- целостность - обеспечение единства когнитивного, эмоционального и личностного развития педагога дополнительного образования;
- реалистичность - направленность обучения на достижение возможных реальных результатов, адекватных запросам педагога;
- адаптированность - приспособляемость процесса повышения профессионализма к особенностям дополнительного образования и личностным качествам педагога;
- осознанность - организация обучения на основе самомотивации, самокоррекции педагогов.
Работа с педагогическими кадрами нами была организована в ходе формирующего эксперимента таким образом, что педагог дополнительного образования ощущал себя не объектом специально организованных действий администрации Центра эстетического воспитания детей, а субъектом процесса роста собственного профессионального уровня.
На основе полученных результатов проведенного исследования уровня готовности и профессионально-значимых качеств были определены направления деятельности научно-методической службу ЦЭВД по подготовке педагогов к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей:
выявление уровня подготовленности педагога к владению воспитательными технологиями ( адаптированные методики В.А.Андреева, О.Е. Гришиной, А.В. Лизинского, А.Э. Симановского);
на основании результатов диагностики определение образовательного маршрута педагога дополнительного образования в системе непрервыного образования ( самообразование, групповые формы занятий, аттестационные и проблемные курсы при ЦЭВД, ООИПКРО, ОГПУ, стажерские площадки, методические объединения, педагогические советы, открытые занятия);
взаимопосещения занятий педагогами с целью изучения и обобщения значимого опыта владения воспитательными технологиям по развитию социальной активности детей;
анализ динамики уровня владения воспитательными технологиями организации и проведения субъектно-ориентированных форм воспитывающих видов деятельности;
коррекция образовательного маршрута педагога дополнительного образования в системе непрерывного образования.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены и апробированы показатели и критерии подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности детей (Таблица 7).
Таблица 7
Показатели и критерии подготовленности педагога к владению воспитательными технологиями
№
п/п
Критерии
Характеристика уровней
низкий
средний
высокий
1
2
3
4
5
Владение основами теории воспитания детей
Имеет общее представление о современных психолого-педагогических концепциях, возрастных особенностях детей
Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях, но редко учитывает возрастные особенности детей
Владеет основами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе с детьми
Умение осуществлять целеполагание и проектирование содержания воспитания
План представляет собой набор мероприятий без учета интересов и особенностей детей.
Содержание воспитания программы составлено с учетом воспитательных задач и опирается на интересы детей
Содержание воспитания программы четкое и конкретное, с учетом уровня социальной активности детей
Владение методами и формами воспитательной деятельности
Имеет общие представления о воспитательной работе, формах и методах воспитания.
Знает нормативные документы, эпизодически работает с методическими журналами.
Глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в -методической литературе по проблемам воспитания в нормативных документах
Владение методикой диагностики уровня социальной активности детей
Имеет слабое представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики
Имеет полное представление о методах педагогической и психолого-педагогической диагностики . но применяет не систематически
Содержание воспитания проектирует и осуществляет на основе систематического применения метод педагогической и психолого-педагогической диагностики
Умение осуществлять анализ воспитательной деятельности
Имеет общее представление о методике проведения анализа воспитательной деятельности
Владеет методикой анализа воспитательной деятельности, анализ осуществляет не систематически
Коррекцию содержания воспитания осуществляет на основе анализа воспитательной деятельности
Программа повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Восхождение» нами была основана на многоуровневом подходе:
- модуль «Старт» - для начинающих педагогов (Таблица 8);
- модуль «Мастер» - для педагогов II квалификационной категории;
- модуль “Новатор” - для педагогов I квалификационной категории;
модуль “Исследователь”- для педагогов высшей квалификационной категории и педагогов- исследователей.
Таблица 8
Учебно-тематический план группы «Старт» для начинающих педагогов (фрагмент)
Содержание
Количество часов
всего
лекция
практика
I. Теоретические основы дополнительного образования
12
8
1. Современная концепция гуманистического воспитания в педагогике
2. Концептуальные основы деятельности Центра эстетического воспитания детей
-
3. Воспитание социальной активности детей в УДО
6
II. Психолого-педагогические основы дополнительного образования
24
14
10
1. Изучение личности ребенка в условиях дополнительного образования
2. Возрастные особенности личности детей и подростков
3. Психолого-педагогическая диагностика развития личности ребенка в условиях УДО
4. Технологии общения в УДО
5. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
III. Организация деятельности педагога дополнительного образования.
2. Методическая деятельность педагога дополнительного образования.
3.Особенности деятельности педагога дополнительного образования.
4. Проектирование содержания воспитания
IV.Организация детского досуга в УДО
1. Технологии организации форм воспитательной работы.
2.Методы досуговой педагогики.
3.Моделирование основных форм детского досуга.
Итого:
72
47
25
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22