Рефераты. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Отечественная система образования всту-пила в новую фазу взаимосвязей с госу-дарством и обществом. Власть в своих законодательных документах двум послед-них лет, относящихся к сфере образования (Федеральная программа развития образо-вания 1999 гола, Национальная доктрина образования. 2000г. Программа модерни-зации образования, приказ МО РФ "Об утверждении государственных образователь-ных стандартов", 2000г. и др.), достаточ-но отчетливо и последовательно проводит политику демократизации системы, отказываясь от идеологического, управленческого и финансового протектората над нею. "От-пуская" образование в сферу общественно-го инвестирования и конкурентного рынка. При этом государственное участие в ее судьбе формулируется как обязательство "сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы", от которой требуется главное - высококвали-фицированные» кадры для развития эконо-мики, способные отстаивать интересы оте-чества во всех областях жизнедеятельно-сти общества.

Понятие "модернизация" решительно за-меняет сегодня уже привычное слово "ре-формация". Не потому ли, что реформиро-вать -- значит действовать "сверху вниз", меняя структурно-содержательные парамет-ры системы, а модернизировать -- рабо-тать "снаружи", обновляя технологии?

Предмет модер-низации по природе технологичен, относится к сфере производства и потребле-ния, однако известно, что образование -- социокультурный феномен, где действуют совсем иные законы.

Вместе с тем, будучи универсальным способом хранения и воспроизводства зна-ния, образование как процесс может быть описано в системе способов, приемов, ин-струментов (технологии). А коль скоро этот процесс совершается в имституциализованной области общественного хозяйства (в системе учебных заведений), воспроизводя-щей его кадровый ресурс, он действитель-но управляется экономическими законами. Подчеркнем: образование -- социальная форма духовного производства, "опредмечеиная" учебными учреждениями (институ-циями), которые в своей внешней границе (там, где товар-профессия поступает в рас-поряжение рынка) вступают в опосредован-ные или прямые отношения с "заказчи-ком" -- сферами науки, промышленности, управления, права, финансов и т.п.

Однако это лишь первый, управляемый конъюнктурой, внешний слой отношений в системе "образование-социум", требующий от образовательного учреждения мобильно-сти. Здесь совершается выбор специально-сти, он определяет содержание образовательно-профессиональных программ, ориен-тирует образованностью специалиста.

Второй слой - глубинный, сущностный, обеспечивающий генофонд нации и жизне-способность самой системы. Именно здесь происходит передача, становление, воспро-изводство ценностных ориентиров, совершается то. Что принято называть воспита-нием.

Итак, процедуры модернизации ориенти-рованы на производственно-экономическую сферу социума и управляются государ-ством, тогда как собственно-культурная потребность реализуется внутренними си-лами самой системы, духовно-нравствен-ным потенциалом ее активного субъек-та -- учителя, призванного обеспечить со-хранение, трансляцию, воспроизводство культурного опыта поколений.

Образование есть процесс духовного ста-новления личности, обладающей професси-ей, наделенной разумом, свободной волей, чувствами, правом жить и выбирать. Из всех этих сокровищ продается только од-но - профессия. Иными словами: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Образование -- это процесс, в котором человек поднимается "из царства природы в царство духа" (И, Кант) и об-ретает способность по собственной воле совершать переход "Из царства свободы в царство необходимости".

При этом "учить" -- прежде всего, оз-начает давать информацию, формировать навыки и умения добывать знания и ра-ботать е определенной области обществен-ной практики (производства, науки и т.п.), а "воспитывать" - способствовать станов-лению души, вооружать нравственными критериями.

Однако нельзя воспитывать не обучая, а обучать -- не воспитывая: аналитическое разделение этих органично взаимосвязан-ных процедур, установленное педагогикой для удобства собственных теоретических операций, будучи перенесенным, в практи-ку образования, означает провал образова-тельных усилий. Достаточно сказать обще-известную истину, что те же четкие зако-ны математики воспитывают ум, формиру-ют структуры мозга, способность к аб-страктному логическому мышлению, дис-циплинируют мысль, тренируют чувство ответственности за ее результаты, ценност-ное отношение к истине и. что особенно важно, способствуют пониманию онтологи-ческого единства и целостности мира, вы-страивая его пространственно-временные параметры. Красота формулы -- той же природы, что и красота цветка, раковины, кристалла. И здесь, не менее чем на уроках литературы и музыки, чрезвычайно значима личность учителя, ведущего юно-го человека в мир науки и искусства: его гражданственные, нравственно-эстетические установки, его увлеченность поиском исти-ны, его эрудиция. Именно он, мо-дернизируя технологии обучения, является носителем, хранителем и транслятором ценностей культуры. Поэтому именно ему, субъекту высшего профессионального обра-зования, надлежит в первую очередь овла-деть не только модернизированными тех-нологиями, но и -- это особенно важ-но -- духовной культурой, национальными традициями и ценностями, научиться при-емам и методам ее эффективного воспро-изводства в умах и душах своих воспи-танников.

Модернизацию образования, его технологическое и содержательное об-новление следует начинать с педагогических вузов. Стандартизация, компьютеризация, ваучеризация и всеобщее тестирование -- эти четыре продекларированные "кита" модернизации -- задают те перемены, которые предстоит пережить российскому образованию, и относятся, действительно, к технологиям обучения и контроля. На первый взгляд они не затрагивают сущно-стных структур образования, не касаются сферы духа, мировоззрения, ценностных ориентации. -- всего тога, что называется личностным становлением.

В самом деле, прежде чем приступать к реализации этих принципов, надо знать. Каковы связи содержа-ния и технологии в пространстве россий-ского образования, как они согласуются с отечественной просветительской традицией, российским типом образованности, с гума-нитарной сущностью образования. И еще: при каких условиях реализации этих принципов позволит России сохранить имеющиеся преимущества и не отстать от темпов развития мировых образовательных систем.

Рассматриваются две первые позиции, поскольку остальные явля-ются производными от них и относятся к технолого-экономическим аспектам образо-вания.

Новое поколение стандартов при внима-тельном анализе свидетельствует о том, что государство предоставляет системе развития. Сегодня «ВУЗ» может строить свою программу, используя зоны свободно-го выбора, и не обращаться к чиновни-кам министерства за разрешением той или иной дисциплины, размещаемой в этой зоне.

Ситуация новая, и, как показывает прак-тика, к ней совершенно не кто не готов. Современные учебные планы, которые фа-культеты разработали самостоятельно и в строгом соответствии со стандартом, заполняют зоны свободного выбора част-ными и сугубо специальными дисциплина-ми. Старый принцип -- работать в логи-ке специального предмета - не соответ-ствует изменившейся ситуации. Сегодня вуз, если он хочет быть востребованным, конкурентоспособным, должен работать в логике образовательной потребности сту-дента, давая качественное образование, применимое в жизненной общественной и профессиональной практике личности. Надо помнить о том, что наш заказ-чик -- Россия, ее духовная и материаль-ная культура, что мы создаем продукцию особого рода -- ее уникальный человече-ский капитал, мы ответственны перед современностью и перед грядущими поколе-ниями.

Современная высшая школа России, и осо-бенно се флагманы -- университеты, бу-дучи национальным достоянием, признаны осознать всю меру своей ответственности перед нею. Не просто выжить в конку-ренции, но быть способными ответить на глубинную потребность отечественной культуры в ее самосохранении и воспро-изводстве.

Университет - по определению -- дает универсальное (естественнонаучное и гу-манитарное) знание; универсум -- значит целостность и полнота. Попятно, что мо-заика специальных факультетов не обеспе-чивает содержательного соответствия уни-версальности, если нет единого образова-тельного пространства, такой целостности, качество которой не исчерпывается про-стой суммой составляющих.

Итак, стандартизация задает модернизи-рованные правила игры, побуждает вуз к построению единой образовательной про-граммы, не только дающей своему вы-пускнику профессию, но и позволяющей адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной ситуации. Эта способность приобрета-ется при наличии в сознании образован-ного человека целостной и полной совре-менной гуманитарной картины мира, отве-чающей сущностной потребности личности в понимании, структурировании, ценност-ной осмысленности знания. (В РГПУ им. А.И.Герцена разработаны концепция и модель обще-гуманитарной базы, предпола-гающей содержательное единство образова-тельной программы университета в соот-ветствии с требованиями нового стандарта. Однако до ее реализации, как оказа-лось, -- "дистанция огромного размера".) Именно эта общность фундаментальной обще-гуманитарной базы отличает ее от университета "классического", цель которо-го -- в освоении конкретной науки.

Информатизация -- второй "кит" про-граммы модернизации. Стратегия совре-менного образования в России строится в русле становления информационного обще-ства. Технологии, предполагающие оптими-зацию поиска необходимых сведений и процедуры принятия решений, работают в диалоге "человек -- машина". Однако именно человеку принадлежит постановка цели, он выбирает решения. Качество ин-формации зависит от ее соответствия стремлениям человека, определяется ею личностной способностью ставить цели, воспринимать, интерпретировать и исполь-зовать полученную информацию. Иными словами, ценность знания определяется его собственно-человеческой (гуманитарной) значимостью.

Понятно, что информационные техноло-гии обучения -- не более чем современ-ное средство передачи информации а ее количественных параметрах (байтах), ос-тавляющие "за кадром" вопрос о ее каче-стве. Причем в диалоге "человек -- ма-шина" возникает реальная опасность "уравнивания" его участников, т.е. идет технократизация сознания субъекта; рожда-ется синдром аутентизма, исключающего потребность в реальности, в эмоциональ-но-духовной сфере человеческой жизни, в тон самой сфере чувств - добра, красоты, благородства, благоговения, совести, которая единственно способна давать чело-веку счастье. Виртуальная реальность, вос-создаваемая современным Интернетом, ста-новится иллюзией мира, наркотиком, при-водящим к деструкции личности.

Альтернатива только одна: система эко-логической защиты духа, воссоздаваемая в процессе гуманитарного образования.

Информационное общество, описываемое философами и социологами в терминах надежды, предполагает, во-первых, свобод-ный доступ к информации для каждого человека, во-вторых, соблюдение нрав-ственных условий пользования ею.

Сегодня мировое сообщество со всей определенностью осознает, что знание -- самовоспроизводящийся ресурс -- работа-ет для людей только при условии его гу-манитарной направленности. Знание -- единственный вид коллективной собствен-ности, которое предполагает индивидуаль-но-личностное потребление и право пользования для всех. (В современном потребительском социуме, в техногенной "присваивающей" цивилизации, выполнение обоих условий становления информацион-ного общества более чем проблематично. Сейчас происходит монополиза-ция информации и активное, не сдержива-емое нормами этики загрязнение информа-ционного пространства продукцией, рекла-мирующей насилие, порнографию, по-шлость массовой культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.