Полученные данные подтверждают, что в коллективной творческой деятельности имеется значительный потенциал для воспитания социальной активности.
Деятельность детей в условиях учреждения дополнительного образования осуществляется на уровнях, отражающих степень социальной активности в разнообразных видах предметно-практической деятельности: досуговый, репродуктивный, творческий, исследовательский. В ходе формирующего эксперимента в практике воспитательной деятельности педагогов нами выявлено несколько уровней социальной активности детей по направлениям самореализации в условиях учреждения дополнительного образования: познание, творчество, досуг (Таблица 4). Использован комплекс методов: моделирование воспитательных ситуаций, наблюдение, анкетирование, интервью, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.
Уров-ни
задачи
Самореализация детей
Познание
Творчество
Досуг
-создать мотивацию выбора детского творческого объединения;
Иформированность детей об учреждении дополнительного образования, о разнообразных видах деятельности, о достижениях сверстников.
клубы по интересам
педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к новому детскому коллективу.
На основе самопознания развитие умений и навыков изготовления продукта «по образцу»
вень
Изменить мотивацию на содержательную, внутреннюю: формирование потребностей в приобретении знаний.
Умение получать знания самостоятельно; развитие познавательных, эвристических способностей.
Участие в коллективной творческой деятельности, поиск средств для выполнения дел, поручений
Активное участие в коллективных творческих делах
уро-вень
создать условия для реализации творческого потенциала.
творческое мышление.
Потребность сделать свое, реализация творческого потенциала ребенка вне кружка (объединения).
Творческий коллектив: общественные цели с дальнейшей перспективой; подготовленность, организационное единство.
Таблица 5
Формирование качеств личности детей в предметно-практических видах деятельности в учреждении дополнительного образования
Направленность
качеств личности
Качества личности
Виды деятельности, способствующие формированию данных качеств
Общественно-значимые качества
доброта, человечность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность, достоинство, вежливость, отзывчивость
Трудовые десанты, ярмарки,
фестивали, концерты, дискуссии, встречи с интересными людьми,
военно-спортивные игры.
Личностные
качества
точность, аккуратность, наблюдательность, чистоплотность, внимательность, находчи-вость, настойчивость, терпеливость, самостоятельность
декоративное прикладное творчество, изодеятельность,
вокально-хоровое пение,
театральное искусство,
досуговые развлечения,
занятия спортивными видами деятельности,
швейное мастерство.
Коммуникативные качества
общительность, чуткость
эмпатия, эмоциональность
внимательность, открытость
доверительность, доброжелательность
терпимость, верность, преданность
коллективные творческие дела, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги,
туристические походы,
экскурсии,
акции «Береги природу»,
«Братья - наши меньшие»
«Никто не забыт, ничто не забыто», «Милосердие»
Классифицируя виды деятельности детских объединений, мы вычленили триединство: образование (познание) - творчество - досуг как объективный базис положительной динамики опыта самореализации личности.
Стремление к воспитанию социально активной личности обусловило появление форм воспитания, существенно отличающихся от школьных: Детская школа искусств, Малая академия наук, клубы общения детей по месту жительства.
В ходе ОЭР нами была разработана структура процесса воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей, отражающая цель, основные направления воспитания, содержание средств воспитания, формы воспитания, социально-педагогические условия активизации процесса воспитания и критерии социально активной личности (Рис.1).
Задачи, конкретизирующие цель воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования, требовали на основе духовно-нравственных качеств формировать жизненные позиции детей в ролях гражданин, семьянин, труженик, учащийся, лидер.
Результатом реализации программы воспитания является социальная активность детей, осуществляющих в условиях дополнительного образования самопознание, саморазвитие, самореализацию.
В результате учебные занятия в кружках, студиях, объединениях, направленные на освоение ребенком социального опыта, способствуют не только формированию познавательной и исполнительской деятельности, но и формированию творческой деятельности, позволяющей осознанно определять проблемы и решать их, творчески подходя к любой деятельности. Расширение знаний и информированности школьников сосредоточено на развитие способностей самоопределяться в жизненной ситуации, изменяя ее в лучшую сторону, реализуя себя, осуществляя свои возможности.
Досуговая деятельность - еще одно традиционное звено воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. Содержание этого вида внеучебной деятельности рассматривалось нами как целостная совокупность многообразия занятий, составляющих: потребление духовных ценностей, социально-значимую деятельность и активный отдых. В ЦЭВД использовались все эти группы занятий, на основе интеграции деятельностей: сделай, посмотри, послушай.
Рис. 1. Структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
Творчество - компонент внеучебной деятельности, отражающий оригинальность продуктивной созидательности, уникальных индивидов, участников внешкольных объединений, главным мотивом и результатом которого является их самореализация. Придерживаясь точки зрения Роджерса о творчестве как необходимом условии адаптации к новому миру, в силу того, что человек не должен быть конформистом со стереотипным мышлением, педагоги создавали условия для творчества и самореализации школьников, организуя систематическую демонстрацию этих продуктов и результатов деятельности.
Организационно-педагогическое обеспечение было направлено на решение ряда задач, среди которых:
- создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала каждого школьника средствами внеучебной деятельности;
- расширение диапазона общих и профессионально ориентирующих знаний школьников;
- приобщение школьников к мировой и отечественной культуре,
- формирование положительной мотивации профессионального самоопределения;
- обогащение опыта школьников в доступной практико ориентированной деятельности;
- стимулирование потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующих профессиональному самоопределению.
В соответствии с поставленными задачами процесс конструирования и обновления внеучебной деятельности ЦЭВД нами строился с учетом принципиально-значимых идей, выступающих как смыслообразующее руководство для педагогов дополнительного образования: целенаправленности, субъектности, конкретности и импровизированности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22