Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Авторы Концепции утверждают, что одной из важнейших функций дополнительного образования в современных условиях является социальное и личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Большую ценность представляет методологическое обоснование Концепции, в которой основой построения дополнительного образования детей в современных условиях выдвигается идея его рассмотрения как образовательного пространства (формы его бытия) и времени последовательной смены состояний развития личности, ее самоопределения и самореализации, поскольку изменение социальной роли знаний требует перехода к личностно-ориентированному образованию, обеспечивающему соответствие дифференцированных образовательных потребностей личности дифференцированным образовательным услугам на основе расширения пространства образования.

Таким образом, анализируя процесс становления дополнительного образования в России, мы обратили внимание на следующие его особенности:

- становление дополнительного образования в России явилось результатом естественной потребности в образовании народных масс и активной позиции передовой российской интеллигенции. Учреждения, создаваемые в России для детей на протяжении своего существования претерпевали существенные изменения по целям, задачам, принципам, функциям, формам работы, направлениям деятельности;

- современное дополнительное образование детей в качестве системы характеризуется созданием условий (педагогических) для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение, военно-патриотическое, социально-педагогическое, естественно-научное, эколого-биологическое, культурологическое;

- система дополнительного образования сегодня характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.

Факторами развития дополнительного образования на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программно-методическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; научно-педагогическое творчество; повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования; совершенствование управления дополнительным образованием.

Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты: ребенок как субъект образования, педагог дополнительного образования, дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ, семья, органы управления дополнительным образованием.

Время, политическая конъюнктура оказывали различные влияния на внешкольные учреждения, отличая их на различных этапах, но в центре внимания внешкольных учреждений, а затем учреждений дополнительного образования, был ребенок. Отношение к ребенку определялось отношением и пониманием государством своей позиции в воспитании подрастающего поколения. Определяющей и ведущей функцией в процессе становления дополнительного образования все более и более становилась функция воспитания.

Как показало исследование данного вопроса, в России отмечается тенденция постепенного перехода от компенсации внешкольными учреждениями отсутствия общего образования у детей к превращению внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а самого дополнительного образования в важный компонент общего образования. Дополнительное образование выполняет особую роль в создании педагогической практикой новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к базовому, поскольку оно является самостоятельным и самоценным видом образования.

Наше исследование позволяет утверждать, что дополнительное образование детей способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране, активно воздействовать на окружающий ребенка социум, что находит отражение в содержании дополнительного образования. Сравнение содержания базового и дополнительного образования позволило нам сделать вывод, что дополнительное образование - это часть общего и поэтому то, что не включено в стандарт базового образования, является дополнительным. Если содержание основного образования - предметное знание, то содержание дополнительного образования и его цель - построение пространства саморазвития без заданных границ. Поэтому при формировании учебного плана учреждений дополнительного образования необходимо учитывать главную особенность дополнительного образования - способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.

Особенности современного состояния дополнительного образования заключаются, во-первых, в его историческом наследии внеклассных и внешкольных систем, во-вторых, в его неограниченных возможностях и отсутствии границ образовательного поля.

Таким образом, в первом параграфе раскрыт процесс становления и развития особенностей учреждений дополнительного образования в России на базе исторического наследия функционирования внеклассных и внешкольных учреждений как процесс трансформации уникальной системы работы с детьми, не имеющей аналогов в мире, в систему дополнительного образования.

1.2 Сущность и содержание воспитания в дополнительном

образовании

Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность.

По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание (20).

Следуя точке зрения А.С.Макаренко, воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка (101).

Традиционным является выделение в понятии «воспитание» широкого и более узкого контекста. Так, например, воспитание в узком конкретном смысле слова рассматривается как планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его подготовки к общественной жизни и труду (113)

Воспитание, в широком значении, трактуется как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в семье, в религиозных и воспитательных организациях, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекционных видов воспитания (105)

В современной педагогической науке используется целый ряд устоявшихся трактовок:

воспитание как целенаправленное управление развитием личности (76);

воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей (114);

воспитание как обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности (75);

воспитание как процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор (119);

воспитание как процесс выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний (149);

воспитание как целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека. Воспитание - это организованная педагогом (или взрослым, осознающим цель) жизнь ребенка на уровне культуры (173).

Как видим, понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание фактически отождествляется с социализацией (74, 105). Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию (114).

Воспитание (в широком смысле) осуществляет все общество, так как онтологически оно означает социальное становление личности.

Исследуя сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (21, 36, 56, 137, 158, 171).

Одним из основных вопросов современного общества является вопрос целеполагания в воспитании. В Концепции реформирования системы образования России указывается, что воспитание должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей - обеспечение процесса социализации гражданина общества и поддержку процесса индивидуализации личности.

Для нашего исследования имеет значение обращение к педагогическому наследию П.П. Блонского. Считая целью воспитания всестороннее развитие человеческой личности, ученый средство достижения этой личности видел в соединении умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политехническим обучением.

Идеалом воспитания, в понимании П.П. Блонского, должен стать человек, в котором нашли бы сочетание глубокие знания о природе и обществе, здоровье, убежденность, умение познавать и преобразовывать действительность, нравственная чистота и богатство эстетических чувств. Таким образом, целью воспитания по определению П. П. Блонского является формирование социально активной личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.