Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Опыт организации воспитания в муниципальном учреждении дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр» г. Оренбурга также представляет интерес для нашего исследования. В Центре реализуется 27 дополнительных образовательных программ по направлениям: эколого-биологическое, естественно-научное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое. Содержание реализуемых программ дополнительного образования соответствует их направленности.

Так, содержательный аспект образовательных программ «Юный орнитолог», «Экология животных», «Экология человека», «Юный ипполог», «Юный зоолог», «Лесоводство с основами экологии» не только расширяют область экологического познания, научные представления об окружающем мире, но и формируют экологическое мышление, современное экологическое сознание, социально активную позицию к проблемам охраны природы.

Образовательные программы естественно-научной направленности представлены такими программами как: «Юные исследователи природы», «Программа экологического исследования родного края», «Эрудит», «Программа очно-заочной экологической школы» и др.

По содержанию данные программы существенно отличаются от всех образовательных программ, поскольку являются изначально исследовательскими, развивающими научно-исследовательские навыки школьников. Исследования, проводимые обучающимися в рамках данных программ, расширяют их знания о научных открытиях в области экологии. Дети изучают жизнь животных, насекомых, рыб не только в лабораторных, но и в естественных условиях.

Туристско-краеведческое направление представлено реализацией типовой программы «Туризм и краеведение» (2 года обучения). В рамках этой программы воспитанники совершают путешествия, экскурсии по городу, области. Особенностью данной программы является интеграция экологической деятельности с туристской, так как осуществление экологических экспедиций без туристских навыков невозможно.

Художественно-эстетическое направление реализуется на основе образовательных программ: «Природа и творчество», «Художественная флористика», «Вязание крючком», «Эко-театр «Петрушка», «Животный мир Оренбуржья» и др. Особенностью этих программ является то, что эстетическое освоение окружающего мира средствами декоративно-прикладного творчества осуществляется через призму формирования экологического мышления. Ребята прежде знакомятся с проявлением изучаемого объекта в природе, а затем изготавливают его из различных материалов.

Имеет значение целостность реализации образовательных программ. Все они связаны системой воспитательной работы, системой социально-ориентированных праздников. В ДЭЦ осуществляется экологический всеобуч, включающий в себя просветительскую работу по проблемам: экология городских водоемов; природа как фактор здоровья человека; экологические проекты младших школьников; определение шумовых загрязнений; памятники природы родного края; использование этнических традиций в изучении экологии.

К числу социально-ориентированных воспитательных дел, проводимых «Детским эколого-биологическим центром», относятся: ток-шоу «Мы в ответе за тех, кого приручили», акция «Спешите делать добро!», научно-практическая конференция «Первый шаг к Нобелевской премии», экологический марафон «Спешите спасти планету!», викторина «Знаешь ли ты свой край?», парад экологических театров, операция «Кормушка», «экологические» субботники.

Проектируя содержание образовательных программ с учетом специфики учреждения дополнительного образования - Детский экологический центр, педагоги акцентируют внимание на их воспитательную направленность. Таким образом, проектирование содержания воспитания предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности способствует воспитанию социальной активности детей, проявляющейся в позитивном, бережном отношении ребенка к окружающему миру, к природе.

Учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» г. Новотроицк Оренбургской области приоритетной целью воспитания деятельности в работе с детьми школьного возраста определил развитие творчества детей как основного условия профессионального самоопределения. В «Центре» 358 объединений, в них 4955 детей. Современная учебно-материальная база позволяет реализовывать дополнительные образовательные программы по следующим направлениям: художественно-эстетическое, спортивное, краеведческое, натуралистическое. Задачи воспитания социальной активности детей в «Центре» решаются на основе организации продуктивной образовательной деятельности, способствующей развитию творческих способностей детей, изучению народных традиций, воспитания уважения к своим корням, истокам национальной культуры.

Нами был изучен опыт воспитания социальной активности детей в творческом объединении «Затейник». Программа деятельности коллектива «Затейник» является составной частью программы всего «Центра» - «Развитие творческих возможностей как основа их профессионального самоопределения». В ходе реализации программы обучающиеся имеют возможность овладеть знаниями о профессиях художественного типа, требованиями, которые предъявляют к личности работающего. На занятиях дети разучивают массовые танцы и игры, игры-эстафеты, поединки, несложные бальные танцы, песни-повторялки и песни из мультфильмов и сказок, занимаются подготовкой театрализованных игровых программ, школьных праздников и конкурсов. Дети успешно усвоили программу, научились правильно, культурно общаться с залом. У многих детей повысилась творческая активность, начали развиваться организаторские способности. Систематические занятия в объединении «Затейник» помогли детям познать себя, осознать свои интересы, соотнести их со своими способностями, реализовать свои мечты о профессии актера в конкретных творческих делах: игровая программа «Давайте поиграем!», игра-путешествие для начальных классов «Здесь мои края, здесь я живу», театрализованная игровая программа «Уральские забавы». Освоение образовательного маршрута программы «Затейник» позволило учащимся определиться в выборе профессии: Наташа Т. продолжила освоение профессии актера в театральной студии при Молодежном театре (руководитель Лепаков О.Б.), Настя К. и Индира С. стали учащимися Оренбургского училища культуры.

Изучение опыта воспитания фотошколы «Самара» Самарского дворца детского и юношеского творчества выявило, что проектирование содержания воспитательной деятельности осуществляется на основе программы профессиональной подготовки специалистов фотодела. На программу фотошколы получены положительные рецензии от ИТАР-ТАСС, факультета журналистики МГУ, журнала «Эхо планеты» и от заслуженного работника культуры России профессора Л.П. Дыко. В ноябре 1998 года программа была рассмотрена на экспертном совете Министерства образования России, получила одобрение и рекомендована к изданию как примерная для фотостудий и фотошкол России. Программа предусматривает подготовку по специальности «фотограф широкого профиля», т.е. выпускник должен уметь работать во всех жанрах фотографии. Большое внимание уделяется освоению компьютерных программ с изображением. Это дает возможность выпускникам с успехом работать в любых рекламных фирмах в качестве специалиста по компьютерной графике. Такое сочетание "фотограф-специалист по компьютерной графике" представляется очень перспективным. Организация воспитания в Самарской «Фотошколе» осуществляется на основе научного положения о том, что, социализируясь, личность не только обогащается опытом, но и реализует себя, влияя на окружающих людей и их отношения. В фотошколе ребенок находит то, чем его не обеспечивают в социальном плане школа, семья и ближайшее социальное окружение. Здесь он реализует себя в новых социальных ролях. Причем, это не только роль члена творческого объединения, фотостудии, но и товарища, друга, лидера и т.п. Включение учащихся в социально ориентированную деятельность школы является процессом, в ходе которого происходит следующее:

- индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности (фотографии);

- индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

- включение в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей, эмоциональной привлекательности деятельности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе деятельности);

- рефлексия личностью процесса деятельности и собственно участия в ней с последующей коррекцией процесса в набранном направлении;

- развитие творческого потенциала, художественной, эмоциональной восприимчивости.

Изначально в учебно-тематические планы закладываются понятия добра, эстетики, умения ценить красоту, решаются вопросы композиции, гармонии, дети учатся видеть то, что другие не видят. Развиваются качества психики: наблюдательность, педантичная аккуратность (негатив нежный, требует бережного отношения к себе), усидчивость (не один день с карточкой возятся), находчивость (удачная съемка, творческий подход), быстрота реакции (миг, удачный момент). На основе реализации индивидуальной программы самопознания ребенка, выработки им маршрута собственного роста, развития творческого потенциала в Самарской фотошколе осуществляется воспитание социальной активности детей.

В учреждении дополнительного образования детей «Центр Внешкольной работы» г. Санкт-Петербурга воспитание осуществляется на основе реализации комплексной образовательной программы «Радуга творчества», позволяющая нетрадиционно обучать детей 1-7 классов музыке, изобразительной деятельности, росписи по дереву, основам дизайна, флористике, информатике на основе выявления и развития способностей детей.

Содержание программы основывается на принципах единства воспитания, обучения и развития личности, дифференциации и индивидуализации, свободы выбора, самоактуализации и самореализации ребенка, сотрудничества детей и взрослых.

В процессе реализации данной программы решается комплекс воспитательно-образовательных задач:

- развитие у воспитанников умения видеть прекрасное в обыденном;

- формирование и развитие интереса к творческой деятельности;

- выявление и развитие художественных, музыкальных и творческих способностей;

- формирование первичных умений и навыков в художественных, музыкальных и технических областях.

Одна из важнейших воспитательных задач - создание атмосферы сотрудничества и радости в процессе обучения - реализуется успешно в деятельности детского творческого объединения мастерских художественных ремесел «Петербургский дизайн». Здесь успешно реализуются образовательные программы, ориентированные на самореализацию старших подростков и психолого-педагогическую поддержку их личного роста. Решение этой задачи осуществляется благодаря сложившейся системе взаимодействия педагогических коллективов «Петербургского дизайна» и школ города.

Совместными усилиями педагогов «Петербургского дизайна» и школ района реализуется воспитательный процесс, построенный на принципах общедоступности, адаптивности к уровню подготовки и развития воспитанников, что способствует свободе выбора и профессиональному самоопределению подростков. Анализ деятельности «Петербургского дизайна» выявил, что сложные проблемы воспитания современных школьников-подростков можно решить только совместными усилиями школы, родителей и учреждений дополнительного образования.

Для нашего исследования представляет интерес опыт организации воспитания в учреждении дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр» г. Новодвинск, Архангельской области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.