Игра должна разрабатываться таким образом, чтобы к участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний.
Чтобы играть, нужно знать - вот первое требование, которое придает игре познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов и ситуаций.
Правила игр, игровые ситуации должны быть действенными, т.е. такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игры должны составляться с учетом интересов и знаний учащихся данного возраста. Так, для младших школьников можно составлять игры с включением ролей, сюжетов, привлекающих учеников. Кроме того, полезно включать элементы соревнований.
Правила и организация игр должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т.е. с учетом различных групп (слабых и сильных, активных и пассивных и т.д.). Они по возможности должны быть такими, чтобы для каждой категории учеников были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворенности, успеха.
Игры должны быть разнообразными и разрабатываться с учетом особенностей предмета и его материала. Все многообразие игр должно составлять продуманную систему. Это может повысить эффективность внеклассной работы, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.
ГЛАВА I
§ 1. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
1-Й ДЕНЬ: Регистрация спортсменов, открытие Олимпиады, зажжение олимпийского огня, знакомство с планом проведения Олимпиады
2-Й ДЕНЬ: Кросс (5 - 8 классы).
Троеборье (9 - 11 классы) - логические задачи.
3-Й ДЕНЬ: Тяжелая атлетика (5 - 6 классы).
Эстафеты (7 - 8 классы).
Троеборье (9 - 11 классы) - софизмы.
4-Й ДЕНЬ: Стрельба (7 - 8 классы).
Эстафеты (5 - 6 классы).
Троеборье (9 - 11 классы) - комбинаторные задачи.
5-Й ДЕНЬ: Боулинг (6 - 8 классы).
Барьеры (5 класс).
Итоги троеборья (9 - 11 классы).
6-Й ДЕНЬ: Награждение олимпийских чемпионов, закрытие Олимпиады.
§2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. За неделю до начала проведения математической Олимпиады вывесить объявление о её проведении, указав при этом сколько «спортсменов» и из каких классов могут принять участие в этом мероприятии. Остальные, не задействованные в игре учащиеся, могут принять активное участие в подготовке и проведении олимпийских игр. В приведенной ниже разработке необходимо выбрать на роль спортсменов в том или ином виде математических соревнований:
· Кросс - до 40 учеников из 5 - 8 классов (лучше желающие) - индивидуальная игра.
· Троеборье - все желающие из 9 - 11 классов - индивидуальный характер.
· Тяжелая атлетика - 7 человек из 5 - 6 классов - индивидуальный характер.
· Эстафеты-1 - 15 человек из 7 класса и 15 человек из 8 класса - командная игра.
· Стрельба - 12 человек из 7 класса и 12 человек из 8 класса - командная игра.
· Эстафеты-2 - 15 человек из 5 класса и 15 человек из 6 класса - командная игра.
· Боулинг - 6 человек из 6 класса, 6 человек из 7 и 6 человек из 8 - командная игра.
· Барьеры - все желающие из 5-го класса - индивидуальный характер.
2. Приготовить для награждения комплекты медалей (золотая, серебряная и бронзовая) :
· · Кросс - 1 комплект.
· Троеборье - 1 комплект.
· Тяжелая атлетика - 1 комплект.
· Эстафеты-1 - 10 комплектов.
· Стрельба - 8 комплектов.
· Эстафеты-2 - 10 комплектов.
· Боулинг - 6 комплектов.
· Барьеры - 1 комплект.
3. Приготовить дипломы 1, 2 и 3 степеней. Например, можно воспользоваться таким образцом:
4. Необходимо подобрать помощников для проведения игр.
5. Приготовить заранее необходимое для каждого дня соревнований оборудование.
ГЛАВА II
§1. ОТКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ
Оборудование: два плаката с таблицами к 1-му конкурсу; два конверта с карточками ко 2-му конкурсу; круг с секторами для математической стрельбы; два плаката с двузначными числами для 5-го конкурса; вырезанные рыбки с прикреплёнными к ним шарадами для 6-го конкурса; 8 ключей; два зашифрованных слова; олимпийский огонь (нарисованный на плакате).
Двум командам предлагается посоревноваться друг с другом за право зажечь олимпийский огонь. Для этого команды должны пройти ряд испытаний, в которых необходимо показать свои знания по математике. За каждый успешно пройденный этап команда получает ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово. Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, нам нужно познакомиться с нашими командами, которые еще пока не набраны. Для этого требуются по два желающих от каждого класса от 5-го до 11-го. Итак, в каждой команде у нас получилось по 7 человек.
1. 1-й этап: математическая эстафета. Для каждой команды приготовлен свой плакат. Кто-то один указывает все числа от 1 до 25. Кто быстрее справиться, тот зарабатывает ключ при этом испытании.
6
20
3
12
9
25
2
13
22
15
1
21
11
14
18
24
5
8
23
17
19
10
4
7
16
2. 2-й этап: лабиринт. Каждой команде надо как можно быстрее составить высказывание на математическую тему. Кто первый составит, дает знать об этом жюри.
Карточки: ЦА, НАУ, А, ЕМ, К, А, МАТ, -, АТИК, РИЦ.
(высказывание: Математика - царица наук.)
Команде-победителю вручается ключ.
3. 3-й этап: в гостях у Пифагора.
Ведущий: Пифагор Самосский - великий греческий учёный. Его имя знакомо каждому школьнику. Про жизнь Пифагора известно очень мало, с его именем связано большое число легенд. Пифагор - один из самых известных учёных, но и самая загадочная личность, человек-символ, философ и пророк. Он был властителем дум и проповедником созданной им религии. Его обожествляли и ненавидели.… Так кто же ты, Пифагор?
Учащиеся сообщают о жизни и деятельности Пифагора (см. Приложение 1).
После этого проводится мини-викторина «Пифагор» для команд и для зрителей (см. Приложение 2). Ключ вручается той команде, которая была самой внимательной и ответила на большее количество вопросов.
5. 4-й этап: в тире. Нужно метнуть дротик, попасть в один из секторов и получить задачу (круг с секторами можно использовать тот же, что приготовлен для математической стрельбы). Время на решение задач - 5 минут. Ключ получит та команда, которая правильно решит задачу.
Задачи для команд ([5], стр.20):
· Однажды на привале после удачной охоты ирландский ученый Алкуин в шутку предложил Карлу Великому задачу. Ответ короля показал, что он был не только искусный охотник, но и знал толк в арифметике. «За сколько прыжков гончая догонит зайца, если первоначально их разделяет 150 футов; заяц с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком приближается к нему на 9 футов?» (75)
· Пять братьев делили наследство - три дома. Чтобы все получили поровну в денежном выражении, братья поступили так: три старших брата взяли себе по дому, а младшим они заплатили деньги. Каждый из трех братьев заплатил 800р. Много ли стоил один дом? (200 р.)
· Летела стая гусей, а навстречу им летит еще один гусь и говорит:
- Здравствуйте, сто гусей!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28