Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

В ходе преобразующего эксперимента наша деятельность по реализации программы научно-педагогического сопровождения воспитания социальной активности детей была направлена на:

организацию общественно значимой деятельности, интересной для каждого воспитанника, творческой, художественно оформленной, способствующей формированию общественно-значимых личностных качеств воспитанника;

создание коллектива на основе привлекательных для подростков воспитанников идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов и деклараций, а рождаемых в ходе повседневного гуманного воспитательно-образовательного процесса и участия воспитанников в социально-значимых делах;

особые отношения в коллективе, проникнутые взаимной заботой друг о друге, о взрослом и ребенке, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища.

В ходе преобразующего эксперимента в основе организации воспитательного дела нами применялись два подхода: деятельностный и комплексный. Мы выявили, что деятельностный подход требует организации различных видов деятельности детей и подростков: познавательной, художественной, естественно-научной, досуговой, эколого-краеведческой, туристической, трудовой, ценностно-ориентировочной, свободного общения. Комплексный подход предполагает органичное сочетание (т.е. совокупность) всех видов деятельности, дополнение их друг другом, а также взаимного влияния в едином воспитательном процессе. Поскольку воспитательное дело представляет собой своеобразное системное образование, то конструирование воспитательного дела нами осуществлялось на основе разработанного и апробированного нами в ходе экспериментальной работы алгоритма:

1. Целеполагание (анализ ситуации, цели, воспитательных задач).

2. Планирование (обеспечение условий выполнения целей и задач воспитания).

3. Организация и подготовка воспитательного дела (продумывание содержания, форм и методов, привлечение различных средств, материальное обеспечение их).

4. Непосредственное осуществление воспитательного дела.

5. Анализ проведенного воспитательного дела.

В значительной мере наше исследование строилось на основе прогностического эксперимента. Это объясняется стремлением увидеть педагогическое явление во всей его сложности, попыткой проникнуть во внутренний мир личности ребенка, заметить и понять, как внешние механизмы отражаются в его сознании, к каким внутренним изменениям они приводят, а затем предугадать, какие действия внешнего порядка вызывают эти внутренние изменения. Целям эксперимента служит метод моделирования, который позволял нам имитировать педагогические средства воспитания социальной активности детей путем создания специальных аналогов (моделей) и отвлекаться от несущественного в том или ином случае. С целью измерения результатов мы применяли различного рода «срезы», под которыми понимается «совокупность нулевых и контрольных отметок, характеризующих условия и состояние, в которых находится исследуемый объект» Обращаясь к срезам, мы исходили из того, что сами личностные качества не измеримы, измеримы лишь их внешние проявления, которые могут быть представлены в виде распределения по рангам и ступеням и подвергаться количественной характеристике. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью шкалирования и ранжирования, когда качественные показатели выстраивались в количественные ряды. Применяя ту или иную шкалу, мы устанавливали уровень развития у воспитанников ЦЭВД изучаемых свойств личности путем нахождения средней арифметической оценки или медианы. Для повышения надежности полученных результатов проводился корреляционный анализ самооценки и экспертной оценки. Поскольку полученные с помощью рейтинга оценочные суждения составляли основу довольно серьезных обобщений, то мы стремились проанализировать, во-первых, насколько адекватно понимают опрашиваемые смысл поставленных перед ними вопросов, во-вторых, как часто оцениваемые явления (качества) встречаются в их личностном опыте, в третьих, на базе каких эталонов они формулируют свои суждения. Особое значение в нашем исследовании придавалось качественному анализу педагогических явлений. Мы исходили из того, что, чем сложнее педагогическое явление, тем более «личностным» оно является, тем осторожнее следует относиться к результатам математической обработки и количественного анализа. Основные методы исследования, на наш взгляд, должны быть связаны с изучением личности в процессе деятельности. Такой подход в педагогической практике имеет давние традиции. Он блестяще был реализован А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и получил новое развитие в исследованиях Л.И.Божович, В.Э. Чудновского, Ш.А. Амонашвили. Л.И. Божович полагает, что в таком бесконечно сложном целом, как психология личности, основным методом остается метод наблюдения за ребенком в реальном ходе педагогического процесса и прослеживания тех изменений, которые происходят в личности под влиянием применяемых к нему педагогических воздействий. Успех эксперимента, подчеркивала она, обеспечивается тем, что «лаборатория как бы вносится в реальную жизнь испытуемых», либо наоборот жизненная ситуация вносится в лабораторию.

Применение субъектно-ориентированных форм и видов воспитания в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось на основе внедрения воспитательных технологий: технологии коллективного творческого дела, игровых технологий (имитационные игры, операционные игры, ролевые игры, психодрама и социодрама), интеллектуальные, социальные.

Фестивали «А у нас во дворе», «Лучший дворик», «Мы можем все», окружной сбор детских общественных организаций «Наш мир» проводились на основе сотворчества детей и взрослых при координирующей роли педагогов дополнительного образования.

В ходе апробации данного педагогического средства было доказано, что применение субъектно-ориентированных форм в воспитании социальной активности может активизировать каждого участника дела, невзирая на количество участников.

Так, проведение познавательно-игровых программ с элементами театрализации: «Мой приятель светофор», «Веселый гороскоп», «Птицы наши друзья» позволило создать педагогические условия для продуктивной реализации творческой деятельности каждого участника. Участие детей в лекционно-концертных программах: «Встреча с романсом», «Времена года в музыке», «Песни прошлых лет», «Поэзия и музыка зимы» формировали потребность в обогащении знаний о музыкальном искусстве и предоставляли возможность каждому участнику стать исполнителем старинного романса или популярной песни, реализовать свое образное восприятие художественного произведения.

Проведение конкурсных программ «Музыкальная карусель», «Грация года», «Рождественские посиделки» предусматривало использование социально и личностно активизирующих психолого-педагогических техник и методик работы с детьми по микрогруппам, по индивидуальным творческим заданиям, что создавало условия для проявления качеств социальной активности каждого участника.

Реализация вышеперечисленных субъекно-ориентированных форм была основана на принципе сотворчества детей и педагогов. Дети совместно с педагогами разрабатывали сценарии, изготавливали реквизит, подбирали музыкальное оформление досуговых развивающих программ и активно проживали чувство общности с другими участниками программы.

В ходе формирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что именно субъектно-ориентированные формы воспитания отражают особенности воспитания в учреждении дополнительного образования: отношения между педагогами и воспитанниками характеризуются доверительно-ответственным сотворчеством, ребенок становится субъектом собственного воспитания (сознательно работает над формированием интересующих его личностных качеств), меняется роль педагога в процессе воспитания - из информатора и наставника педагог становится сотоварищем и координатором деятельности детей.

Проведенный нами опрос 150 воспитанников детских творческих объединений ЦЭВД позволил выявить отношение детей к воспитательному делу как форме организации их свободного времени. На вопрос «Что дает тебе участие в воспитательном деле?» дети ответили следующим образом: я научился планировать - 60%; мне нравится обсуждать совместные действия - 75%; мне нравится моя свобода выбора действий - 84%; мне нравятся равные отношения в группе - 95%; интересно придумывать сообща - 89%; я могу проявить себя в различных ролях - 98%.

Были выявлены критериально значимые компоненты социальной активности детей:

- когнитивный - знания о социокультурной деятельности человека;

- мотивационный - потребность в познании истории культуры и достижений и норм культуры современного социума, в личностном участии в социокультурном преобразовании действительности;

коммуникативный - принятие норм и правил общения, терпимость, доброжелательность, ответственность в отношениях с людьми, признание каждого человека на самостоятельность и независимость;

эмоциональный - развитие умения удивляться и адекватно реагировать на многообразие внешних воздействий, развитость позитивного мироощущения (чувств восхищения, любви, уважения);

- креативный - творческое восприятие окружающей действительности, личного участия в создании нового, поиск нестандартного решения.

На основе выработанных нами критериально-значимых компонентов социальной активности детей (когнитивного, мотивационного, коммуникативного, эмоционального, креативного) нами был составлен пакет диагностических методик, позволяющий продиагностировать детей, обучающихся в Центре эстетического воспитания по всем пяти компонентам.

Компонент когнитивный был отслежен при помощи тестов достижений, составленных педагогами дополнительного образования в соответствии с предметно-практической направленностью образовательной программы.

Компонент мотивационный нами был диагностирован при помощи методики «Изучение художественно-эстетичекой потребности», разработанной В.С.Аванесовым и методики «Познавательной потребности» В.С. Юркевич.

Компонент коммуникативный отслеживался на основе методики выявления коммуникативных отношений склонностей учащихся (модифицированный тест КОС).

Эмоциональный компонент был изучен при помощи «Цветописи» Лутошкина, через изучение эмоционального состояния детей в начале и в конце занятия, что позволило увидеть меняется ли эмоциональный фон настроения ребенка в детском объединении и зависит ли он от формы проведения занятия и его тематики.

Креативный компонент социальной активности нами был отслежен на основании методики диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков, Ю.С. Тюнников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович).

Сравнительный анализ изменений в сформированности компонентов социальной активности детей, проведенный в ходе опытно-экспериментальной работы представлен в Таблице 3.

Таблица 3.

Динамика социальной активности участников детских общественных объединений

Показатели

социальной

активности

начало ОЭР

конец ОЭР

н

ср

в

н

ср

в

1

Когнитивный

8

83

9

7

64

29

2

Мотивационный

20

55

25

10

63

27

3

Коммуникативный

30

65

5

5

60

35

4

Эмоциональный

18

78

4

-

52

48

5

Креативный

15

73

12

10

70

20

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.