вычистить царские конюшни, которые не убирались целый год. Геракл в срок справился с заданием. Он изменил русло двух рядом протекавших рек, направив их течение через конюшни. Узнав, что Геракл таким образом справился с приказом, Авгий отказался выполнить своё обещание отдать Гераклу часть своих лошадей. Разгневанный несправедливостью царя Геракл убил его. Однако чтобы люди всегда помнили о справедливости и выполняли данные обещания, Геракл устроил большие состязания. Он посвятил их древнегреческому богу Зевсу, который, как считали греки, обитал на горе Олимп.

Но на этом история Олимпийских игр не заканчивается. Одна из более поздних легенд гласит, что спустя многие сотни лет правитель греческого государства Элида царь Ифит обратился к оракулу (предсказателю) с вопросом, как укрепить дружеские связи и прекратить войны между греческими городами. Оракул посоветовал Ифиту провести спортивные состязания, как это сделал в своё время Геракл. Данный совет оракула был принят Ифитом, и он вместе с царём Спарты Ликургом предложил народам Греции провести Олимпийские игры. Враждовавшие между собой греческие города приняли это предложении, заключили в 884 г до н.э. соглашение и подписали договор о регулярном проведении в Олимпии (Элида) общегреческих спортивных праздников дружбы. Этот договор был высечен на большом металлическом диске, и его текст дошёл до нашего времени. Согласно договору на время подготовки и проведения Олимпийских игр, которое определялось в три месяца, объявлялось священное перемирие. В случае нарушения священного перемирия экихирии (нарушители) объявлялись богоотступниками, подвергались крупным денежным штрафам и не допускались к участию в Олимпийских играх.

Сведений о первых Олимпийских играх не сохранилось. Наиболее ранние достоверные данные относятся к 776 г до н.э., когда была введена нумерация Олимпиад (четырёхлетних периодов между двумя следовавшими друг за другом Олимпийскими играми). В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорождённые греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это право. Не участвовали в соревнованиях и женщины. Атлеты выступали на Играх как посланцы определённых государств, и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял. Руководили Играми элладоники (судьи), избиравшиеся из числа граждан Элиды за год до начала Игр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.