Рефераты. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ-во России, 1998. - 48 с.

Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

Эхов С.Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности… - СПб., 1998. - С. 95-99

Яковлев Д.Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук - М., 2000 - 175 с.

Ясперс К. Общая психология. - М.: Практика, 1997. - 264 с.

Bonafe-Schmitt J. La mediation scolaire par les eleves/ J.-P. Bonafe-Schmitt . - issy-les-Moulineaux: ESF, 2000. - 211 p.

Catsaros C. L'ecole hors l'ecole/ C. Catsaros, C. Dubois// Le Monde de l'education.- 2001. - N 289. - P. 68-69.

Construire ses savoirs. Construire sa citoyennte: De l'ecole a la cite / G.Apap, F.Azzimonti, Y.Beal e.a; Pref. d'A.Jacquard; GFIN. - 2. ed. - Lyon: Chronique sociale, 2000. - 315 p.

Delaire G. La vie scolaire: principes et pratigues / G.Delaire. - [Paris] : Nathan, 2000. - 174 p.

Dessus Ph. La planification de sequences d'enseignement, objet de description ou de prescription?/ Ph. Dessus// Revue francaise de pedagogie. - 2000. - N 133. - P. 101-116.

Durand M. L'enfant et le sport / M.Durand. - 5 ed. - Raris: Presses univ. de France, 1987. - 240 p.

Evaluation, suivi pedagogique et “portfolio” / Coord. par M.Derycke// Revue francaise de pedagogie. - 2000. - N 132. - P. 5-32.

Giust-Despraites F. Reconnaitre ou ecarter l'autre?/ F. Giust-Despraites// Le Monde de l'education. - 2000. - N 280. - P. 46

Hargreaves A. Enseignants et parents: adversaires personnels ou allies publics?/ A. Hargreaves// Perspectives. - 2000. - An. 30, N 2. - P. 225-240.

Philibert C., Wiel G.Faire de la classe un lieu de vie: Socialisation - apprentissage - accompagnement / C.Philibert, G.Wiel. - 2. ed. - Lyon: Chronique sociale, 2001. - 143 p.

Saint-Onge M. Moi j'enseigne, maiseux apprennentils?/ M. Saint-Onge - Laval: Beauchemin, 2000. - XV, 123 p.

Приложение 1

Становление дополнительного образования в России

Пара-метры

Конец XIX - начало XX

20 -30-е

годы

40-80-е

годы

Конец XX - начало XXI в.

1

2

3

4

5

Цели

Компенсировать отсутствие школьного образования.

(Н.Е.Медынский)

Идеологическое воспитание подрастающего поколения;

предупреждение безнадзорности.

(О.Е. Лебедев).

Всестороннее развитие личности на основе коммунистического мировоззрения.

( Балясная)

Развить мотивацию детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся (Типовое положение об УДО).

Задачи

Развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятия по душе для его разумного досуга.

(А.У. Зеленко,

С.Т. Шацкий).

Привитие трудовых навыков,

создание условий для всестороннего развития детей

(Н.К.Крупская);

Духовное, интеллектуальное и физическое развитие детей

(О.Е Лебедев);

.

Организация досуга детей и проведение массовой культурно-просветительной работы; (Воронова М.А.)

Организация инструктивно-методической работы с учителями, пионерскими вожатыми, внешкольными работниками;

(В.А.Березина)

Компенсирование

отсутствия в основном образования тех или иных интересующих детей видов деятельности;

обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения.

(В. А. Горский).

Принципы

- общественности;

самостоятельности;

общесдоступности и бесплатности;

- системности и планомерности;

- локализации;

- индивидуализации и гибкости;

- целостного изучения материала.

(Е.Н. Медынский);

- соблюдение строгой светскости;

- ведение внешкольной работы на родном языке;

(1-ый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6 мая 1919г.);

- связь воспитания с жизнью (С.Т. Шацкий).

- комплексный подход к воспитанию;

- бережное отношение к личности каждого воспитанника;

- разумный подход к развитию каждого ребенка;

опора на помощь коллектива;

- профессиональ-ная направленность;

- массовость.

(Л.К. Балясная)

- признание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя;

(В.А. Горский, А.Я.Журкина.)

Продолжение Приложения 1

1

2

3

4

5

Функции

компенсирующая: компенсировать отсутствие у детей школьного образования

(Медынский).

воспитательная, профилактически оздоровительная

- профессио-нальное и гражданское самоопределение;

- координация и оценка деятельности пионерского актива и вожатых;

- дополнительное образование;

- коммуникатив-ная;

- методическая (О.Е.Лебедев).

-образовательная функция;

- функция профессионального самоопределения;

-воспитательные функции;

- функция социально-педагогической защиты;

- реакреационно-оздоровительная функция;

- функция методическая (повышения профессионализма педагогов)

(Буйлова).

Виды образовательных учреждений

детские клубы, детские библиотеки, детские площадки, детские кружки и ассоциации, детские театры, профилактории и лечебные учреждения, учреждения внешкольного физического воспитания (Воронова М.А.)

внешкольные учреждения: дворцы, дома пионеров, станции юных техников, детские библиотеки, детские железные дороги, станции юных туристов, станции юннатов, пионерские лагеря (загородные, городские, школьные, колхозные).

организационная основа - кружок.

(Т.И. Сущенко)

многопрофильные учреждения: дворец, дом, центр, детский парк, детский оздоровительный лагерь.

монопрофильные учреждения: школа, клуб,

станция, детская студия, музей.

Организационная основа - детские творческие объединения

(Приказ МО РФ от 03.05.2000г. №1276)

Направления

работы

клубная работа по интересам детей

(С.Т.Шацкий).

просветительская и идейно-политическая пропаганда (В.А.Березина).

учебно-кружковая, массовая работа,

методическая работа по вопросам деятельности пионерской и комсомольской организации

(О.Е. Лебедев).

- реализация дополнительных образовательных программ;

- организация и проведение культурно-массовых мероприятий;

- инструктивно-методическая работа по проблемам взаимодействия основного и дополнительного образования

Приложение 2

Программа научно-педагогической поддержки процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» (фрагмент)

Цель

Обеспечить реализацию педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО

Задачи

разработать структуру процесса воспитания социальной активности детей;

обосновать содержание и методы воспитания детей в условиях УДО;

апробировать субъектно-ориентированные формы воспитания, способствующих воспитанию социальной активности детей;

внедрить модули программы повышения профессионального мастерства для подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями

Этапы

Содержание

Предполагаемые

результаты

Организационный

1999-2000

выработка критериев и диагностирование показателей подготовлености педагога к владению воспитательными технологиями;

выработка критериев и диагностирование показателей социальной активности обучающихся;

выработка алгоритма проектирования содержания воспитания, по реализации образовательных программ

Методическое описание, сценарии субъектно-ориентированных форм воспитания

Проекты программ объединений по воспитанию социальной активности.

Формирующий

2000-2002

апробация образовательных программ;

внедрение субъект-ориентированных форм воспитания;

внедрение модулей программы повышения профессионального мастерства педагогов;

апробация структуры процесса воспитания социальной активности детей в УДО;

образовательные программы по направлениям

рекомендации по применению субъект-ориентированных форм воспитания

программа повышения профессионального мастерства педагогов;

Заключительный

2002-2003

проведение диагностики по разработанным критериям;

Программа развития воспитания детей в МУ ДОД ЦЭВД на 2003-2007 гг.

Приложение 3

Учебно-тематический план (фрагмент) детского объединения "Искусство вокруг нас" 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения “Аленушка” (традиционный)

п-п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1

Организационный

12

2

10

2

Знакомство с художественными материалами: графические материалы, гуашь и акварель, смешивание техник.

21

7

14

3

Лепка: «пластилиновая сказка», тестопластика.

36

12

24

4

Поделки из бумаги: вырезывание, конструирование, оригами.

30

10

20

5

Аппликация: аппликация из ткани и бумаги, аппликация из природных материалов.

36

11

15

6

Различные техники изобразительного искусства: граттаж, акварель, витраж.

24

8

16

7

Декоративно-прикладное творчество: оттиски орнамента, плетение.

27

9

18

8

Рисование: люди, животные, растения.

24

8

16

9

Обобщающие занятия

6

1

5

Итого:

216

68

148

Продолжение Приложения 3

1

2

3

4

5

6

6

Психологическая культура

Выявление (диагностика) и развитие личностных качеств ребенка, способствующих формированию художественной культуры детей. Психология общения. Психологический тренинг. Развитие эстетического восприятия окружающего мира, мышления, памяти, речи, умения выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и их авторам.

30

8

22

7

Физическая культура

Общая физическая подготовка. Развитие и укрепление мелкой и крупной моторики кисти рук. Сохранение правильной осанки тела при выполнении работ.

10

-

10

8

Искусство

Орнамент. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Народные промыслы: дымковская и хохломская росписи.

50

10

40

9

Социальная практика

Правила и обязанности участника детского объединения. Выходы в выставочные залы. Концерты

20

4

16

Итого:

216

40

176

Приложение 4

Учебно-тематический план (фрагмент) детского объединения «Искусство вокруг нас» 1-й год обучения для детей среднего школьного возраста клуба общения «Аленушка» (по образовательным областям)

п/п

Образовательная

область

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1

2

3

4

5

6

1

Словесность

Вводное занятие. Энциклопедия искусства. Словари и справочники по искусству. Периодические издания по искусству. Понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах. Понятие о художественных материалах.

6

2

4

2

Культурная антропология

История изоискусства и декоративно-прикладного искусства в Оренбуржье, России и за рубежом. Традиции декоративно-прикладного искусства

6

2

4

3

Естествознание

Изображение растительного и животного мира средствами изо и декоративно-прикладного искусства. Понятие о движении и пластике. Возможности использования природного и бросового материалов в искусстве. Понятие о свойствах различных природных материалов. Художественные материалы: простой карандаш и резинка, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь и акварель, тушь и перо.

24

8

16

4

Математика

Правила расположения материалов при составлении художественных композиций. Математические расчеты при смешении красок. Геометрические фигуры при изготовлении композиций

12

4

8

5

Технология

Вырезывание и конструирование из бумаги. Оригами. Аппликация: из бумаги, из ткани, из природных и бросовых материалов. Изготовление декоративных рамок из веток, ваз из косточек и семян. Техники изобразительного искусства: гратаж, витраж, монотипия, рисунок на мокрой бумаге, рисунок на мятой бумаге.

68

12

56

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.