Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Центром модели воспитательной системы являлась социально активная личность обучающегося, осуществляющая в условиях дополнительного образования самопознание, саморазвитие, самореализацию

Деятельность педагогического коллектива, являясь личностно-ориентированной, была направлена на сохранение и обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса, его целенаправленности, системности.

Образовательный блок воспитательной системы ЦЭВД включал в себя детские объединения, осуществляющие образовательный маршрут по различным видам деятельности: театральное искусство, хореографическое искусство, музыкальное искусство, хоровое и вокальное пение, декоративно-прикладное творчество, экология, туризм и краеведение, спортивные игры, атлетическая гимнастика, циклические виды спорта.

Основой модели воспитательной системы Центра эстетического воспитания детей являлось триединство: образование (познание) - досуг (активный отдых и общение) - творчество (продукт конкретной деятельности).

В ходе опытно-экспериментальной работы деятельность Центра эстетического воспитания детей по воспитанию социальной активности осуществлялась на основе дополнительных образовательных программ в соответствии с Учебным планом, разработанным на основе социального заказа по направлениям образовательной деятельности. В ЦЭВД было реализовано 124 дополнительные образовательные программы. Из них по направлениям: художественно-эстетическое - 50; физкультурно-спортивное - 14; социально-педагогическое - 33; туристско-краеведческое - 7; эколого-биологическое - 3; естественно-научное - 3; культурологическое - 14.

Дополнительные образовательные программы, реализованные в «Центре» характеризовались:

по цели обучения: познавательные -38, социальной адаптации - 23, профессионально-прикладные -18, спортивно-оздоровительные - 19, развитие художественной одаренности - 21, досуговые - 2, научно-исследовательские - 3;

по сроку реализации: краткосрочные -1, до 1года -13, от 1 года до 3 лет - 77, от 3 лет и более -33;

по форме организации содержания: однопрофильные - 63, интегрированные -27, комплексные - 27, модульные - 5, сквозные -2;

по уровню освоения: общеразвивающие -51, специализированные -42, профориентированные - 31;

по уровню реализации: дошкольного - 20, начального -119, основного - 59, среднего - 36:

по типу программ: типовые - 50, авторские -7, модифицированные и адаптированные - 67.

В русле нашей темы исследования была разработана и апробирована экспериментальная программа научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, целью которой являлось обоснование средств исследуемого процесса, для чего были созданы временные творческие коллективы, участниками которых являлись педагоги, методисты и руководителей структурных подразделений Центра эстетического воспитания детей.

При достижении поставленной цели в ходе реализации программы решались задачи разработки этапов воспитания социальной активности детей, отбора адекватного содержания и методов воспитания, апробации субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, создания и внедрения модулей программы подготовки педагогов дополнительного образования к реализации воспитательных технологий.

Проектирование содержания воспитания как значимое педагогическое средство воспитания социальной активности детей происходило с учетом специфики содержания деятельности учреждения средствами социально культурного и эстетического воспитания, что позволило предоставить детям широкий выбор видов предметно-практической деятельности для самореализации.

Содержательное наполнение программ и планов структурных подразделений Центра отражало основные направления и виды деятельности учреждения, содержащие значительные воспитательные возможности для развития социальной активности детей.

Участие детей в программах декоративно-прикладного отдела и изодеятельности («Искусство вокруг нас», «Сказки в красках», «Татарская вязь»), формировало эстетические знания, эстетическую восприимчивость и закрепляло их в творческом опыте детей, что содействовало воспитанию познавательной и творческой активности как аспектов социальной активности.

Занятия в театральных коллективах «Непоседа », «Рукавичка» стимулировало пробуждение потребности к сценическому творчеству, созданию художественно-эстрадного образа, развивая креативный компонент социальной активности.

Организация и проведение акций социальной направленности в ходе реализации программ детского движения «Наш мир» «Лидер», «Экология и человек» ориентировало детей на творческое участие в социокультурной деятельности.

Участие детей в практико-ориентированных занятиях программы «Литера» тренировало их коммуникативную активность в принятии норм и правил общения, доброжелательности в совместной творческой деятельности.

Творческое участие детей в программах художественно-эстетической направленности хореография («Кристалл», «Камелия», «Струна», «Ложкари») было обращено к развитию чувства любознательности, позитивного мироощущения в творческой созидательной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были апробированы два варианта разработки содержания воспитания в детском объединении: традиционный (на основе предметного подхода) и нетрадиционный (надпредметный), на основе подхода организации образовательного маршрута обучающегося по образовательным областям по концепции В.А. Горского.

Разработка содержания воспитания социальной активности детей в ходе опытно-экспериментальной деятельности осуществлялось на основе алгоритма, включающего этапы: I этап - проектирование (разработка содержания проекта) условий и средств, соответствующих заявленной цели - воспитание социальной активности детей; II этап - моделирование (разработка моделей возможных вариантов реализации проектов), доведение до уровня практического использования; III этап - конструирование (создание образцов) адаптированных к реальным условиям реализации целей и задач проекта.

Принимая во внимание интересы детей и педагогов, мы проектировали содержание воспитания в детских творческих объединениях на основе подхода к организации образовательных маршрутов детей по образовательным областям словесность, искусство, естествознание, социальная практика, психологическая культура. Такой подход позволял интегрировать обучающие и развивающие блоки в социально-ориентированную деятельность, результатом которой являлся опыт творческой созидательной деятельности.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы был сделан вывод о значимости проектирования содержания воспитания, предоставляющего детям выбор предметно-практической деятельности. Это выявилось во включенности детей в социально-ориентированную деятельность: в создании в ЦЭВД по инициативе самих детей команды «Лидер», социально-ориентированных конкурсов, в организации и проведении интеллектуальных игр «Краеведческие баталии». Наш вывод подтверждается анализом количественных данных по динамике занятости детей в социально-ориентированных детских объединениях в показателях увеличения численности в целом на 23,5%.

1.2 Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм

и видов воспитывающей деятельности

Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг.

Субъектно-ориентированными формами воспитания выступали воспитательные дела, в которых дети активно включались в социально-ориентированную деятельность: принимали участие в целеполагании, в планировании, в подготовке, в разработке сценария, сами организовывали и направляли свою предметно-практическую деятельность при поддержке педагогов дополнительного образования.

Реализуемые формы и виды деятельности в ЦЭВД в ходе эксперимента нами классифицировались на основе следующих признаков:

по количественному охвату - индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые;

по методике проведения - мероприятия, дела, игры, конкурсы, путешествия, субботники, вечера, фестивали, конференции;

по направлению - спортивные, туристические, художественно-эстетические, эколого-биологические, научно-исследовательские, краеведческие и др.;

по характеру содержания - узко специализированные, широкопрофильные и комплексные.

В ходе ОЭР воспитательный процесс в «Центре эстетического воспитания детей» был организован на основе программы опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной активности воспитанников ЦЭВД. В соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования и Уставом Центра эстетического воспитания детей, личностным заказом детей и их родителей был разработан Учебный план по реализации дополнительных образовательных программ с усилением воспитательного аспекта.

Участниками воспитательно-образовательного процесса в ЦЭВД являлись дети от 6 до 18 лет, их родители (лица их заменяющие) и педагогические работники: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, концертмейстеры, педагоги-психологи.

Основная форма осуществления воспитательно-образовательного процесса - занятия, которые проводились на основе расписания, составленного педагогом, руководителем детского объединения, с учетом пожеланий детей и их родителей. Занятия проводились в самом здании ЦЭВД, на базе детских садов, школ, домовых клубов в микрорайонах, лицеев, колледжей, училищ, различных спортивных залов. Продолжительность занятия соответствовала рекомендациям Российской Академии образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Численный состав детского объединения определялся образовательной программой, утвержденной Методическим советом Центра эстетического воспитания детей. Занятия проводились по микрогруппам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имел право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

Воспитательно-образовательная деятельность детей в ЦЭВД осуществлялась в одновозрастных и разновозрастных детских добровольных объединениях по интересам (клубы общения по месту жительства, студия эстрадного танца «Кристалл», вокально-хоровые ансамбли «Барышня», «Акварель», группы, секции, кружки, театры «Золушка», «Рукавичка»).

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования отличается от воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении не только по содержанию, по формам организации, по методам, по срокам, по уровню взаимоотношений, по характеру, но и по времени осуществления: воспитание в дополнительном образовании представляет собой целостный процесс, осуществляемый в единстве познания и развития ребенка; в учреждении дополнительного образования практически отсутствуют внеурочные формы воспитания, все многообразие воспитательных форм осуществляется в единстве с видами деятельности.

Анализ воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, детских творческих объединений, проведенный нами в ходе экспериментальной работы, показал, что в последнее время понятие «воспитательное мероприятие» не соответствует фактическому смыслу воспитательной работы, так как предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических воздействий и трудно совместимо с комплексным подходом и современными педагогическими принципами, лежащими в основе педагогики сотрудничества. В ходе практической деятельности по выявлению условий воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования нами было определено, что наиболее полно передает сущность системности и целостности понятие «воспитательное дело» (ВД), которое мы рассматриваем как форму организации и осуществления конечного результата деятельности воспитанников. В контексте теоретических подходов автора методики коллективных творческих дел И.П. Иванова нами в ходе настоящего исследования была разработана и апробирована система коллективных творческих дел разнообразной направленности, основанная на региональном компоненте развития системы дополнительного образования в Оренбуржье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.