3.Этап роста. Быстро растут объемы производства и продаж, товар доводится окончательно до потребительских требований, происходит корректировка рыночной маркетинговой стратегии
4.Этап зрелости. Продажи стабилизируются на определенном уровне, возрастает конкуренция. Здесь производится модернизация товаров и выпуск новых модернизаций.
5.Этап спада. Объемы продаж снижаются, товар может стать убыточным. Необходимо решить либо попытаться реанимировать товар, либо постараться выжить остаточную прибыль постепенно снимая с производства.
Мероприятия по реанимации товара: 1) создание новых модификаций; 2) значительное удешевление, с сохранением качества (за счет новых материалов); 3) повышение качества без увеличения цены; 4) увязка с потреблением других товаров; 5) поощрение и стимулирование более частого применения (конкурс, дисконтная карта); 6) привлечение новых групп потребителей.
Вопрос 27: “Качество и конкурентоспособность товара в стратегии маркетинга: уровни качества товаров в соответствии со стандартами, показатели, отражающие конкурентоспособность товара”
Качество и конкурентоспособность неразрывно связаны друг с другом, но их нельзя смешивать. Качество – показатель, характеризующий совокупность потребительских свойств товаров, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество имеет 4 уровня:
1 Соответствие стандарту, насколько товар соответствует требованиям стандартов.
2 Соответствие использованию, не только стандарту, но и эксплуатационным требованиям.
3 Соответствие фактическим требованиям рынка, соответствие требованиям покупателей о высоком качестве при низкой цене
4 Соответствие латентным (скрытым) потребностям. Товар способен удовлетворять потребности, мало осознаваемые самим потребителем.
Конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяемых его успех на рынке. Конкурентоспособность в отличие от качества понятие относительное, т.е. это преимущество товара над товарами конкурентов. Конкурентоспособность складывается из двух частей:
1 Стоимостные характеристики: цена приобретения и цена потребления (затраты, связанные с использованием товара, они могут быть больше цены товара в несколько раз)
2 Потребительские характеристики: в отличие от качества учитываются только те свойства товара, которые имеют ценность для конкретного потребителя в конкретный момент времени.
Показатели конкурентоспособности товаров делятся на 3 группы:
1 Внешние факторы (долговременные факторы: тенденции экономики и развития рынка, НТП и сдвиги в структуре потребителя; краткосрочные: колебания конъюнктуры, появление или уход конкурента, изменение моды)
2 Показатели качества (стандартизируемые показатели: назначение товара и эргономические показатели; регламентируемые показатели (устанавливаются законодательно): патентно-правовые, безопасности и экологичности)
3 Экономические показатели (единовременные: цена, транспортные расходы, налоги, затраты на монтаж и установку; текущие показатели: (эксплуатационные) расходы на ремонт, обслуживание, амортизацию, утилизацию).
Стандарт качества – это нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый общепризнанным органом или установленный предприятием самостоятельно. В стандарте для всеобщего и многократного использования закрепляются правила, общие принципы требований и методы касающиеся определенных объектов стандартизации и направленные на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области.
Существует 3 уровня стандартов: 1 Стандарт предприятия; 2 Стандарт государственный (отраслевой); 3 Стандарт международный.
Для достижения конкурентоспособности на внешнем рынке необходимо прямое применение международных стандартов серии ИСО 9000. Этот стандарт принят международной организацией по стандартизации. Главное его отличие – стандартизация не самого товара, а процесса (технологии) его производства.
Вопрос 28: “Международные стандарты качества, особенности, область применения”
Международные стандарты качества были впервые использованы в Великобритании в 1983 г. За Великобританией последовали другие Европейские страны, однако настоящий бум по использованию системы качества продукции произошел в 1987г., когда международной организацией по стандартизации была издана информация, касающаяся ИСО 9000. Сегодня данные стандарты рекомендованы как национальные более чем в 90 странах мира. Так же они утверждены и в России.
Система ИСО является не обязательной, а добровольной. Её элементы содержат данные рекомендательного характера. В России ИСО не соответствует международным меркам. В мире принята система EN – более совершенная, чем ИСО, но на Российских предприятиях она пока не применима, т.к. всё необходимо делать последовательно.
Вопрос 29: “Формирование спроса и стимулирование сбыта. Задачи и методы формирования спроса”
Маркетинг изучает не только требования потребителя к товару, но и систему ФОССТИС.
Задачей ФОССТИС - познакомить потребителя со свойствами товара и побудить его к совершению покупки.
Благодаря ФОС происходит узнаваемость товара, кроме того на рынке всегда существует несколько товаров способных удовлетворить одну и ту же потребность. ФОС направлено на: удовлетворение потребностей; доказательства качества товара; снижения недоверия к данному товару; защиту интересов потребителя и его гарантия.
Инструменты ФОС: реклама; прямые и персональные продажи; выставки, ярмарки; упаковка продукции; средства связи с общественностью. Система ФОС реализуется на начальном этапе продаж продукции с целью завоевания некоторой доли рынка.
СТИС – дает возможность обратиться к покупателю, который уже знаком с данной продукцией. Система работает тем интенсивнее, чем больше аналогичных товаров существует на рынке.
Средства СТИС для покупателей: скидки; надбавки; гарантии по возврату товара; премиальные продажи; конкурсы; лотереи; персональные продажи; расширенные распродажи; продажи на предприятиях изготовителях.
СТИС в отношении посредников осуществляется через льготные условия продажи или передачи оборудования с целью производства или хранения продукции. СТИС по отношению к продавцам – добиться высоких показателей сбыта, так за определенный объем продаж выплачивается вознаграждение, подарки, осуществляются меры морального стимулирования.
ФОССТИС и система связи с общественность. Эта необходимость состоит в том, чтобы создать доверительное отношение к данной фирме и сформировать положительный имидж. Реклама дает возможность пропаганды деятельности фирмы, а на политику ФОССТИС, фирмы расходуют до 50% выручки.
Вопрос 30: “Роль, значение, виды рекламы. Особенности рекламы товаров различного назначения”
Реклама в современных условиях выступает одним из средств стимулирования сбыта. Под рекламой принято понимать неличную форму представления товара, убеждающее средство о товаре или пропаганда его потребительских свойств. Основная задача рекламодателя состоит в том, чтобы довести до потребителя информацию о возможности сэкономить средства при приобретении товара с отличительными характеристиками. Существуют и другие цели рекламы: формирование знаний о данном товаре; формирование потребности в данном товаре; формирование благожелательного отношения к фирме или товару; ускорение товарооборота; стремление сделать из рядового потребителя постоянного клиента; помощь потребителю в выборе товаров или услуг.
Информативная - рассказ о новинке или новых применениях существующего товара; информирование рынка об изменении цены; объяснение принципов действия товаров; описание оказываемых услуг; исправление неправильных представлений или рассеяние опасений потребителя; формирование образа фирмы. Преобладает, в основном, на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса.
Увещевательная формирование предпочтения к марке; поощрение к переключению на вашу марку; изменение восприятия потребителем свойств товара; убеждение потребителя совершить покупку не откладывая; убеждение потребителя в необходимости принять коммивояжера. Приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса.
Напоминающая напоминание потребителям о том, что товар может потребоваться им в ближайшем будущем; напоминание потребителям о том, где можно купить товар; удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья; поддержание осведомленности о товаре. Чрезвычайно важна на этапе зрелости, чтобы заставить потребителя вспоминать о товаре. Сродни ей так называемая подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбора.
Вопрос 31: “Маркетинговые исследования товарного рынка: оценка конъюнктуры рынка, определение емкости рынка и рыночной доли организации”
Конъюнктура рынка – экономическая ситуация на рынке в данный определенный период времени, которая характеризуется уровнем цен, спроса и предложения и другими экономическими характеристиками.
При анализе типа рынка выявляется, какой это рынок – продавца или покупателя. Определяется степень монополизованости рынка. При оценке сбалансированности рынка исследуют: поведение цен; тенденции продаж товаров или услуг; скорость движения товаров. При высокой КР на рынке складываются благоприятные условия облегчающие сбыт товара. При неблагоприятной КР – предложение отстает от спроса, возможны излишние товарные запасы, снижается деловая активность. При оценке существующего положения на рынке сбыта, проводят анализ изменения объема продаж, цен и товарных запасов. Самый распространенный метод построение динамических рядов. Они не только определяют направление развития рынка, но и прослеживают изменение параметров, цифровых характеристик.
Сводный обзор – документ в котором собраны обобщающие показатели рынка и прослеживается конъюнктура. Тематический обзор – документ со специфической информацией, по конкретной рыночной ситуации. Оперативная конъюнктурная информация – информация по отдельным товарам и их продвижению на рынке.
Емкость рынка – это то количество физических товаров или услуг, которое может вместить в себя рынок. Привязана к определенному месту, населению, ценам, товарам и так далее. (Ер=Н*Q, H – норма потребления, Q – количество потребителей).
Доля рынка определяется в % отношении и является основанием для предприятия, для определения конкурентоспособности и уровня конкуренции. При определении рыночной доли рассчитывают отношение реализованной продукции конкретным продавцам к общему объему реализации.
Вопрос 32: “Модель поведения покупателя на потребительском рынке”
Потребительский рынок – это отдельные личности и домашние хозяйства, которые пользуются услугами и товарами для личного потребления. Понимание потребителя является главным моментом маркетинга. Основная задача специалиста по маркетингу состоит в выявлении субъектов, принимающих решения о приобретении товаров, блага, приобретаемые на рынке, критерии покупки, место покупки и время покупки. При этом необходимо учитывать те роли, которые играют члены организации в принятии решения о покупке: инициатор - лицо, определяющее необходимость или желание приобрести товар или услугу; влияющее лицо - лицо, которое сознательно или подсознательно, словами или действиями, влияет на решение покупки и использование товара или услуги; пользователь - лицо, непосредственно использующее, потребляющее приобретенный товар или услугу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26