Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.
Вопрос 86: “Цели экономической политики и инструменты воздействия государства на социально-экономические процессы”
Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, целевых государственных программах, государственных законах, параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся в условиях государственного кредитования, ставках государственного налогового обложения и предоставляемых льготах, государственном воздействии на импорт и экспорт в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлено прежде всего нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики в следствие допущенных ошибок в ее формировании, изменение позиций правительства либо сменой его состава.
Вопрос 87: “Характеристика факторов и показателей экономического роста”
Эконом рост отраж процесс поступат движ-я эконом жизни, прогрессивных тенденций в развитии производит сил и производств отношений. Он связан с расходом природной, экономич, и обществен ресурсов и поэтому явл итогом динамич сбалансир потребностей и возможн об-ва. Экономич рост это абсолютное или относит увеличение макроэкономич показат за определен период. Их объем и структура обеспечив воспроиз-во основных факторов саморазвит. На этой основе происх повышение реальных доходов личного потребления и улучшения качества жизни. Такой рост представл собой «+» динамику экономич развития и наоборот спад хар-ся «- « динамикой развит эк-ки. Н/п и динамичность развития экономич роста, это фундаментальная цель соц эк. Полит современных госуд.
Выдел 2 типа экономич развития: экстенсивный – представл эк рост достигнутый путем наращив массы факторовпроиз-ва, т е за счет роста применяемых ресурсов, при измененной базе технич произ-ва. Интенсивный – когда эконом рост базир-ся на применение совершенных факторов произ-ва, а также напряжен исп-я имеющегося потенциала и др ресурсов. Факторы интенсивного пролиз-ва – это внедрение техники и технологии. Экстенсивный и интенсивный тип взаимодействует и существуют. Получает распространение инновационный тип произ-ва, он заним-ся производством новой продукции с использ фактора инновации, исп-ем новой техники.
Инновационный тип – обеспечивает эффективный экономический рост. Главный источник увеличения национального богатства. Эффективный экономич рост опирается на науку и технологические инновации, рачительное исп-е ресурсов, с учетом будущих потребностей, в согласовании интересов хоз. субъектов, сбалансированность и возможность социального развития. При эффективном росте создается благоприятная среда для работников и их семей. Обеспечивается повышение з/п, улучшение условий труда и жизни.
Показатели эконом роста. Для оц-ки динамики эк развития стран с использ показат которые отраж произ-во и потребление совокупного продукта созданного хозяйствующими субъектами имеющ отнош-я к данной стране. Различают 2 типа хозяйствов субъектов резиденты и нерезиденты. Экономич резидентом счит-ся хоз единица независимо от национальной принадлежности и гражданства, которые своими эк интересами связаны с экономикой данной страны и нах-ся на ее территории не менее года.
Нерезидентом счит-ся те хоз ед, которые нах-ся на территории иностр гос-ва даже если они явл филиалами институциональных единиц данной страны.
Вопрос 88: “Развитие малого и среднего бизнеса, как инструмента антимонопольной политики государства”
Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Основные задачи антимонопольного законодательства: а) обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике; б) снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов; в) определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции; г) защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса; д) создание условий для развития национального хозяйства.
К субъектам малого предпринимательства (малого бизнеса) относятся коммерческие организации с образованием юридического лица, физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица, и фермерские (крестьянские) хозяйства.
Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в сфере государственной поддержки малого бизнеса. К ведению Российской Федерации законодательством отнесены определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними, разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета: установление для субъектов малого предпринимательства льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой бизнеса, на своей территории с учетом местных особенностей и условий социально-экономического развития? в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Наряду с поддержкой предпринимательства государственной службой в целом в настоящее время сформирован специальный организационный механизм поддержки всех типов предпринимательства. На федеральном уровне был создан Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, который является государственной неполитической организацией и не ставит основной целью извлечение прибыли.
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: • мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах; • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; • развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; • мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры; • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда; • развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; • с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране. По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства",
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26