Рефераты. Томас Пабло Паскеро - Гомеопатия

И все же, несмотря на широчайшее использование антибиотиков, кортикостероидов и психотропных средств, клинический подход, подразумеваю­щий лечение личности пациента, а не болезни как абстрактного понятия, оторванного от пациента, добился некоторых успехов.

Ганеман был не единственным, кто ратовал за изучение болезни как целого с учетом всей симптоматической картины и анамнеза жизни пациента. Так по­ступали и многие другие, от самого Галена, создателя аналитической медици­ны, до Клода Бернара, лидера экспериментальной медицины, который утверж­дал, что «органическая физиология может быть выражена в терминах физики и химии, но организм в целом действует как живой объект и, без сомнения, под­чиняется законам, которые стоят выше физиологии и органов».

Настоящая болезнь развивается задолго до симптомов и их органического выражения. Это болезнъ реr sе, динамический корень болезненной предрас­положенности, тот жизненный субстрат, который, будучи пока еще лишен­ным физических симптомов, выражает себя через индивидуальный способ жизни пациента и бессознательно определяет силу или смелость, с которой пациент борется в процессе адаптации.

Предполагаемое деление на физиологию и психику осталось в прошлом. Психиатрия, психология и психоанализ уже согласны с эволюционной идеей о том, что поведение нервных клеток, или нейронов, не отличается по своей природе от биологического поведения любых других специализированных клеток организма. Все клетки организма совместно реагируют на болезненные стимулы, снижая общую восприимчивость пациента к болез­ням, из чего можно сделать вывод, что всё биологическое одновременно является психическим и всё психическое - биологическим.

Русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936), открывший условный рефлекс, объяснил, каким образом влияют на психику факторы окружающей среды, а также как отражаются процессы, происходящие в нервной системе на биологи­ческом, физиологическом и психологическом уровнях. Он писал:

«Как эмпирический психолог, я всегда наблюдал и наблюдаю за собой и за другими в той степени, в которой это возможно.

Древнее изречение nosce te ipsum - познай самого себя - означает познай себя через отношения с окружающими. Я сознательно против любой тео­рии, цель которой объединить все феномены, составляющие нашу субъек­тивность. Но я не могу отказаться от анализа нашей субъективности, также как от попыток понять ее определенные пункты, преимущественно через самого себя».

Это тем более важно, что написано человеком, которого я считаю самым блестящим представителем чистой научной мысли, с помощью анализа и индукции объяснившего поведение людей и животных на основе событий биосоциального окружения, в котором они развивались. Павлов понимал необходимость субъективного самоконтроля врача и его способности сопе­реживания субъективности пациента. Я считаю павловский образ homo reflexologicus одним из самых полезных и плодотворных научных исследова­ний человеческой субъективности и природы заболевания.

Другими известными исследователями, видевшими определяющий фактор болезни в личности пациента, были Шелдон, Юнг и Кречмер. Кречмер (1888— 1964), например, связывал определенные заболевания со специфическими ти­пами личности. Он обнаружил, что низкорослые, полные люди с широким ту­ловищем и плечами склонны к сосудистым и маниакально-депрессивным со­стояниям, тогда как высокие и худые астеники предрасположены к шизоидным состояниям и туберкулезу. Эти категории Кречмера - соединяющие психику и строение тела пациента с тенденцией к определенным заболеваниям — были неоднократно подтверждены клинической практикой. И хотя они не поддают­ся лечению обычными препаратами, но успешно вылечиваются конституцио­нальными гомеопатическими средствами, такими, как Calcarea carbonica, Lycopodium, Natrum muriaticum, Phosphorus и др.

Позитивистская традиция, которой следовал Клод Бернар и которая пре­обладает в сегодняшних научных исследованиях, отдалила современную ме­дицину от античного философического искусства врачевания, которым за­нимались в лечебных храмах Асклепия. На заре развития религии и филосо­фии Гиппократ учил, что человеческая личность структурирована в соответ­ствии с духовным и социальным окружением, в котором она существует. Именно тогда был впервые установлен закон подобия, который является след­ствием холистического понимания места болезни в человеческом существе, а следовательно, и интуитивно правильно понятого принципа единства, уп­равляющего настоящей динамической причиной индивидуального физи­ческого и психического поведения.

Ганеман подхватил нить этих исследований и идентифицировал динами­ческий субстрат, или болезненную предрасположенность, предложив свою теорию миазмов и псоры как истинной динамической подоплеки болезни. На уровне науки своего времени он описал заболевание или состояние, кото­рое мы сегодня называем аллергией или сверхвозбудимостью, вызванной иммунной системой, когда она сталкивается с подавлением выведения из организма продуктов катаболизма, которое, в свою очередь, происходит из-за нарушения тока жизненной энергии.

Псора развивается тогда, когда vis medicatrix, или закон спонтанного ис­целения, оказывается нарушенным в связи с прежними подавлениями выс­вобождения продуктов катаболизма, которое Ганеман описал как кожную сыпь и которое явно соответствует аллергическому раздражению, оставше­муся в человеческом существе вследствие первичного подавления инстинк­тов. Внезапные острые или судорожные реакции, выходящие на поверхность в виде эпизодических высыпаний, являются центробежным выходом болез­ненной энергии в связи с ненормальной стимуляцией организма.

Псора, сифилис и сикоз являются вибрационными нарушениями жиз­ненной энергии. В псоре, основном миазме Ганемана, стимул к нормально­му поддержанию психического и физического гомеостаза преобразуется в нестабильность и тревогу. При сифилисе наблюдается снижение реактивно­сти, которое мы можем назвать «анергией» и которое характеризуется психи­ческим и физиологическим торможением, отставанием, деструкцией и суи­цидом. Сикоз характеризуется «дисэнергией», расстройством энергетичес­кого обеспечения, приводящему к гипертрофии «эго», и беспорядочной про­лиферации тканей, что заканчивается раком.

Миазмы Ганемана являются нарушениями жизненной силы, выражаю­щихся в способе жизни, предболезненных состояниях биологического со­знания, и отражающихся на физиологии, анатомии и морфологии организма. Основной признак псоры — это то базовое, первичное подавление, вызванное самими людьми, попытавшимися выделиться из окружающей среды и таким образом потерявшими ощущение космической взаимосвязи с не­дифференцированным жизненным потоком. Этот исходный грех человече­ства приводит к состоянию тревоги, обостряя в нас чувство незащищеннос­ти, которое и составляет внутреннее ядро невроза.

Проблемы всех заболеваний базируются на ощущении незащищенности, униженности или отсутствии веры в свои способности, которое развивается из глубокого чувства одиночества, причиняющего страдания человеку с того момента, когда при рождении он с первым криком тоски отделяется от мате­ри. Первый поход в школу, подростковый возраст, взросление, менопауза, пожилой возраст и другие критические моменты процесса роста всегда воз­буждают в нас страх неизвестного. Физические заболевания — это путь, по­средством которого человеческие существа физически выражают свою жиз­ненную дилемму: отстаивать ли свою личность, основываясь на инстинктив­ном стремлении к власти, подавлении и силе, одновременно спасаясь от чувства вины, обратной стороны стремления к власти, путем возврата к рав­нодушной жизни в материнской утробе или попытаться реализовать свое трансцендентное «я» на высшем, духовном уровне своего существования.

Дилемма беззащитности и вины символически представлена в мифе о Прометее, который, пожелав украсть огонь у Зевса, был приговорен к тому, чтобы орел клевал его печень. История Прометея символически реализуется в Lycopodium, личности, которая мечется между состоянием беззащитности и защитным механизмом гордыни с одновременным нарушением функции печени. Болезнь смягчает чувство вины, вызванное страстным стремлением к власти, компенсирующим глубокое унижение собственного «я», которое, образно говоря, съедает печень.

Это конституциональное ощущение беззащитности или заниженной само­оценки, присутствующее в каждом человеческом существе, имеет псорическое происхождение. Дисгармония жизни является корнем экзистенциальной тос­ки, испытываемой индивидуумом перед необходимостью социального подав­ления его инстинктов. Однако настоящей причиной исходного чувства безза­щитности является действие сифилитического миазма на жизненную энергию (в результате которого появляется личность с ослабленным, гипофункциональным характером), который влечет за собой наследственное, органическое изна­шивание, выливаясь в клиническую картину туберкулеза. Все наши дети зара­жены туберкулезом, у них от рождения наблюдается снижение органических функций, вызываемых псорой совместно с сифилисом - так называемой структурной псевдопсорой, психологическим воплощением которой служит то же основное чувство беззащитности и унижения.

Классические детские диатезы, такие, как экссудативный, ангионевротический, лимфатический, тимолимфатический, а также воспаление суставов, гипотрофия, спазмофилия и возбудимость вагуса относятся именно к этой патологической предрасположенности — дефициту жизненной силы, в ос­нове которого лежит сифилитический миазм, поражающий каждого ребенка не в качестве инфекции, а в качестве причины нарушения его образа жизни.

Родившись с предрасположенностью к туберкулезу, ребенок развивает ком­пенсаторный тип личности. С первым проявлением сознания он старается справиться со своим органическим и психологическим недостатком путем чрезмерного самоутверждения, которое на биологическом уровне ведет к гиперактивности клеток и, в конечном счете, к онкологии.

Патологоанатомы знают, что за раком всегда стоит туберкулез или тубер­кулезный миазм. За незрелой, гипертрофированно эгоцентричной личнос­тью взрослого с ненасытной жаждой любви, удовлетворению амбиций и де­монстрации силы, скрываются неполноценность и недостаточность, харак­терные для детского возраста.

Оба заболевания, и туберкулез и рак, являются проявлениями базовых диатезов всей патологии, сифилиса и сикоза, синдромов, которые в комби­нации с псорой определяют деструктивную или пролиферативную тенден­цию клеток. Врач должен разобраться в этом глубоком биологическом суб­страте, из которого рождается инстинктивная воля к жизни, который фор­мирует характер человека или его общественное лицо, а также определяет органическую патологию.

В отношении того, что именно должно быть вылечено у каждого конкрет­ного пациента, самой важной для гомеопата является не болезнь как таковая и не причисление ее к какой-либо группе, а хронологическая последователь­ность заболеваний в истории болезни пациента. Следовательно, тенденция к заболеванию включает несколько иных факторов эмоциональной и психи­ческой природы, которые невозможно объяснить физиологическим или па­тологическим языком экспериментальной медицины.

Эти психические факторы, лежащие в основе клинической симптомологии, связаны с развитием личности и подчиняются законам целесообразно­сти, которые не принадлежат к физическим или химическим явлениям и выходят за рамки научной медицины. Таким образом, медицина превраща­ется в философское искусство понимания экзистенциальной драмы каждого отдельного пациента в широком, холистическом смысле.

Значит, основным фактором, вызывающим заболевания, является ощущение беззащитности — ощущение одиночества и незащищенности перед лицом не­благоприятных жизненных обстоятельств. Ужас, вызванный ощущением оди­ночества, заставляет человека реагировать агрессией, чтобы защитить и утвердитъ свою индивидуальность, по отношению к которой он чувствует угрозу и таким образом стимулирует инстинкт самосохранения. Чрезмерная зацикленность на самом себе лишает человека свободы и запирает в узких рамках эгоизма, погружает в тревоги и страдания возрастающего одиночества и постоянной опасности. Чем больше он за себя тревожится, тем более опасным и угрожаю­щим для собственной целостности представляется ему мир. Чем больше мы прячемся за щитом наших личных ограничений, тем более больными стано­вимся, таким образом усиливая разрушение самих себя.  Эта одержимость самим собой вырастает из страха, порожденного роди­тельской и моральной цензурой, из инстинктивного самоутверждения и самозащиты в условиях конкурирующих взаимоотношений с окружающими, начинающихся с желания победы над личностью отца. В своем сифилити­ческом выражении деструктивная тенденция называется инстинктом смерти и является стремлением к власти, которое вынуждает индивидуума коле­баться между постоянным чувством вины, вызванным агрессивными и эро­тическими импульсами, и социальными нормами общества, запрещающими проявления инстинктов. Результатом конфликта является появление противоборствующей или социальной личности, которая прикрывает инстинктивную или динамическую личность. Образно говоря, каждый инди­видуум носит защитную броню, с помощью которой он пытается примирить свои инстинкты с требованиями общества путем усмирения и подавления. Однако из-за эмоционального напряжения, необходимого для сдерживания инстинктов, человек движется в сторону органических заболеваний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.