Рефераты. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Руководство образованием в Республике Кипр осуществляет Министерство образова-ния и культуры, однако небольшое число профессиональных школ и колледжей нахо-дятся в ведении других министерств: труда и социального страхования; сельского хозяйства; здравоохранения. Государственные школы в основном фи-нансируются из национального бюджета, в то время как частные образовательные уч-реждения источником своих доходов имеют плату за образование, небольшие го-сударственные субсидии и, в некоторых слу-чаях, субсидии со стороны иностранных или заграничных учреждений и религиозных ор-ганизаций.

Система образования централизована; слу-жебные назначения, переводы, продвижения и дисциплинарные вопросы находятся в ве-дении государственных органов. Учебные планы и программы, а также учебники со-ставляются в большинстве своем государ-ственными службами. Школы и учебные за-ведения всех уровней координируются инспекторами, которые проводят консульта-ции и инспекцию. Общеобразовательные про-граммы разрабатываются Министерством образования и культуры с помощью Комите-та по образованию -- органа с широким представительством общественности. Строи-тельство, ремонт и оборудование школьных зданий -- функция местных органов образо-вания. Частные школы принадлежат частным лицам или организациям, но подлежат ин-спекции и надзору со стороны Министерства образования и культуры.

Греческий язык является языком 82% насе-ления, турецкий -- 18%. Английский язык широко используется и изучается в качестве обязательного предмета в последних двух классах начальной школы и в средней шко-ле.

Дошкольное воспитание осуществлялось до 1974 г., как правило, в частном секторе. Первые государственные детские сады появи-лись вскоре после турецкого вторжения в лагерях беженцев. С 1979 г. реализуется про-ект расширения государственного дошкольно-го обучения для детей 4,5-5,5 лет. В настоя-щее время дошкольное воспитание (частное и государственное) охватывает 58,35% детей в возрасте от 3 до 5,5 лет.

Существуют три категории дошкольных учебных заведений:

детские сады, учрежденные государ-ственными органами и финансируемые частично государством и частично роди-тельскими ассоциациями, куда воспитате-ли назначаются (они оплачиваются из средств государственного бюджета);

коммунальные детские сады, учрежденные и финансируемые местными властями и ро-дительскими ассоциациями, которые нанима-ет и оплачивают труд воспитателей (как травило, такие сады субсидируются государ-евом);

частные детские сады, учрежденные и финансируемые частными лицами и организа-циями на коммерческой основе.

Начальное образование -- бесплатное и обязательное. В начальные школы принима-ются дети в возрасте 5,5 лет. Срок обучения - 6 лет. Правительство платит зарплату учителям и выделяет ежегодные субсидии местным властям пропорционально количест-ву учащихся в том или ином районе.

Школы есть в каждом городе или деревне, где насчитывается более 15 учеников. Район-ные учебные заведения обслуживают распо-ложенные по соседству населенные пункты, имеющие менее 15 учеников. Здания начальных школ даже в самых отдаленных дерев-нях отвечают современным требованиям, в процессе обучения широко применяются аудиовизуальные средства. Учащиеся, прожи-вающие на расстоянии более чем 2,5 км от места обучения, пользуются правом бесплатного проезда. Большинство начальных школ в городских районах и в больших деревнях разделены на два цикла: цикл "А" включает классы с I по III, цикл "Б" -- с IV по VI. Соотношение числа учеников и учителей в национальном масштабе составляет 19,3:1. Учителя распределяются по школам таким образом, чтобы наполняемость классов не превышала 34.

В начальной школе учащимся предлагается практическое обучение с упором на экологи-ческие и социальные предметы, на творчес-кое самовыражение в музыке, искусстве, дви-жении. В работе с учениками младших классов (I-Ш) большое внимание уделяется приобретению ими необходимых практичес-ких навыков и знаний в области родного языка (чтение и письмо), а также арифмети-ки. В старших классах (IV-VI) преподаватели видят свою главную задачу в том, чтобы привить учащимся национальные и нрав-ственные понятия и чувства, приобщить их к народным традициям, делая акцент на ста-новлении здоровой личности, способной на-йти свое место в жизни и интегрироваться в обществе, на развитие критического мышле-ния в отношении явлений повседневной жиз-ни. В учебные планы включаются также ос-новы религии, история, природоведение, ис-кусство, естествознание и физкультура. Вы-пускники начальной школы получают удос-товерение об ее окончании и в большинстве своем продолжают образование.

В области специального образования для детей с физическими и умственными недо-статками усилия направлены не на их обо-собление, а на то, чтобы дать им возмож-ность расти и учиться вместе со своими здо-ровыми сверстниками. Однако для детей с серьезной умственной отсталостью или глу-бокими психическими отклонениями, а также для слепых и глухонемых детей созданы спе-циальные школы, где они имеют возмож-ность достичь определенного уровня знаний и приобрести доступную профессию. Обуче-ние в этих школах бесплатное и финансиру-ется из государственного бюджета.

Среднее образование рассчитано на шесть лет, возраст учащихся -- от 11 до 17 лет. Обучение делится на два цикла: первые три года -- гимназия, следующие три -- лицей или профессионально-техническое училище. Обучение до III класса гимназии обязательное.

Программы гимназии независимо от про-филя школы являются едиными общеобразо-вательными. В лицеях выделяются следую-щие направления: гуманитарное, экономичес-кое, коммерческое, физико-математическое и лингвистическое. Выбор предметов для изуче-ния свободный. Сделать его ученикам помо-гает служба профессиональной ориентации. Существуют три категории предметов: обще-образовательного характера, которые изуча-ются всеми учениками, специальные и дополнительные. Хотя ученики в принципе свободны в выборе дополнительных предме-тов, на практике существуют 5 основных комбинаций, которые включают родственные группы дисциплин и соответствуют перечисленным выше направлениям обучения.

В профессионально-технические школы уча-щиеся поступают после успешного окончания гимназии в возрасте 15 лет. Эти учебные заведения предлагают два типа программ: техническую и профессиональную. Первая рассчитана на 3 года и кроме технической теории и практики предусматривает изучение точных наук, в частности математики. Вы-пускники технического отделения могут ра-ботать механиками, электриками, строителя-ми, техниками в промышленности или про-должить образование в колледжах и универ-ситетах.

Профессиональные программы рассчитаны также на 3 года, кроме гостиничных, кули-нарных и швейных специальностей, обучение по которым длится 2 года; в течение послед-него года учащиеся 3 дня в неделю заняты в школе, а в остальные -- проходят практи-ческое обучение под руководством опытных наставников на промышленных предприятиях, где основной упор делается на приоб-ретение профессиональных навыков. Профес-сиональное отделение готовит работников гостиниц, кулинаров, швей, чертежников, краснодеревщиков, ювелиров, операторов различного профиля и т.д. Выпускники это-го отделения также могут продолжить свое образование.

Частные средние школы ориентированы главным образом на коммерческое професси-ональное обучение. Имеется небольшое чис-ло частных иноязычных школ, которые дей-ствуют на некоммерческой основе и управля-ются различными религиозными группами или обществами. Обучение в них продолжа-ется и или 7 лет и ведется на английском, французском и итальянском языках. При этом большое внимание уделяется изучению общеобразовательных предметов и иностран-ных языков.

В настоящее время девочки и мальчики обучаются в средних школах совместно (до середины 70-х гг. ХХ в. обучение было раздель-ным).

В 70-е гг. ХХ века в связи с наплывом беженцев с северной части острова правительство было вынуждено временно ввести обучение в две смены. Одновременно были принято решение о предоставлении бесплатного среднего обра-зования детям беженцев и сиротам, родители которых погибли или пропали без вести во время турецкой интервенции.

Подготовкой учительских кадров в стране занимается Педагогическая академия. Срок обучения -- 3 года, занятия ведутся на гре-ческом языке. Выпускники обязаны в течение 5 лет отработать учителями в начальных школах. В противном случае с них может взиматься компенсация стоимости обучения.

За последние десятилетия достигнуты зна-чительные успехи в деле преодоления негра-мотности. Об этом наглядно свидетельствуют данные об удельном весе неграмотных в со-ставе взрослого населения страны: в 1950 г. - 41%, в 1965 г- -- 25%. в 1973 г. -- 13%, в 1988 г. - всего 6%. Взрослым предостав-ляются широкие возможности получения об-разования в вечерних - учебных заведениях. Духовные центры, курсы при технических школах также способствуют удовлетворению потребности этой части населения в образо-вании.

За трехлетний срок нахождения у власти правительства Г.Василиу (1989 -- 1991) в области просвещения была проделана боль-шая работа по повышению уровня образова-ния, приняты важные решения, касающиеся самых разных аспектов деятельности системы просвещения. Началась реализация плана обязательного единого девятилетнего образования, унифицирована система экзаме-нов, стало обязательным получение кипрско-го свидетельства об образовании, а также приняты новые учебные программы и прави-ла для государственных школ. В области профессионально-технического образования введены новые специализации, в частности по таким направлениям, как моделирование и производство одежды, ювелирное дело, проектирование и строительная технология. Особого упоминания заслуживает проделан-ная работа по возведению и ремонту 524 школьных объектов. Кроме того, за упо-мянутые 3 года было закуплено школьное оборудование на сумму 4,2 млн. Кипр. фун-тов, а также выделено дополнительно 1,5 млн. Кипр. фунтов для удовлетворения нужд системы среднего образования, установки систем центрального отопления во всех без исключения школьных зданиях, в первую очередь в горных районах. В целом следует отметить, что ассигнования на нужды про-свещения возросли за этот период в 4 раза. За 1989-1991 гг., в 240 центрах повышения квалификации прошли переподготовку 15 тыс. человек.

Высшее образование кипрская молодежь до недавнего времени получала главным обра-зом за рубежом, в первую очередь в Греции и Турции, а также в Англии, Франции, США. ФРГ и других странах в основном за свой счет. По сообщению Департамент статистических исследований, в 1988-1989 гг. в высших учебных, заведениях перечисленных стран обучалось 9410 греков-киприотов.

В историческую летопись Республики Кипр войдет день 26 июля 1989 г., когда был под-писан Закон №144 о создании в стране университета. Выступивший на церемонии подписания министр просвещения А.Филиппу сказал, что в основу организации обучения в Кипрском университете будут положены луч-шие образцы мировой системы образования, включая опыт, традиции и новейшие дости-жения в этой области ведущих университетов США, Великобритании и других стран Евро-пы. В этой связи он выразил надежду на помощь и сотрудничество со стороны более чем 250 кипрских преподавателей и лекто-ров, работавших в зарубежных вузах, список которых был специально подготовлен к дате подписания закона.

Закон № 144 был разработан на основе доклада подготовительной комиссии, в рабо-те которой приняли участие 18 профессоров выдающихся преподавателей-киприотов из университетов зарубежных стран, все бывшие министры образования Кипра и известные кипрские ученые. Создание подготовительной комиссии было предусмотрено "Программой первых ста дней" правления президента Г.Васи-лиу. Работа этой специальной комиссии име-ла цепью подготовить почву для успешной деятельности Кипрского университета как высшего учебного заведения высокого обра-зовательного уровня, независимого и автономного, хотя и пользующегося финан-совой поддержкой государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.