Рефераты. Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

Учение В.И.Вернадского о ноосфере ра-зума и переходе биосферы в ноосферу, Н.Ф.Федорова об "общем деле" как "вне-сении в природу воли и разума", идея всеединства В.Соловьева, общие для всех космистов идеи преображения мира как смысла человеческой жизни, направленно-сти творческих усилий человека на дости-жение антропоприродной гармонии, по-строение глобальной цивилизации как еди-ного социально-природного комплекса не только заложили основы нового типа научного мышления, но и оказали несомненное влияние на тип образованности русского человека, определив в качестве ее харак-терной черты -- открытость миру, культу-ре, природе, общечеловеческим ценностям.

Итак, русская философская мысль вто-рой половины ХХ в. выявила характер-ные особенности историко-культурного суб-страта отечественного образования. Инва-риантными идеями конкретно-исторических концепций российской национальной шко-лы выступают: понимание человека как вселенской сущ-ности (антропоцентризм, антропокосмизм), как разумно-свободного существа, способ-ного внести ноосферное начало в жизнь Земли и Космоса;

утверждение православия в качестве все-ленской религии, способной быть моральным регулятивом в отношениях человека с Космосом, природой, людьми, придать духовные смыслы человеческой жизни;

осмысление феномена соборности как основного парадигмального принципа жиз-недеятельности человека, православной церкви, русской общины, и шире, русского общества, русской культуры: как прояв-ления истинного коллективизма, единения, единства человека и человеческого рода;

обоснование основных сфер жизнедея-тельности человека -- познания, труда, регуляции природы как условий сохране-ния и развития человеческой цивилизации и жизни человека на Земле.

Отражая общую духовную настроенность российского общества второй половины XIX -- начала XX вв., философская мысль оказала влияние на развитие куль-турно-образовательного идеала и практики деятельности школы, что под-тверждает анализ философско-педагогических воззрений выдающихся российских педагогов и деятелей школы.

Особую роль в развитии отечественного образования сыграл К.Д.Ушинский, в тру-дах которого были рассмотрены теорети-ческие основы становления и развития народной школы в России, что имеет принципиальное значение для понимания специфики образовательных процессов в школе. Применительно к России К.Д.Ушинский выделил три основных принципа воспитания: христианская духов-ность, народность и научность.

На основании этих принципов К.Д.Ушинским обоснована концепция на-родности образования, в которой получили развитие идеи о необходимости опоры об-разования на воспитательный идеал наро-да; об укорененности школы в народную среду, "русскую почву"; о демократической организации образовали, которое должно не насаждаться сверху, а быть собствен-ным делом народа; о педагогическом "ре-ализме" в отношении содержания образо-вания, его связи с потребностями народ-ной жизни; о внесении гуманистического начала во все виды образования и обес-печении синтеза его гуманитарного и ес-тественнонаучного компонентов; о влиянии образования на духовное развитие народа и улучшение его жизни.

Концепция народности образования на-шла дальнейшее развитие в оригинальной педагогической системе С.А.Рачинского, который считал, что личность ребенка формируется с помощью трех важнейших начал: национального характера, веры и просвещения. Воспитательная задача шко-лы, утверждал он, состоит в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа. Воспитательные задачи школы были обоснованы им как приоритетные. В их числе на первое место поставлено вос-питание нравственности и способностей к творчеству.

Цельная системообразующая концепция воспитания личности, основанная на прин-ципах народности, природосообразности, гуманизма, нравственности, составляет ядро педагогических воззрений Л.Н.Толсто-го. Идея народности сочетается в ней с идеей свободы. Свободное воспитание -- необходимое условие истинного духовно-нравственного и творческого развития ре-бенка. Основу русской педагогики Л. Н. Толстой видел в культурно-исторических тра-дициях народа, языке, вере, нравственном самосовершенствовании личности.

Воспитание свободной творческой лично-сти составляет основу "космической педа-гогики" К.Н.Вентцеля, в которой идеи кос-мизма органически сочетаются с идеями индивидуальной свободы и культа ребенка как гражданина космоса и субъекта инди-видуальной жизни, обладающего нрав-ственным самосознанием, способного к нравственному саморазвитию, духовному обогащению своей личности путем освое-ния общечеловеческой и национальной культуры.

Анализ философских педагогических воз-зрений выдающихся деятелей российской педагогики о народности образования поз-воляет проследить путь движения педаго-гической мысли в направлении раскрытия смыслов образования в русской нацио-нальной школе и обоснования условий, обеспечивающих развитие творческих лич-ностей, способных к сохранению ее куль-турно-исторических традиций и созданию культурных форм народной жизни. В пе-дагогической теории и практике выдающихся деятелей российского образования дано глубокое обоснование причинам народности, природной сообразности, культурно сообразности, религиозной нравственности. Школа получила окончательное обоснование как школа народная, будучи продуктом исторической жизни народа, отражая мировосприятие, миросозерцание народа, его представления о ценностях и идеалах, воспитывая у учащихся типичные черты народного характера и обогащая духовный опыт народа.

Современная школа рассматривается как наследница культурно-педагогической традиции, заложенной деятелями образования и известными педагогами второй половины XIXв. Смысл этой традиции и выражает понятие "народная школа".

Основная проблема развития школы всегда состояла в противоречии между ее уникальным народным духом, общественным характером жизнедеятельности, открытостью социуму и официальным содержанием ее деятельности, предписываемым "сверху", т.е. государственным характером управления, направленным на ее унификацию. Преодоление этого противоречия не всегда происходило в пользу школы, поэтому ей приходилось постоянно как бы самовозрождаться, утверждать свою миссию, ценности и цели. Процессу становления и саморазвития школы как уникального образовательного института способствовало осознание учителями, родителями, учащимися, сообществом ее ценностей, т.е. тех образцов культурно-исторической жизни народа, на воссоздание которых была направлена ее деятельность.

В советский период гуманистические ценности и смыслы школы претерпели глубокую трансформацию, обусловленную идеологическим и партийным диктатом. Ключевой задачей реформы образования в постсоветский период стало его возвращение в контекст общечеловеческих и национальных ценностей. Применительно к школе это означает возрождение и воссоздание духовности и культуры, чувства хозяина, превращение школы в действительный фактор развития
социума и духовной жизни народах Социологическое исследование, в целях выявления ценностно-смыс-ловых основ современной школы, указывает на большой расхождения в путях ее развития, высказанных основны-ми субъектами образовательного процес-са -- родителями, учителями, учащимися, которым предстоит в совместной работе
восстанавливать и возрождать ценностно-смысловые основы школы, ее
культурно-историческую миссию, традицио-нализм народной школы.

Для консолидации их усилий необходим обратиться к такой неизменной духовной константе образования, как его ментальность, считая, что именно в ней воплощаются характерные черты национального бытия народа и создаваемых им форм образования и духовного развития. И поэтому воссоздание ментального образовательного пространства станет консолидирующим фактором в развитии современной школы как школы национальной, воплощающей дух и культурно-образовательные традиции русского народа.

Анализ историко-педагогических проблем развития народной школы России приводит к мысли, что ментальность как категория историческая и философская лежит в основе национально осмысленных педагогических теорий, концепций, систем. Следовательно, изучение ментальности образования приобретает особую актуальность в современной социально-культурной ситуации, так как его реформирование должно учитывать следующие аспекты:

первый -- на какие ментальные конструкты можно опереться, модернизируя социальную жизнь, сферу образования в ее соотношении с образами жизни;

второй -- какие новации в системе образования как сферы социальной жизни будут успешными или нет в силу присутствия устойчивости определенных ментальных структур. Под менталитетом в контексте данного исследования понимается система фундаментальных ценностей, культурных традиций и норм поведения, которая явным и неявным путем, передаваясь из поколения в поколение, стала основой формирования национального образа жизни, национального видения мира. Если менталитет -- понятие, характеризующее образ жизни нации, социальной общности, то ментальность -- понятие, отражающее отношение к менталитету отдельных людей, проявления менталитета в их бытии, привычных формах поведения и отношений, В менталитете содержится нечто традиционное, составляющее ядро, а к нему со временем приживается новое, которое, в свое время и в свою очередь, превращается в традицию. Определение содержания этого ядра -- ключ к пониманию многих социальных процессов, основа для прогнозов и ожиданий, для успешности социальной практики, К числу наиболее характерных черт ментальности крестьянской жизни и крестьянского самосознания можно отнести: особое отношение к земле, природе, открытость социума, доверительность человеческих отношений, общинность, заботу о каждой семье и каждом члене общины и др. взаимопомощи, взаимовыручке в неблагоприятных погодных условиях.

Этим подтверждается миссия школы -- быть школой народной, создаваемой и управляемой народом, выражающей общенародные ценности и цели, связанной с культурой народа, помогающей народу в решении важных проблем жизни, сохраняющей ментальные черты, традиции и создающей новые формы культурной жизни народа.

Рассматривая взаимоотношения, что ее школы и народа, можно считать важнейшая функция заключается в сохранении русского народа как самобытного этноса.

Известно, что этнос -- это межпоколенная группа людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культу рой, самосознанием. Народ характеризуется единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни, особым общественным духом. Раскрывая сущность последнего, философы утверждают, что дух -- это орган коллективного единства, откликающийся как рефлектор но невольно, так и творчески сознательно на события народной жизни (Г.Шпет). Дух выступает и как хранилище самой разнообразной информации, опыта и ценностей, т.е. кол-лективное достояние людей, живущих в том или ином обшестве (П.И.Смирнов), Важнейшие единицы хранения -- ценно-сти, знания и нормы, благодаря которым дух управляет поведением людей, оценива-ет происходящие в обществе события, дает импульс развитию.

Свои функции школа может выполнить только через воспитание у уча-щихся черт национального характера. На-циональный характер -- это генотип плюс культура, т.е. это сочетание взаимо-влияния того, что человек получает от природы, и того, к чему он приобщается в процессе жизни и образования. Хотя многие исследователи, изучавшие феномен русского характера, отмечают его загадоч-ность и непознанность, общими усилиями ученых определены наиболее типичные его проявления: душевная щедрость, человеч-ность, религиозная нравственность, дарови-тость, стремление к воле, преобладание иррационального, эмоционально-чувственного отношения к жизни и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.