Рефераты. Маркетинг услуг

Маркетинг услуг

1.1. Формирование рынка услуг

Объективной закономерностью современного развития мировой ци-вилизации является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере.

Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господство-вавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала внимание на преимущественно материально-веще-ственных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественно-го развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматрива-лось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных сис-тем, активно развивавшихся в экономическом отношении. Однако на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утра-чивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый эконо-мический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные ма-териальные потребности значительной части населения, создать бла-гоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.

Современная наука формирует новый подход к проблемам управ-ления. Ставя во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ори-ентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономиче-ских, социальных и экологических аспектов.

Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комп-лекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных обще-ственных процессов, он отражает всю совокупность социально-эко-номических проблем, их динамику и перспективы.

Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».

Непроизводственная сфера на современном этапе развивает-ся более высокими темпами, нежели производственная. Например, в странах Западной Европы в ней задействовано более 66 % от общего числа занятых, в США -- 73 %, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходится 80-90 % [2]. Разграничение материального производства и непроизводственной сферы исходит из диалектики материального и идеального, имеющей решающее значение для понимания единства и многообразия обще-ственной жизни, развивающейся в относительно самостоятельных, но неразрывно связанных сферах общественного производства.

Сфера, выходящая за рамки собственно материального производ-ства, уже несколько десятков лет привлекает внимание ведущих за-рубежных и отечественных исследователей-философов, экономис-тов, социологов.

Особенно интересны работы, опубликованные за период с конца 70-х гг., ознаменовавшие собой переход к новой фазе общественных представлений, сочетающей познание глубинных, философских ос-нов проблемы с прикладными исследованиями [2,10, 12].

Получены результаты в изучении характера труда в непроизвод-ственной сфере и социально-экономических форм его существова-ния, предприняты попытки социально-философской и социально-эко-номической оценки разнокачественных результатов материального и духовного труда.

Вместе с тем обнаруживается ряд методологических трудностей, проявляющихся, в первую очередь, в множественности терминов, употребляемых для обозначения одной и той же социально-экономи-ческой реальности: «непроизводственная сфера», «нематериальная сфера экономики», «сфера услуг», «нематериальное производство», «духовное производство».

Причины такого разнообразия кроются в стремлении искусствен-но присоединить отдельные отрасли хозяйства к той или другой сфе-ре общественного воспроизводства, в неполном раскрытии сути и закономерностей процессов, протекающих в каждой из этих сфер.

Практика статистического учета предполагает общее деление на-родного хозяйства на две части: материальное производство и непро-изводственная сфера. При этом к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизвод-ственную сферу деятельности.

В непроизводственную сферу включают:

* жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;

* транспорт и связь по обслуживанию организаций непроизвод-ственной сферы населения;

* геологию и разведку недр (за вычетом глубокого разведочного бурения на нефть и природный газ);

* здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспе-чение;

* просвещение;

* культуру и искусство;

* науку и научное обслуживание;

* финансово-кредитное и страховое обслуживание;

* управление;

* общественные организации.

В данном случае имеет место простое, формальное закрепление стихийно сложившегося у практиков условного обозначения терми-ном «непроизводственная сфера» совокупности отраслей, не входя-щих в материальное производство.

В современной социально-экономической литературе для харак-теристики непроизводственной сферы далеко не всегда использует-ся тот же перечень отраслей. В ряде случаев из него исключают гео-логию и разведку недр, а также науку и научное обслуживание, но присоединяют торговлю, снабжение и сбыт, заготовки, жилищное строительство [10]. При этом подчеркивается теоретическая право-мерность использования как инвариантов терминов «непроизвод-ственная сфера», «сфера обслуживания населения», «сфера услуг».

Наибольшей терминологической неустойчивостью обладает по-нятие сферы услуг. Традиционный подход предполагает включение в эту сферу только пассажирского транспорта, системы бытового об-служивания населения, связь (по обслуживанию нематериального производства и населения), здравоохранение, физкультуру и спорт. В ряде случаев сюда включают и систему видов социальной деятель-ности -- кредитование, страхование, управление, охрану общественного порядка, социальное обеспечение, деятельность обще-ственных организаций. Противоречия в отношении названий или присутствия в той или иной сфере отдельных отраслей и видов дея-тельности на первый взгляд не принципиальны. Однако за ними скрываются противоречия социально-экономического содержания процесса структуризации общественного воспроизводства и катего-риальная необеспеченность этого процесса.

Очевидно, что структура общественного производства не есть нечто навсегда заданное. Она представляет собой многоаспектное понятие, находящееся в постоянном развитии и сочетающее процес-сы дифференциации и интеграции. При этом для выделения непроиз-водственной сферы и материального производства могут быть ис-пользованы различные критерии. Широко известны следующие критерии:

1. Участие отраслей и видов деятельности в создании мате-риальных благ.

2. Прямое (потребляющее) воздействие на природу. Если деятельность отрасли направлена на преобразование веще-ства природы с целью его приспособления к человеческим потребно-стям, она относится к материальному производству. К непроизвод-ственной сфере относятся те виды деятельности, в которых продукт обменивается и потребляется.

3. Овеществление результатов труда.

Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к непроизводственной сфере.

Трудно сказать какой из критериев в наибольшей степени соот-ветствует принципам дифференциации хозяйственного комплекса. Они имеют различную экономическую природу, выделяют различ-ные качества деятельности и не лишены теоретической обоснован-ности. Вместе с тем в современных условиях формируется новый подход к разделению сфер общественного воспроизводства, выделя-ющий социальные аспекты. Непроизводственная сфера представля-ется при этом как сложная система, развитие которой направлено на обеспечение социальных потребностей общества.

Нетрудно заметить, что и само понятие непроизводственной сфе-ры все более приобретает «социальный оттенок». В последние годы получили распространение такие понятия, как «социальная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-культурно-бытовая сфера» и т. п. Изменение названий неформально. Оно приближает не-производственную сферу к человеку, ориентирует ее на создание условий жизнедеятельности, отвечающих современным реалиям.

Ориентируясь на социальные признаки, можно определить не-производственную (или социальную) сферу как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наибо-лее благоприятных условий жизнедеятельности.

Если рассматривать организации социальной сферы с точки зре-ния классической экономической науки, то очевидно наличие у них всех экономических параметров, присущих функционированию любых предприятий, организаций и учреждений. Отрасли непроиз-водственной сферы выполняют определенные социально-экономи-ческие функции, используют основные фонды, материальные и тру-довые ресурсы, требуют инвестиционного обеспечения и т. д., т. е. обладают свойствами, позволяющими рассматривать их как орга-низованное производство. Поэтому именно социальные критерии приобретают в данном случае определяющее значение. Непроиз-водственная сфера есть элемент, непосредственно связанный с человеком, а признаком, позволяющим выделять непроизводствен-ную сферу в единый, самостоятельный комплекс, является ее соци-альная направленность.

Целью развития непроизводственной сферы является непосред-ственное удовлетворение потребностей человека. Но и материаль-ное производство имеет своей целью удовлетворение человеческих потребностей. Однако такое удовлетворение не осуществляется не-посредственно. Оно имеет несколько ступеней и стадий, разнесен-ных во времени и пространстве. Непроизводственная же сфера функционирует в условиях совпадения производства и потребления. Ее особенность состоит в том, что она не просто часть общественно-го производства, но элемент, непосредственно формирующий соци-ально-экономические условия. Именно в непроизводственной сфе-ре, ее пропорциональности и уровне развития имеет отражение качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеуст-ройства.

Наиболее полное определение непроизводственной сферы может быть сформулировано следующим образом: непроизводственная сфера -- это сфера приложения труда, в которой в, рамках производственных отношений производятся как материальные, так и немате-риальные услуги, а также организуется обслуживание процесса по-требления с целью удовлетворения спроса населения на эти услуги.

С известной долей условности для ее обозначения можно исполь-зовать термины «сфера услуг», «социальная сфера», «сфера обслу-живания».

Социально-ориентированный подход к разделению сфер обще-ственного производства имеет свою специфику. Здесь нет жесткой связи с отраслевой структурой, так как отраслевая структура дина-мична и подвержена изменениям. В ходе ее развития постоянно воз-никают и формируются как отдельные самостоятельные отрасли, так и новые виды деятельности. Этот процесс отражает эволюция непро-изводственной сферы. Первоначально услуги включались в непо-средственный процесс материального производства, а затем по мере развития общественного разделения труда, обособились в самостоя-тельные отрасли и подотрасли экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.