Существенно изменен и характер изуче-ния предметов. Так, на уроках иностран-ного языка в центре внимания теперь стоит разговорная практика и умение по-нимать устную речь, а грамматики стало гораздо меньше. На уроках математики начали использовать индивидуальные ком-пьютеры и калькуляторы, которые не только считают, но и строят графики и решают задачи по линейной алгебре. Уча-щийся должен научиться самостоятельно, заниматься поисками решения проблемы и справляться с практическими задачами. Главным стало не научиться перемножать столбиком трехзначные числа, а получить достаточные знания и уметь применять их в жизни, пользуясь всеми достижениями современной компьютерной техники. С целью усиления индивидуальной, самостоя-тельной работы изменена форма выпускного экзамена по голландскому языку. Это всегда было сочинение на одну из задан-ных 10 тем. Неизвестных до начала экза-мена. Теперь это исследовательская работа в определенной области, которую каждый ученик будет проводить заранее, а сам экзамен представляет собой защиту уже готовой работы. Усилен прикладной харак-тер уроков биологии и химии за счет подробного изучения путей и методов ис-пользования достижений этих наук в жиз-ни. Изучение истории и географии из за-поминания знаменательных дат и назва-ний гор и морей должно стать творче-ским открытием закономерностей развития нашей планеты и жизни на ней. В школе ребенок должен научиться учиться. Ему необходимо узнать способы получения ин-формации и то, как с ней работать, как проводить исследование, как решать проб-лему; рассуждать об изучаемом предмете, формировать свое мнение, давать описа-ние, дискутировать, а также работать в группе. Очень важно научиться планиро-вать свода работу по объему и срокам.
Все эти изменения направлены на осуществление главной цели: обеспечить пе-реход учащихся от пассивного усвоения знаний к активному, самостоятельному, творческому изучению предметов. В связи с этим изменилась и роль учителя: он стал организатором самостоятельной рабо-ты учащихся. Все свое педагогическое мастерство он должен использовать для повышения качества знаний, опираясь при этом на ответственность самого ребенка за результаты. Особое внимание препода-ватель уделяет теперь индивидуальному обучению, расширяя учебные возможности каждого учащегося. Учитель помогает ему найти нужные подходы к выполнению за-дания, осуществляет своевременный кон-троль каждой ступени проделанной рабо-ты. Задавая нужное направление и коррек-тируя темп учебы, помогая осознать ее цель, преподаватель постоянно работает над усилением мотивации учебного про-цесса. Учащиеся теперь получают задания на длительный промежуток времени (1--2 месяца). Успешное выполнение та-кон домашней работы требует умения пла-нировать и организовывать свою индиви-дуальную учебную деятельность. Все во-просы, которые при этом могут возникнуть у каждого, можно решать на уро-ках-консультациях. До сих пор в голланд-ской школе проводились только обычные уроки для всего класса. Сейчас же каж-дое учебное заведение имеет право само-стоятельно определять, по каким предме-там проводить консультации и какое их количество необходимо.
В 2003 году 123 школы нача-ли работать по-новому, а с начала 2004 учебного года перешли на новую систему все школы. Первые результа-ты и возникшие проблемы широко осве-щаются в печати. Во многих газетах и журналах введены постоянные рубрики, где печатаются отзывы учителей, учащих-ся и их родителей. Проблема школьной реформы постоянно обсуждается на уровне правительства. Первые серьезные трудно-сти вызвала недостаточная подготовка де-тей, родителей и учителей к переходу на новую систему, которая требует высокой мотивации, самостоятельности и ответ-ственности, трудоспособности и их умения концентрироваться, творческой активности, глубокого осознания своих целей.
Таким образом, предоставление большей свободы в процессе обучения многие учащиеся вос-приняли, как возможность просто ничего не делать. Например, в школе Апелдорна в 2003 году решили в IV классе на-чинать учебу со свободного урока. В это время каждый учащийся мог получить консультацию по любому предмету. Одна-ко дети стали приходить в школу на час позже -- ко второму уроку. При недоста-точном уровне мотивации учебы свобод-ный урок был воспринят как свободное время не только в этой школе. Поэтому в новом учебном году больше внимания уделено организации самостоятельных за-нятий. Сделать это на хорошем уровне гораздо сложнее, чем организовать тради-ционный урок. В частности, теперь уча-щиеся обязаны во время консультаций находиться в определенном классе.
Тяжело проходит и введение новых про-грамм. Нужны новые учебники с хоро-шим иллюстративным материалом и при-ложениями CD-rom программ. Так как учащиеся в основном работают самостоя-тельно, учебный материал должен содер-жать намного больше информации. В ре-зультате книги имеют больший объем и стоят гораздо дороже старых. Так, в IV классе HAVO теперь в среднем 12 предметов. Родители должны заплатить за учебники примерно в два раза больше, чем раньше, -- 2000 гульденов (примерно 1000 долларов). Для многих семей это очень дорого. К тому же по ряду предме-тов этот учебный год школы начали вооб-ще без учебников, так как их не успели напечатать.
В результате увеличения количества предметов выросла учебная нагрузка. Сей-час в среднем учащийся занят 40 ч в неделю. Помимо увеличения объема, ус-ложнено и содержание учебной работы. Надо делать больше самостоятельных письменных обзоров и исследовательских работ, практических заданий и творческих отчетов. В Голландии большинство детей с 15-летнего возраста начинают работать параллельно с занятиями в школе, чтобы иметь деньги на карманные расходы. С переходом на новую программу это стало невозможным, хотя многим это трудно осознать: они еще не привыкли учиться по-новому. 6 декабря 1999 г. 20 тыс. школьников пропели в Гааге акцию проте-ста, требуя облегчения программы в стар-ших классах HAVO и VWO.
В свою очередь, учителя также выража-ют озабоченность возрастающими трудно-стями. Есть и такие мнения, как у К.Я. Ван Линдена, 32-летнего учителя классических языков: "Я не думаю, что надо было сразу все менять. По-моему, мы по ряду аспектов вернемся назад. Мы должны использовать положительный опыт, накопленный старой школой, а не отказы-ваться от него".
В школах происходит переоборудование классных комнат, подготовлены библиотеки и залы для самостоятельных занятий уча-щихся. Однако ощущается недостаточность площадей и нехватка компьютеров. На 100 учеников приходится всего 3,8 ком-пьютера, или I компьютер на 26 учени-ков (в Великобритании, например, -- 9,1 компьютера па 100 учащихся). Учи-тель не может пользоваться старыми на-работками, а новые методические пособия и дидактические материалы еще не гото-вы. Все дети работают в разном темпе и с разной интенсивностью, и эта проблема целиком лежит на плечах учителя, пока нигде не разрабатывается и не учитывает-ся в расписании уроков. В этом учебном году преподавателям приходится больше встречаться с родителями, чаше проводить педагогические советы, и, кроме того, все обязаны закончить курсы по повышению квалификации. Это привело к многократ-ному увеличению нагрузки учителя, кото-рый работает в Голландии 26 ч в неделю (ставка) или больше. Относительно невы-сокая заработная плата работников образо-вания растет значительно медленнее, чем в других отраслях, а дефицит преподава-телей в средних школах страны составля-ет 5500 человек. Эта и без того непопу-лярная профессия становится все менее привлекательной, несмотря на то, что ми-нистерство просвещения делает определен-ные шаги по привлечению специалистов из других областей к работе а школе че-рез бюро по трудоустройству.
Учителя часто высказывают критические замечания относительно содержания про-грамм. Таи, преподаватель математики университета в Наймейгене Ф.Кеуне счита-ет, что усиление наглядности школьного курса доведено ДО абсурда. Почти полно-стью отказавшись от абстрактных понятий и логических построений, широко исполь-зуя только наглядные пособия и картинки, у школьников невозможно развить матема-тическое мышление, считает он.
Кроме того, новые методы преподавания могут негативно повлиять на детей из некоторых социальных групп. Не получая должного внимания дома, не приобретя с помощью родителей необходимых навыков, они часто отстают s учебе от остальных. "Новая система введена без какого-либо исследования того, какой эффект будет она иметь для детей из обделенных соци-альных групп", -- констатирует преподава-тель педагогического факультета Амстерда-ма С.Блом, -- "Требования, предъявляе-мые с начала нового учебного года к этим детям, слишком высоки для ник. Может быть, работу с ними имеет смысл начинать классическими методами, а когда они достигнут удовлетворительного уровня, как следующий этап -- переходить на самостоятельное обучение".
Изучив отчет инспекции по образова-нию, всесторонне проанализировав создав-шуюся ситуацию, госсекретарь по образо-ванию г-жа Адельмунд предложила вре-менные меры по облегчению программы. Вопрос о необходимости использования этих мер решается администрацией каж-дой отдельной школы исходя из конкрет-ной ситуации. Так, можно отменить общее естествознание как обязательный предмет в HAVO и облегчить его содержание в VWO, а также не рассматривать второй иностранный язык как обязательный пред-мет. Однако, несмотря ни серьезные проб-лемы, возникшие в ходе реформ, основ-ную идею перехода от пассивного обуче-ния к активному одобряет и поддерживает подавляющее большинство и учителей, и родителей, и самих учащихся. Многие объясняют сегодняшние неудачи отсутстви-ем прочного научно-педагогического фунда-мента, для тщательной разработки которо-го требуется время. Оценивая сложившую-ся ситуацию, министр образования г-н Херманс сказал на заседании парла-мента в 1999 г. что это не кризис
обра-зования, а трудное, сложное, шаг за ша-гом восхождение на новую высоту.
11
144
2.3 Система народного образования на Кипре
Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. -- последнем году английского коло-ниального господства -- в стране насчитыва-лось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность кото-рых контролировалась британской админи-страцией.
После завоевания независимости в системе народного образования произошли коренные изменения, продиктованные спецификой соци-ального и экономического развития Кипра.
В соответствии с Конституцией I960 г. школьное образование перешло в ведение национальных общинных палат -- греческой и турецкой, получивших право законодатель-ной инициативы в вопросах культуры и со-циальной жизни. Школы армянской и неко-торых других национальных общин стали получать финансовую помощь от греческой общинной палаты, а в административном отношении подчиняться соответствующим руководящим инстанциям этой палаты. Шко-лы, оставшиеся вне юрисдикции греческой и турецкой общинных палат, перешли под кон-троль так называемой школьной комиссии, которую возглавил министр внутренних дел.
30 марта 1965 г. палата представителей голосами депутатов греков ратифицировала правительственный законопроект о создании министерства просвещения, призванного уп-равлять всей системой народного образова-ния. Руководство турецкой общины отказа-лось признать этот законодательный акт, объявив в этой связи, что оно по-прежнему будет осуществлять раздельное управление школами турецкого национального меньшин-ства посредством соответствующих органов своей общинной палаты.
Турецкая оккупация северной части терри-тории острова во время событий 1974 г. причинила огромный ущерб просвещению Кипра. Понимая всю сложность ситуации, государство взяло на себя ответственность за разрешение этой проблемы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21