Рефераты. Понятие и сущность менеджмента

К характеристике УР относится: научная обоснованность; непротиворечивость; своевременность; адаптивность; реальность.

Типичные решения для функций в процессе управления:

1 Планирование (выбор миссии; выработка предложений; определение целей; выбор стратегии; формирование мероприятий);

2 Организация (адаптация орг.структуры под новые цели и задачи; рациональное распределение задач, обязанностей и прав; кадровые решения);

3 Мотивация (разработка системы оплаты труда; выбор методов соц.стимулирования; создание благоприятного климата);

4 Контроль (создание системы контроля; выбор метода анализа).

Вопрос 17: “Управленческое решение: стадии, технология разработки и принятия управленческого решения”

 

Процесс принятия УР состоит из последовательных этапов и процедур и направлен на решение ситуационной проблемы.

Этапы принятия УР:

1 Подготовка к разработке УР:

а) получение достоверной, достаточной и полной информации о ситуации;

б) определение целей (критерии: конкретность, измеримость, достижимость, гибкость) – цели стабилизации (сохранение системы, обеспечение ее устойчивости, либо закрепление достигнутого уровня); цели развития (изменение системы, ее улучшение, создание дополнительных элементов); цели обновления (создание новой системы на основе существующей или в замен ее);

в) разработка оценочной системы – формирование индексов в соответствии с целями анализа, которые характеризуют состояние ситуации. В состав оценочной системы входят критерии, характеризующие объект оценки, шкалы, с использованием которых оценивается объект;

г) анализ ситуации – комплексное изучение ситуации с помощью различных аналитических, экономико-математических, имитационных и др. методов;

д) диагностика ситуации – на основании анализа определяется наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий;

е) разработка прогноза развития ситуации.

2 Разработка УР:

а) генерирование альтернативных вариантов решений;

б) отбор основных вариантов (прошлый опыт, проведение эксперта, исследование и анализ);

в) разработка сценариев развития ситуации (метод мозговой атаки более распространен);

г) экспертная оценка основных вариантов управляющего воздействия.

3 Принятие и реализация решения:

а) коллективная экспертная оценка (создание экспертной группы из компетентных специалистов);

б) принятие решения ЛПР – с учетом всей информации ЛПР принимает решение;

в) разработка плана действий – распределение полномочий и ответственности;

г) контроль реализации плана – корректировка при необходимости;

д) анализ результатов развития ситуации после управляющих воздействий.


Вопрос 20 : “Понятие лидерства. Лидер и менеджер”

 

Основой лидерства является специфический тип управления, возникший в древности на основе отношений «хозяин – раб» и «лидер – последователь». При этом лидер занимает в группе центральную позицию и концентрирует авторитарную власть, которая доминирует над последователями. Типы отношений управления:

1 Неэффективное лидерство построено на отношениях типа «хозяин – раб», когда власть лидера практически абсолютна.

2 Авторитарное управление основано на традиционных отношениях «начальник – подчиненный», когда власть лидера поддерживается всеми нормативными документами административной системы.

3 Эффективное лидерство построено на новом типе отношений «лидер – последователь», когда лидер получает власть от последователей, признающих его ценность и важность для их совместной работы в группе.

4 Демократическое управление основывается на типе отношений «выборный руководитель – подчиненный», когда в коллективе высокий уровень самоуправления и группа сама избирает лидера.

Чем отличаются лидер и менеджер?

Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит на фактической информации, нормативных документах, традициях организации и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего, помогая им адаптироваться к новому и пройти этап изменений. Отличия менеджера от лидера показано в таблице 1.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы.

В современных условиях рыночной экономики профессия менеджера однозначно требует сочетания не только знаний и умений в области управления и принятия решений, но и проявление лидерских качеств, которые позволят принять правильное решение в порой непредвиденных ситуациях.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.


Вопрос 21: “Природа и причины конфликта. Типы конфликтов. Управление конфликтом”

 

Конфликт - отсутствие согласия между 2 или более сторонами (лицами/группами). Его чаще всего ассоциируют с агрессией, угрозами, спорами. Бытует мнение, что Конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Современная точка зрения заключается в том, что Конфликт даже могут быть и желательны. Во многих ситуациях Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия реш более эффективным. Существует 4 основных типа Конфликт: внутриличностный конфликт (он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы), межличностный конфликт (Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю), конфликт между личностью и группой (Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать , чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт) и межгрупповой конфликт (Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты). У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации. К - последствиям Конфликт относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве К может иметь + последствия. Н-р, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем. Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Структ методы разъяснения К - это разъяснение требований к работе (разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения, полномочия, ответственность), использование координационных и интеграционных механизмов(установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, К. можно избежать, обратившись к их общему начальнику. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы. Н-р, назрел К. между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж.), установление общеорганизационных комплексных целей (Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели.) и использование системы вознаграждений (Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе.). Имеется 5 стилей разрешения К.Уклонение представляет уход от конфликта.Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться.Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.


Вопрос 22: “Маркетинг в рыночной экономике: понятие и типы маркетинга, его место в рыночной экономике”

 

Маркетинг – система взглядов, функцию координации деятельности субъекта на рынке сбыта, а также философию бизнеса.

Роль маркетинга в рыночной экономике заключается в приведении в соответствие производство со спросом. Кроме того, эффективный маркетинг способствует: повышению предпринимательской активности на рынке сбыта; позволяет увязывать цели с ресурсами, а ресурсы с запросами потребителей; позволяет осуществлять внешнеторговые связи с рядом стран.

Типы маркетинга:

1 Маркетинг, ориентированный на продукт – применяется, когда деятельность маркетологов предприятия направлена на выпуск новых товаров, усовершенствование старых или использование и тех и других на рынке.

2 Маркетинг, ориентированный на потребителя – используется в случае, если деятельность фирмы направлена на удовлетворение нужд и потребностей, т.е. поиск рыночной ниши.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.